logo search
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе

Значение транспорта в экономике любого государства объек­тивно характеризуется такими показателями, как доля транспор­там валовом внутреннем продукте, основных фондах, капиталь­ных вложениях и некоторыми другими.

Доля грузового транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет примерно 8%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой от 9 до 12%. Низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недостаточно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нерациональная структурная и инвестиционная политика, отстава­ние в развитии транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% по разным видам транспорта (в развитых странах она превышает 25 - 30%).

Транспорт относится к числу наиболее капиталоемких отраслей экономики. В развитых странах ежегодные капиталовложе­ния в, инфраструктурные отрасли, крупнейшей из которых явля­ется транспорт, составляют, примерно 20%. При этом в эти от­расли идет около половины государственных инвестиций. В Рос­сии доля транспорта в инвестициях в народное хозяйство дли­тельное время была стабильной и составляла 13%.

Следует отметить еще такой важный показатель, как транспортная подвижность населения, измеряемая числом пассажиро-км, приходящихся на одного жителя страны в год. Спад экономике, значительный рост пассажирских тарифов, падение уровня жизни большей части населения России сказались на транспортной подвижности населения. Этот показатель составил 3,5 тыс. пассажиро-км во внегородском сообщении год на одного жителя. Таким образом, транспортная подвижность в России ниже, чем в развитых странах в два-три раза. Опасность этой тенденции состоит в том, что снижается мобильность трудовых ресурсов, и в результате создаются серьезные трудности для формирующейся рыночной экономики.

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть ной Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии. Общая протяженность мировой транспортной сети всех видов транспорта (без морских линий) составляет более 31 млн. км, в том числе 25 млн. км наземных путей сообщения (без воздушных линий). Протяженность мировых путей сообщения по видам транспорта распределяется следующим образом; 86% - автомобильные дороги, 7% - железные дороги, 4% - трубопроводы и 3% - судоходные речные пути, включая каналы, озера водохранилища.Место различных видов транспорта Российской Федерации в мировой транспортной системе можно определить из следующих сопоставлений.

Железнодорожный транспорт. Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России равна 87 тысяч километров, что составляет примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они выполняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагают более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог - 188 тыс. км. Однако по показателю «густота транспортной сети» Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот по­казатель составляет 5,1 км/1000 км2 территории, что в 4 - 15 раз меньше, чем, например, в США, Франции, Нидерландах, Герма­нии, и в 5 - 7 раз меньше, чем, например, на Украине или в Бе­лоруссии.

Доля электрифицированных дорог в России составляет 45% протяженности сети, тогда как этот показатель в мировой транс­портной системе колеблется в очень широком диапазоне — от 0,1- 0,9% в Канаде и США до 80—90% и более в таких странах, как Люксембург и Швейцария. 42% российских железных дорог — двух- и многопутные, как в Германии и Франции. В то же время в Канаде и Финляндии таких дорог всего 5—8%.

Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перево­зочной работы. На его долю приходилось порядка 50% внутреннего грузооборота страны. Столь же значительна доля этого вида транспорта в таких странах, как Чехия (65%), Польша (51%), Украина (75%), а также Швейцария (42%), Австрия (40%), Швеция (35%). В транспортной системе США на долю железно­дорожного транспорта приходится 30% грузооборота. Значитель­но меньше доля железных дорог в перевозочной работе в таких странах, как, Дания (13%), Норвегия (12%), Италия (10%), Ни­дерланды (4%).

Автомобильный транспорт. В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. При этом важное место занимает автомобильный транспорт общего поль­зования. Еще выше доля перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии (почти 100%), Болгарии (92%), Дании и Финляндии (по 93%), Ирландии (96%) и некоторых других стран. Значительно меньшую долю занимает автомобильный транс­порт в грузообороте России (во внутренних грузовых перевозках — примерно 9%). В некоторых странах Европы на автомобильныйтранспорт приходится основная часть транспортной работы внутри страны. К ним относятся Австрия (32%), Польша (37%), Нидерланды (46%), Франция (59%), Финляндия (68%), Дания (72%), Великобритания (83%), Ирландия (90%). В США автомо­бильный транспорт выполняет примерно 25% грузовой работы.

Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиа­ционным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки авто­бусами в городском и пригородном сообщениях. В последние го­ды в транспортной системе России наблюдается рост пассажирооборота индивидуальных легковых автомобилей. По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт.

Что касается развитых стран Европы, то и здесь доля автомо­бильного транспорта во внутренних пассажирских перевозках во многих странах значительна. Так, автомобильным транспортом общего пользования выполняются в Дании 56% пассажиро-к­м, в Германии 48%, в Швеции 50%, в Финляндии 64%. Наиболее низкое значение имеет этот показатель в США — все­го 10% (основная доля — более 80% — приходится на воздушныйтранспорт). Однако необходимо подчеркнуть, что с учетом инди­видуальных автомобилей в большинстве развитых западных стран преобладающая часть пассажирооборота (88—92%) прихо­дится именно на автомобильный транспорт (88% в США, по 89% в Дании и Норвегии, 91% в Германии и 92% в Финляндии). Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевоз­ками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Занимая территорию около 17 млн. км2, Российская Федерация располагает всего 463 тыс. км автодорог общего поль­зования с твердым покрытием, или 27 км дорог на 1000 км2 тер­ритории. Эти показатели по сравнению с другими странами приведены в таблице 5.

Таблица 5- Показатели автодорожной транспортной сети

Страна

Протяженность сети

автодорог,

тыс. км

Густота автодорожной сети, территории км/1000 км2

Россия

750

45

Белоруссия

50

241

Канада

880

88

Чехия

74

579

Франция

900

1645

Германия

501

1404

Италия

305

1013

Латвия

65

991

Нидерланды

105

2574

Швейцария

71

1719

Украина

255

422

США

6259

668

Великобритания

387

1568

Япония

1100

3257

Как было отмечено выше, в странах Западной Европы ме­няются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транс­порта. Тем не менее продолжается развитие и совершенствова­ние системы трансъевропейских и национальных автомагистра­лей. В США транспортная политика в области наземного транс­порта направлена, прежде всего на дальнейшее развитие автомо­бильных дорог, и, в частности, на строительство междуштатных дорог. Поэтому программа развития транспортной системы до 1997 г. предоставляет на развитие автомобильных дорог 80% пре­дусмотренных на развитие транспорта средств. Большое внима­ние в этой программе уделяется новым транспортным технологи­ям, в частности предусмотрено выделение значительных средств на развитие системы автоматического, управления автотранспорт­ными средствами на магистралях.

Внутренний водный транспорт. В работе транспортной систе­мы Российской Федерации он составляет относительно небольшую долю (3,7% в грузообороте и 1,3% в объеме перевозок гру­зов), но имеет особенно большое значение для обес­печения транспортно-экономических связей в северных и вос­точных районах страны. Россия имеет 84 тысячи километров внутренних водных путей. Страной, площадь которой сравнима с Россией и в которой внутренний водный транспорт занимает важное место в транс­портной системе, являются США. Протяженность водных путей США 40,8 тыс. км, что составляет 40% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно перевозится 700 млн. т различных грузов, что почти в три раза больше, чем в России.

Трубопроводный транспорт. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли. Доля нефте - и нефтепродуктопроводного транспорта в грузообороте составляет около 30%, а в объеме перевозок примерно 3%.

Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пасса­жирских перевозках в России значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфра­структуры некоторых районов страны, особенно на востоке. Транспортная сеть - 800 тысяч километров авиалиний. В большинстве развитых западных стран, кроме США, воздушный транспорт не имеет такого значения во внутренних перевозках, как в России, где на долю воздушного транспорта при­ходится около 30% всех междугородных пассажирских перевозок (в США 17%).