Состав и порядок выполнения работы.
1. Статическая балансировка выполняется на станке К125 (см. рис. 63) непосредственно на легковом автомобиле без снятия колес. Перед балансировкой надо выполнять ряд подготовительных операций:
вывесить передние колеса от поверхности площадки на 50— 90 мм, снять с обода балансировочные грузики, проверить легкость вращения колеса и люфт в подшипниках ступиц, поставить упоры под задние колеса;
установить датчик под нижний рычаг передней подвески ближе к колесу; правильность присоединения датчика проверяется путем легкого постукивания по протектору верхней части колеса. При этом должна вспыхивать стробоскопическая лампа станка; проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормального значения (см. табл. 4. 1);
проверить индикатором радиальное и осевое биение обода колеса и шины, а также суммарный люфт в шарнирных соединениях передней подвески. Они не должны превышать значений, указанных в табл. 4. 3.
На колесо наносят произвольную метку, которая в свете импульсной лампы будет казаться на вращающемся колесе неподвижной (в силу того, что частота зажигания лампы равна частоте колебаний подвески, зависящей, в свою очередь, от скорости вращения колеса); положение метки запоминают и, остановив колесо тормозом, поворачивают его рукой так, чтобы метка заняла по отношению к вертикальной оси на плоскости колеса то же положение. После этого на верхнюю точку обода колеса с внешней стороны устанавливают грузик с массой, соответствующей показаниям измерительного прибора. Операцию повторяют до тех пор, пока колесо не окажется статически уравновешенным, о чем будет свидетельствовать нахождение стрелки прибора в пределах определенной зоны шкалы. Допустимая статическая неуравновешенность колес легковых автомобилей не должна превышать 5—10 Н*см (в зависимости от размера шины)
Таблица 4.3. Диагностические параметры колес автомобиля.
Диаметр обода колеса, дюйм. | Допустимые радиальное и осевое биения обода колеса, мм. | Допустимые радиальное и осевое биения шины, мм. | Допустимый суммарный люфт, мм. |
до 15 | 1,5 | 5 | 1,5 |
16-18 | 2,0 | 6 | 1,8 |
19-22 | 3,0 | 8 | 2,0 |
2. Динамическая балансировка выполняется на станке модели К121 (см. рис. 64) со снятием колес легкового автомобиля. Перед балансировкой необходимо проверить техническое состояние обода и диска колеса, степень и равномерность износа рисунка протектора, удалить застрявшие в протекторе предметы. При наличии порезов или трещин в покрышке, и деформации обода колесо нельзя подвергать балансировке до устранения неисправностей.
Колесо должно быть чистым и исправным (балансировочные грузики снимаются). После этого колесо устанавливается на вал станка, надежно крепится на его планшайбе и закрывается ограничительной сеткой. В основу определения величины и места расположения на колесе дисбалансных масс положен принцип возникновения разности центробежных сил, расположенных несимметрично относительно оси профиля шины. При динамической балансировке вал станка 2 (см. рис. 64, б) с колесом 3 раскручивается до определенной частоты вращения. Неуравновешенная масса колеса вызывает механические колебания вала, которые через колеблющуюся систему 8 передаются на индукционный датчик 1, преобразующий их в электрические импульсы. Последние поступают в электронно-измерительный блок 4, где формируются в определенное напряжение, подаваемое на измерительный прибор 5. Прибор показывает величину неуравновешенных масс (в граммах), а положение масс определяется с помощью стробоскопической лампы 6 и градуированного диска 7, вращающегося синхронно с колесом. Момент вспышки лампы соответствует крайнему нижнему положению неуравновешенного места колеса. При статической балансировке колеса вал станка разобщают с приводом. Если колесо статически уравновешено, оно остается неподвижным при любом своем положении на валу.
Балансировка грузиками ведется в двух плоскостях колеса: при динамической — во внешней, при статической — во внутренней (так называемых плоскостях исправления).
3. Демонтаж и монтаж шин легковых автомобилей на стенде модели Ш501М (см. рис. 65): установить и закрепить колесо автомобиля на подставку 5 стола 4, подвести диски 7 под борта покрышки, ролик 6 упереть на обод колеса, подать сжатый воздух в цилиндр 11 и включить электродвигатель 2 привода вращения колеса; вывод верхнего борта на верхнюю полку производится рычагом 12;
при монтаже шины покрышку накладывают на обод диска так, чтобы она была смещена несколько в сторону рычагов нажимного устройства, а нижний борт с противоположной стороны заведен под верхнюю полку; заправляют покрышку в обод диска на станке, затем ее верхний борт вынимают демонтажным рычагом, вкладывают в покрышку слегка подкачанную камеру и вновь закатывают борт.
Управление стендом производится педалью подачи воздуха в цилиндр, кнопкой включения электродвигателя и кнопкой его реверсирования.
4. Ремонт камер выполняется на аппарате модели 6134 (см. рис. 66). Для этого необходимо: зашероховать поврежденный участок камеры (размером до 30 мм) на корундовом круге и очистить от пыли; промазать 1 раз клеем приготовленную заплату из невулканизированной камерной резины, наложить ее на поврежденное место камеры и прикатать роликом от середины к краям; заплату из вулканизированной резины шерохуют по краю на ширину 40—45 мм, промазывают клеем, просушивают и обкладывают со стороны, промазанной клеем, полосой сырой камерной резины шириной 8—10 мм, затем наклеивают на камеру и прикатывают роликом; ремонтируемую камеру накладывают заплатой на рабочую плиту 4 с нагревательным элементом и при помощи нажимного винта 1 и специальной плитки плотно прижимают к корпусу 7, создавая давление 0,4—0,5 МПа (при этом винт 1 удерживается фиксатором 2); сигнальная лампа 6 загорается при достижении температурного режима вулканизации (143° С).
Отремонтированную камеру проверяют на герметичность путем погружения ее в ванну с водой. Давление воздуха в камере 0,05—0,1 МПа.
По окончании работы учащиеся оформляют отчет согласно содержанию задания, заполняют накопительную карту измерений, исполняют карту эскизов и делают техническое заключение.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы