5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
Цель и содержание работы. Повышение режимов работы автомобильного транспорта до двух-трех смен обязывает эксплуатировать их в темное время суток, когда происходит половина дорожно-транспортных происшествий, а повышение скоростных качеств автомобиля требует высокой надежности и уверенности в его управлении, которые обеспечиваются техническим состоянием систем управления, сигнализации, работой внешних световых приборов, содержанием и качеством дорожного покрытия и другими факторами. Техническое состояние внешних световых приборов и их правильное использование при эксплуатации автомобиля должны обеспечивать особую культуру дорожного движения. Например, неправильная установка или нарушение правил включения фар, указателей поворотов, светосигнальных огней могут создать одной автотранспортной единицей до ста дорожных ситуаций в час.
Основная цель лабораторной работы – научить учащихся практическим действиям и навыкам в диагностировании внешних световых приборов. Содержание работы: изучение основных требований к техническому состоянию внешних световых приборов и вероятных последствий и причин дорожно-транспортных происшествий; определение технического состояния приборов внешним осмотром и проверка их действия; изучение приборов для проверки фар и регулировка их правильной установки.
Контрольно-диагностическое оборудование. Оборудование рабочего места: рабочая площадка с экраном; приборы для проверки и регулировки фар КЗОЗ, К310; набор ключей; секундомер; набор оптических элементов фар и светосигнальных огней; автомобиль с работающими внешними световыми приборами.
Экран 5 (рис. 72) располагают на рабочей площадке 6 в затемненном месте. В целях универсальности использования для разных моделей автомобиля на экране устанавливают подвижную горизонтальную линейку 2, а на ней под углом 15° две наклонных линейки 4 и 3, которые передвигают осью отсчета по высоте центров фаз проверяемого автомобиля, для чего на экран наносится шкала отсчета 1. Негоризонтальность площадки допустима не более 5 мм на 1 м.
Приборы КЗОЗ и К310 (рис. 73) предназначены для определения силы света, направления светового потока фар и правильной их установки. Тип прибора — передвижной, оптический с фотометрическим устройством. Основная часть прибора — оптическая камера (рис. 74), состоящая из собирательной линзы 1, экрана 4, фотометра — фотоэлемента 2 и электрически связанного с ним микроамперметра 3.
Правильность положения фары 6 определяется по направлению ее светового потока. Пучок света фары, посланный в оптическую камеру прибора, фокусируется линзой и проецируется на экране в виде светового пятна, по положению которого судят о направлении светового потока. Сила света фары оценивается по силе тока, полученного в результате преобразования фотоэлементом световой энергии в электрическую и зарегистрированного микроамперметром.
На приборе К310 установлено ориентирующее устройство — широкоугольный визир. Высота установки оптической камеры 300—1150 мм.
Состав и порядок выполнения работы. Технические условия. На автотранспортном средстве должны быть установлены фары одного типа светораспределения. Рассеиватели и лампы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2023—75 и ГОСТ 5635—80.
Направление максимальной силы света фар типа R должно совпадать с осью отсчета. Суммарная сила света фар всех типов R и RС (при дальнем свете), измеренная в направлении оси отсчета, должна быть не менее 20000 кд.
Сила света противотуманной фары в вертикальной плоскости, проходящая через ось отсчета, должна быть: =<675 кд в направлении 3° вверх; >=1000 кд в направлении 3° вниз.
Фары типов R и RС должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости дорожного полотна на углы не менее: 0°52' — для легковых автомобилей, 1°26' — для грузовых автомобилей и автобусов.
Таблица 5.3 Технические условия для проверки фар
Модель автомобиля. | Расстояние от фары до экрана, м. | Высота установки горизонтальной линейки ниже центра фар, мм. |
АЗЛК-2141 | 5,0 | 75 |
ГАЗ-24 «Волга» | 7,5 | 75 |
ГАЗ-3102 «Волга» | 5,0 | 50 |
Г АЗ -53 А | 7,5 | 75 |
ГАЗ-5312 | 5,0 | 100 |
ЗИЛ-130 | 10,0 | 100 |
ЗИЛ-4331 | 10,0 | 150 |
МАЗ-500 А | 10,0 | 150 |
КамАЗ-5320 | 10,0 | 300 |
Проверку световых приборов необходимо проводить на специальном посту с помощью экрана или оптического прибора с ориентирующим приспособлением. Расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном должно быть не менее 5 м, неровности рабочей поверхности площадки допускаются не более 5 мм на 1 м2, а угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой 90 ± 5°.
При включении фар не допускается одновременное действие дальнего и ближнего света. Габаритные огни должны работать в постоянном режиме, а сигнал торможения — при нажатии на педаль тормоза в начале ее рабочего хода. Указатели поворота и боковые повторители указателей должны работать в проблесковом режиме, частота следования проблесков 90±30 в минуту, время его включения в работу не более 3 с.
Сила света светосигнальных фонарей в направлении оси отсчета должна быть в пределах:
габаритные: 2—60 кд для передних и от 1 до 12 кд для задних;
сигналы торможения: 204—100 кд с одним уровнем, 20—520 кд с двумя уровнями днем и 5—80 кд ночью;
указатели поворотов: 80—700 кд для передних, а для задних 40—200 кд с одним уровнем, 40—400 кд с двумя уровнями днем и 10—100 кд ночью.
Технические условия для проверки фар на специальном экране приведены в табл. 5. 3 (без нагрузки автомобиля и с нормальным давлением воздуха в шинах).
Проверка производится поочередным включением ближнего света каждой фары.
Последовательность выполнения работы. 1. Проверка установки фар на специальном экране производится в последовательности операций.
Установить ненагруженный автомобиль на рабочей площадке с расстоянием от экрана, указанным в табл. 5.3. При этом продольная плоскость симметрии автомобиля должна проходить по линии V экрана (см. рис. 75).
Протереть стекла, проверить крепление корпуса и снять защитный обод фар.
Проверить и довести до нормы давление воздуха в шинах.
Размерить экран и установить горизонтальную линейку 2 на необходимой высоте (см. рис. 72), а наклонные линейки 4 и 3 совместить с осью отсчета 0 по высоте центров фар.
Включить ближний свет фар и, закрыв одну из фар, отрегулировать с помощью винтов горизонтальной и вертикальной наводки положение оптического элемента автомобиля ЗИЛ-4331 таким образом (рис. 75), чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участков совпала с линией X—X, а наклонные ограничительные линии, направленные вверх под углом 15°, исходили из точек 0 и максимальное смещение вершины угла от точки 0 к краям экрана не превышало 150 мм.
Такие же операции необходимо повторить на второй фаре, а затем надо включить дальний свет обеих фар. Центр наложенного светового пятна должен лежать на пересечении линий X—X и V-V.
На автомобиле ГАЗ-3102 регулировка фар производится при помощи ручек корректора, доступ к ним — со стороны подкапотного пространства.
Запрещается при установке в фару галогенной лампы касаться руками колбы во избежание ее разрушения.
2. Проверка установки фар прибором КЗОЗ или К310 (рис. 73) производится в последовательности операций.
Выполнить подготовительные работы, указанные в п. 1.
Установить прибор таким образом, чтобы ось его оптической камеры ориентировочно была бы продолжением оси рассеивателя одной из фар автомобиля. При этом перемещение оптической камеры относительно стойки 7 производится при отпущенном фиксаторе или педали, а расстояние между линзой камеры и рассеивателем фары должно составлять 300—500 мм.
Включить ориентирующее устройство 5 и проверить правильность его установки, совмещая линию зеркала с горизонтальной линией экрана 4, а затем направить световую полоску от трубок на передок автомобиля так, чтобы они освещали две симметричные точки.
Установить диском экрана требуемую величину снижения оси светового пучка фары для проверяемого автомобиля, включить дальний или ближний в зависимости от типа фар свет.
У правильно установленных фар центр светового пятна должен находиться в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий экрана и границы наклонных линий или границы между светом и тенью светового пятна.
Для проверки силы света фар необходимо включить дальний свет и по стрелке указателя микроамперметра 3 определить допустимую величину (зеленая зона).
Те же операции произвести и на других фарах.
При перерыве в работе с прибором линза оптической камеры должна закрываться непрозрачным чехлом во избежание попадания на нее лучей других источников света.
3. Проверка работы светосигнальных огней производится визуально по моменту включения, а указатели поворотов и боковые повторители — по частоте следования проблесков.
По окончании работы учащиеся должны составить отчет по содержанию, заполнить накопительную карту измерений или диагностическую карту, выполнить два-три эскиза и сделать техническое заключение.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы