4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
Показатели транспортной обеспеченности и доступности отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения отдельных стран и регионов характеризуются:
территориальнымпоказателемгустоты сети
dS=1000Lэ/S, (18)
измеряемым отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ к 1000 км2 площади территорииS.
Однако при равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у региона, численность населения которого Nбольше. Тогда можно использовать
показательгустоты сети по населению
dN=10000Lэ/ N, (19)
характеризующий транспортную обеспеченность населения, измеряемый отношением протяженности эксплуатационной длины сети Lэ к 10000 чел.
Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченности территории с учетом и площади, и численности населения используется:
обобщенныйпоказательгустоты сети
(20)
Вместе с тем, очевидно, что при одинаковой численности населения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размещения производства. С учетом объема предъявляемых к перевозке грузов Q, (тыс. т) иобжитой площадиSoиспользуется:
универсальный показательгустоты сети
(21)
Для комплексной оценки транспортной обеспеченности региона, имеющего пути сообщений различных видов транспорта используется
комплексный показатель густотысети
(22)
учитывающий приведенную длину путей сообщенияLприв, измеряемую в приведенных км и обжитую площадьSо. Предложены следующие коэффициенты приведения 1 км эксплуатационной длины различных видов транспорта к 1 км длины железных дорог
(23)
с учетом сопоставления уровней пропускной и провозной способности магистралей:
для усовершенствованной автомагистрали kприв = 0,45,
для автодороги с обычным твердым покрытием kприв= 0,15,
для речного пути kприв =0,25,
для магистрального газопровода kприв =0,30,
для нефтепровода среднего диаметра kприв= 1,0
Пользуясь формулой определения комплексной густоты сети dк, можно, хотя и с большой степенью условности, сопоставить транспортную обеспеченность различных стран и регионов мира, что показано в таблице 4.
Таблица 4 - Транспортная обеспеченность различных стран мира
Регионы и страны | |||||
Мир в целом | 1,81 | 15,6 | 8,2 | 11,5 | 3,1 |
СНГ | 0,65 | 5,2 | 5,0 | 10,6 | 2,6 |
Россия | 0,51 | 2,4 | 4,2 | 6,8 | 2,0 |
США | 2,27 | 62,3 | 28,4 | 54,3 | 10,5 |
Азия | 1,35 | 13,8 | 5,7 | 4,4 | 1,4 |
Африка | 0,50 | 2,1 | 1,2 | 2,8 | 1,1 |
В приведенной таблице: dsжд,daвтоs,dsoбщ– показатели густоты транспортной сети соответственно для железнодорожного, автомобильного и для всех видов транспорта (общий).
Как видно, Россия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности, сопоставимые только с показателями стран Африки и Азии. Это, безусловно, свидетельствует о низком уровне транспортного обслуживания потребителей в нашей стране и необходимости дальнейшего развития путей сообщения Российской Федерации. Однако соотношение густоты приведенной транспортной сети России и США 1:5 (2,0 и 10,5 км.) не полностью отражает разрыв в уровне транспортной обеспеченности этих стран. Следует учитывать также:
показатели интенсивности использования транспорта
(24)
(25)
(25)
Разрыв между Россией и США по этим показателям значительно меньше, их соотношение составляет примерно 1:2. В некоторых случаях вместо грузооборота, т.е. транспортной работы, используют объем перевозок, доходы или затраты транспорта.
Отношение приведенного грузооборота (ткм) к 1 руб. или 1 долл. национального дохода (т.е. валового внутреннего продукта - ВВП) страны естьмакроэкономический показатель уровня транспортного обслуживанияdм:
. (26)
В России dм14 прив. ткм. На сопоставимую единицу национального дохода, в Индииdм2 прив. ткм, в Японииdм1,2 прив. ткм, а в СШАdм4 прив. ткм на 1 долл.
В нормальных условиях развития государства темпы роста удельной величины транспортной работы должны соответствовать темпам прироста ВВП. Эти соотношения в значительной мере зависят от общей транспортной политики государства, направленной на оптимизацию транспортной работы, сокращение затрат на перевозки, рационализацию размещения и развития производительных сил и транспорта. В долгосрочной перспективе целью нашего государства должно быть относительное сокращение грузовых перевозок и определенный рост спроса на пассажирские перевозки. При этом должен быть повышен уровень доступности транспорта потребителями транспортных услуг.
Показатель транспортной доступности dдост, (ч.), может быть определен как средневзвешенная величина затрат времени на перемещение грузов и пассажиров в регионе в зависимости от конфигурации размещения и густоты его транспортной сети:
по грузовым перевозкам:
(27)
по пассажирским перевозкам:
(28)
где: – суммарное время доставки грузов в регионе за год,
тч.,– суммарное время перемещения пассажиров в регионе за год, пассч.
Этот качественный показатель характеризует надежность транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг.По расчетам, надежной считается такая сеть всех видов путей сообщения в регионе, которая позволяет достичь любой его точки из любой другой за время, определенное нормативом (для средних условий России во внутриобластных перевозках грузов: 3 – 4 ч., пассажиров: 1,7 – 2 ч., а в межобластных, в среднем 2 – 3 и 1 – 2 суток соответственно).
Разумеется, эти показатели весьма существенно различаются по видам транспорта и территориям субъектов Федерации. Так, транспортная доступность в Центральном экономическом районе, насыщенном путями сообщений железнодорожного и других видов транспорта, в 8 – 10 раз превышает (т.е. меньше времени) аналогичные показатели районов Сибири и Дальнего Востока. Уровень транспортной доступности для потребителей транспортных услуг в определенной мере свидетельствует об уровне цивилизации и развития инфраструктуры в государстве, а его повышение способствует улучшению социально – экономического положения страны.
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области