logo search
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

4.4. Показатели качества пассажирских перевозок

Качество обслуживания зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и тех­нического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.

К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.

Простое качествопассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.

Сложное качествохарактеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.

Интегральное качествохарактеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.

Для количественной оценки качества перевозок пассажиров совокупность его характеристик разбивается на 4 категории:

Качество обслуживания характеризуется наличием претензий пассажиров к обслуживанию на вокзалах и в пути следования, по несвоевременному отправлению и прибытию поездов, а также по несоответствию предлагаемой категории поезда, типа вагонов, места, даты отправления поезда реальному спросу. К примеру, при обследовании пассажиров дальнего следования на железно­дорожном транспорте выявлено свыше 100 видов претензий, При этом они распределялись следующим образом: претензии по техническому и санитарному состоянию вагонов — 44,7%; по организации питания в пути следования — 29,7%; комфортабель­ности поездки — 24%; организации компостирования билетов в пути следования — 1%; по прочим причинам — 0,6%.

Важными показателями потребительских свойств продукции пассажирского транспорта являются: скорость, комфортабель­ность и удобство поездки, быстрота оформления проездных би­летов, частота и регулярность движения, беспересадочность со­общений и др. Руководствуясь ими, пассажир отдает предпочте­ние тому или иному виду транспорта, виду сообщений, времени поездки и т. п.

Выборочное обследование пассажиропотоков на железнодо­рожном транспорте показало значимость для пассажиров качест­венных характеристик транспортного обслуживания пассажи­ров: скорость - 16,7%, комфортабельность - 23,3%, частота отправления поездов -5,6%, своевременность отправления и прибытия поездов - 17,7%, затраты времени на оформление билета - 21,7%, объем услуг, оказываемых на вокзалах и в пути следования - 11,5%, стоимость билета - 3,5%.

Эти данные свидетельствуют о том, что первостепенное значение для пассажиров железных дорог на момент обследова­ния имели комфортабельность поездки и затраты времени на приобретение билета, остальным факторам пассажиры придавали меньшее значение.

Скорости сообщения как показатели качества являются весь­ма значимыми для пассажиров. На железных дорогах России средняя техническая и участковая скорости движения пассажир­ских поездов составляет около 45 км/ч и это уже сейчас сказывается на конкурентоспособно­сти железнодорожного транспорта. На автомобильном транспорте технические скорости движе­ния в городских условиях небольшие (в среднем 25—30 км/ч), а на автомагистралях за городом 60-70 км. Наиболее высокие скорости на воздушном транспорте (600-1000 км/ч).