5.2. Организация управления транспортной системой
Государственное руководство транспортной системой РФ, а именно гражданской авиацией, морским, речным, автомобильным транспортом и дорожным хозяйством осуществляет Министерство транспорта. В системе государственного управления отраслями транспортного комплекса, возглавляемый Министерством транспорта РФ, образованы Федеральная авиационная служба России (ФАС России), Федеральная служба морского флота России (Росморфлот), Федеральная служба речного флота России (Росречфлот), Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России).
Железные дороги являются единственным видов транспорта, на который не распространяется юрисдикция Министерства транспорта. Российские железные дороги по – прежнему управляются Министерством путей сообщения РФ (вся инфраструктура), и РАО «Российские железные дороги» (перевозки). Министерство транспорта, в отличие от существовавших ранее транспортных министерств, на распоряжаются собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Однако, правительством, на Министерство транспорта возложены важные государственные задачи. К их числу относится:
проведение государственной политики в области воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства, направленной на удовлетворение государственных нужд (выраженных через госзаказ), а также потребностей клиентуры (предприятий, организаций, частных фирм, граждан) в перевозках;
разработка совместно МСП России и Министерством экономики стратегии развития транспорта и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных программ;
разработка проектов, а также стандартов, норм и других подзаконных актов, определяющих порядок функционирования различных видов транспорта;
координация взаимоотношений различных видов транспорта при смешанных перевозках.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство транспорта выполняет следующие функции:
разрабатывает концепции, долгосрочные, среднесрочные и текущие сводные прогнозы социально – экономического развития транспортного комплекса;
осуществляет единую научно – техническую политику в транспортном комплексе, определяет ее приоритетные направления, разрабатывает межотраслевые научно – технические программы;
участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе;
участвует в развитии смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах;
участвует в разработке и проведении политики в области цен и тарифов;
проводит комплексный анализ состояния транспортной системы, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативно – правовых актов, имеющих общее значение для транспортного комплекса;
координирует законопроектную деятельность федеральных служб.
На морском транспорте, начиная с 1993 г., учреждены морские администрации портов (МАП), призванные осуществлять государственное регулирование деятельности компаний – судовладельцев, портов, ремонтных заводов и других предприятий, действующих на их территории. Поскольку морские порты являются, как правило, транспортными узлами и взаимодействуют с сухопутными видами транспорта, в 2004 году часть функций МАП передана ФГУП «Росморпорт» и его филиалам. Они представляют собой координирующие органы по согласованию совместной работы всех предприятий транспортного узла.
На железнодорожном транспорте в основном сохранена вертикальная структура управления: МПС - дороги - отделения дорог со структурными единицами, т. е. линейными предприятиями (локомотивными и вагонными депо, станциями, дистанциями, участками и др.). Хотя МПС и сохраняет некоторые оперативно-распорядительные функции, в его ведении находится инфраструктура, железные дороги в лице РАО «Российские железные дороги» получили большую самостоятельность в решении хозяйственных,коммерческих и управленческих вопросов.
На автомобильном транспорте осуществление функций государственного регулирования делегируется региональным органам управления транспортом, создаваемым администрациями регионов.
Объективной тенденцией совершенствования управления транспортной системой должны быть децентрализация и делегирование властных и управленческих функций центра регионам.
При этом, однако, центральные органы управления транспортом должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных решений принципиального характера, а также постоянно контролировать состояние транспортной системы.
Существующая система управления транспортной деятельностью в большинстве регионов России не соответствует новым политическим, экономическим и социальным условиям, не учитывает повышения самостоятельности территорий. Появилась объективная необходимость ее коренного изменения.
Структура органов управления транспортом региона, соответствующая распространенной мировой практике, включает в себя:
органы транспортной администрации (департамент или комитет транспорта),
региональные отделения Российской транспортной инспекции (РТИ),
органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и другие надзорные и контролирующие органы;
неадминистративные хозяйственно-финансовые органы и предприятия, осуществляющие от имени транспортной администрации функции финансовой и материально-технической поддержки транспортной системы региона (служба единого заказчика транспортных услуг, специализированные производственные ассоциации, фонды, транспортные банки, консорциумы). Так, служба единого заказчика должна заниматься, например, распределением в интересах населения дотаций и материальных ресурсов между предприятиями общественного транспорта и контролировать исполнение ими своих договорных обязательств по количеству и качеству предоставляемых транспортных услуг,
координационные органы (советы по транспорту, рабочие группы и комиссии) и общественные организации (например, Ассоциация транспортников и т. п.), осуществляющие подготовку и предварительное обсуждение важнейших решений в области развития транспортной системы региона, принимаемых в дальнейшем транспортной администрацией.
Регионам могут делегироваться следующие функции центральных органов управления транспортной системой:
распределение централизованных финансовых и материальных ресурсов, направляемых для поддержки транспортных предприятий;
разработка и контроль уровня тарифов на местные перевозки; участие в выдаче лицензий на транспортные виды деятельности, в том числе установление для транспортных предприятий региона дополнительных условий;
управление объектами и предприятиями федеральной формы собственности и т. п.
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области