logo search
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта

Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транс­портных услугах и повышения эффективности использования транспортных ресурсов. Однако специфика каждого из видов транспорта, их техни­ческие и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что несколько ограничивает воз­можность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта.

Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурируют друг с другом.

Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транс­портом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществ­лять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.

Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие ав­томобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную разви­тость автодорожной сети в России и технического сервиса, конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только на относи­тельно коротких расстояниях (до 200—500 км).

В пассажирских междугородных перевозках наиболее конкурентны между собой железнодорожный и воздушный транспорт наряду с взаи­модействием с автобусным сообщением в конце маршрутов.

В конечном cчетe, пpaвильными и эффективными являются те фор­мы функционирования различных элементов транспортной системы, кото­рые в наибольшей степени соответствуют интересам потребителей транс­портных услуг. Таким образом, в рыночной экономике объективно на пер­вый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимо­действию и координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам "от двери до двери" и "точно в срок".

Поэтому на транспортном рынке конкурентные факторы часто усту­пают интеграционным, координирующим к взаимной выгоде и транспор­та, и клиентуры. Тесное взаимодействие различных видов транспорта яв­ляется основой эффективного функционирования единой транспортной системы страны.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в нескольких областях (сферах):

Взаимодействия видов транспорта предполагает следующие формы координации:

Эти формы взаимодействия различных видов транспорта реализуют­ся через:

Для удобства пассажиров строятся объединенные пассажирские во­кзалы и станции (железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-ав­тобусные и др.), совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительные центры в крупных транспортных узлах.

Технологическая область взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:

Организационная сфера координации охватывает управленческую и информационную области взаимодействия различных видов транспорта. Они предусматривают:

Экономическаяобласть взаимодействия включает в себя:

Правовая область взаимодействия включает в себя решение юриди­ческих, правовых вопросов, касающихся взаимоотношений между различ­ными видами транспорта и между органами транспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами). При этом имеются в виду разработка, согласование и контроль за соблюдением правовых положений о взаимной ответственности сторон по выполнению контрактов и договоров на пере­возку, обеспечению безопасности перевозок, сохранности грузов и багажа, а также за выполнением страховых обязательств и общегосударственных законов, уставов, кодексов и других подзаконных актов и инструкций на различных видах транспорта, в том числе в смешанных сообщениях.

Формы и методы конкуренции между транспортными предприятия-ми внутри одного или нескольких видов транспорта основываются на об­щепринятых экономических законах рынка, балансировании спроса и предложения на транспортные услуги в смешанных сферах деятельности и полигонах обслуживания. Решающую роль играют обеспечение конкурен­тоспособности транспортных услуг того или иного вида транспорта, проведение эффективной маркетинговой стратегии на транспортном рынке, умелое управление затратами и ценовой политикой (в рамках законов), внедрение новых эффективных технологий и техники и постоянное повы­шение качества транспортного обслуживания клиентуры. Однако для реа­лизации этих методов необходимы определенные общеэкономические ус­ловия - замедление инфляции, стабилизация финансовой системы и ук­репление рубля, устранение взаимных неплатежей предприятий, разумная налоговая политика и хорошая законодательная база. Нужны также равно­правные для субъектов рынка условия в области ценообразования, что от­сутствует, в частности, сейчас на железнодорожном транспорте. Вместе с тем определенная конкуренция между видами транспорта России, в част­ности между железными дорогами и автотранспортом, а также воздушным транспортом в пассажирских перевозках существует. Имеется конкуренция и на параллельных речных и железнодорожных направлениях, например в Поволжье.

Разумное использование различных форм взаимодействия и элемен­тов конкуренции между видами транспорта позволит надежно обеспечить потребителей транспортными услугами.