logo search
Титул

6.5 Планирование качественных показателей

Качественными называют показатели, характеризую­щие качество использования локомотивов в эксплуатации, а также качество их ремонта. Основными из них являются средняя масса поезда брутто, участковая и техническая скорости движения поездов, среднесуточный пробег локомотива, производительность локомотива в грузовом движении, процент вспомогательного пробега локомотивов в грузовом движении к пробегу во главе поездов, деповской процент неисправных локомотивов, норма простоя локомотивов в ремонте.

При планировании качественных показателей необ­ходимо предусматривать наиболее эффективное использование локо­мотивов. Это обеспечивает повышение эффективности производства при том же парке локомотивов, рост производительности труда и снижение себестоимости перевозок. Все качественные показатели рассчитывают на пробег локомотивов в границах участков их обращения.

Обобщающим показателем использования локомотивов является их среднесуточная производительность ПЛ. В этом показателе через массу поезда Qбр отражается степень использования мощности локомо­тивов, а через среднесуточный пробег SЛ – степень использования локомотивов во времени. Кроме того, на производительность локомо­тивов влияет коэффициент вспомогательного пробега :

.

Производительность локомотива измеряется также тонно-километрами брутто, приходящимися на один локомотив в среднем в сутки:

.

Она рассчитывается по видам тяги в грузовом движении.

Среднюю массу грузового поезда брутто определяют с учетом вывозных и передаточных поездов. Она зависит от динамической нагрузки на вагон, порожнего пробега вагонов и состава поезда в вагонах. При расчете плановой средней массы поезда для депо принимаются весовые нормы и структура общего количества поездов по участкам обслуживания локомотивных бригад. Массу пассажирского поезда устанавливают в виде нормы для каждого поезда в зависимости от схемы поезда и массы брутто пассажирских поездов на основе приложений к графику движения поездов.

Среднесуточный пробег локомотива определяют отдельно для грузового и пассажирского движения. Он показывает, какое количест­во локомотиво-километров линейного пробега выполнил локомотив эксплуатируемого парка в среднем за сутки:

,

где – линейный пробег за год, локомотиво-км; Мэ – эксплуатируемый парк локомотивов.

Процент вспомогательного пробега локомотивов характеризует соотношение их вспомогательной и общей работы. Этот показатель рассчитывают по видам движения делением суммы вспомогательного пробега локомотивов на пробег локомотивов во главе поездов.

Потребный парк локомотивов для грузового движения определяют как частное от деления объема работы в тонно-километрах брутто на производительность локомотива:

.

Аналогично рассчитывают потребный парк локомотивов в хозяйственном движении.

Потребный парк локомотивов для пассажирского движения исчисляют делением линейного пробега локомотивов в пассажирском движении на среднесуточный пробег:

).

Потребный парк локомотивов для маневровой работы определяютделением затрат локомотиво-часов работы маневровых локомотивов на время работы одного локомотива за сутки:

.

Неэксплуатируемый парк локомотивов представляет собой сумму локомотивов резерва депо, локомотивов, временно неиспользуемых из–за неравномерности движения поездов, переоборудования или модернизации, и локомотивов, находящихся в ремонте.

Показателем, характеризующим качество работы депо по ремонту локомотивов, является процент локомотивов, находящихся в ремон­те, %:

,

где Мрем – количество локомотивов, находящихся в ремонте; Мпр – парк локомотивов, приписанных к депо;

,

Мэ – эксплуатируемый парк локомотивов; Мреэ – локомотивы, находящиеся в резерве депо.

Для определения количества локомотивов, находящихся в ремон­те, необходимо время нахождения всех локомотивов в ремонте в локомотиво-сутках разделить на число рабочих дней в планируемом периоде:

,

где NСР, NТР-3, NТР-2, NТР-1, NТО-3 – годовая программа соответствующих видов ремонта; ,,,,–норма простоя в соответствующих видах ремонта, сут; tПЛ – число рабочих дней в планируемом периоде.

В табл. 6.4 приведены нормы простоя локомотивов на техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах. При планировании норм простоя локомотивов в капитальном ремонте учитывают время на пересылку локомотивов от депо приписки до завода и обратно.

При планировании процента локомотивов, находящихся в ремонте, учитывают возможность сокращения этого процента путем совершенствования организации ремонта, повышения его качества, а также улучшение ухода локомотивных бригад за локомотивами.

Уровень производственных показателей депо планируют на основе организационно-технических мероприятий, которые намечены на плановый период.