4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.
К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.
Простое качествопассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.
Сложное качествохарактеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.
Интегральное качествохарактеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.
Для количественной оценки качества перевозок пассажиров совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:
безопасность перевозок,
уровень организации движения ТС во времени (частота, ритмичность, регулярность, точность движения, зависимость от внешних условий),
затраты времени на поездку, с учетом ожидания,
удобство пользования транспортом, т.е. комфортабельность.
Качество обслуживания характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу. К примеру, при обследовании пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте выявлено свыше 100 видов претензий, При этом они распределялись следующим образом: претензии по техническому и санитарному состоянию вагонов — 44,7%; по организации питания в пути следования — 29,7%; комфортабельности поездки — 24%; организации компостирования билетов в пути следования — 1%; по прочим причинам — 0,6%.
Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабельность и удобство поездки, быстрота оформления проездных билетов, частота и регулярность движения, беспересадочность сообщений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочтение тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т. п.
Выборочное обследование пассажиропотоков на железнодорожном транспорте показало значимость для пассажиров качественных характеристик транспортного обслуживания пассажиров: скорость - 16,7%, комфортабельность - 23,3%, частота отправления поездов -5,6%, своевременность отправления и прибытия поездов - 17,7%, затраты времени на оформление билета - 21,7%, объем услуг, оказываемых на вокзалах и в пути следования - 11,5%, стоимость билета - 3,5%.
Эти данные свидетельствуют о том, что первостепенное значение для пассажиров железных дорог на момент обследования имели комфортабельность поездки и затраты времени на приобретение билета, остальным факторам пассажиры придавали меньшее значение.
Скорости сообщения как показатели качества являются весьма значимыми для пассажиров. На железных дорогах России средняя техническая и участковая скорости движения пассажирских поездов составляет около 45 км/ч и это уже сейчас сказывается на конкурентоспособности железнодорожного транспорта. На автомобильном транспорте технические скорости движения в городских условиях небольшие (в среднем 25—30 км/ч), а на автомагистралях за городом 60-70 км. Наиболее высокие скорости на воздушном транспорте (600-1000 км/ч).
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области