46.Атмосферная турбулентность и болтанка вс.
Атмосферная турбулентность- хаотическое движение частиц воздуха по сложным траекториям в пространстве и во времени. Турбулентное движение частиц воздуха имеет сходство с тепловым движением молекул, однако частицы элементы турбулентности являются более крупными,чем молекулы.
Атм-ая турб-ть связана с образованием в атмосфере вихрей различных масштабов(от долей миллиметра и более),к-ые перемещаются с различными скоростями в общем(среднем) воздушном потоке. Атмосферная турбулентность проявляется в виде пульсаций скорости направления ветра как в горизонтальной,так и в вертикальной плоскостях.
Пульсации вертикальной составляющей движения воздуха вызывают болтанку ВС.
Болтанка- беспорядочные перемещения ВС при полете в турбулентной атмосфере.Болтанка проявляется в виде тряски, вздрагиваний или, в случаях сильной болтанки,резких и значительных перемещений ВС в вертикальной плоскости на десятки,а иногда и сотни метров.
Количественно интенсивность болтанки ВС оценивается с помощью приращения перегрузки. Приращение перегрузки – отношение ускорения ВС в вертикальной плоскости к ускорению силы тяжести при предположении, что ВС приобретает вертикальное ускорение под влиянием вертикального порыва воздуха без вмешательства пилота в управление ВС.Приращение перегрузки ВС в полете измеряется с помощью акселерометров и акселерографов.
Зависимость приращения перегрузки от различных факторов. Характеризуется уравнением:
Где – приращение перегрузки; - плотность воздуха; - воздушная скорость; - производная коэффициента подъемной силы по углу атаки ; - полетный вес самолета; S- площадь несущий поверхности крыла; - скорость эффективного вертикального порыва ветра.
Приращение перегрузки зависит от характеристик ВС. При полете в одной и той же турбулентной зоне разные типы ВС могут испытывать болтанку различной эффективности.
При воздействии на ВС восходящего потока возникает положительное приращение перегрузки, ощущается прижатие пассажиров к креслу. Нисходящие потоки приводят к отрицательным перегрузкам, следствии чего, пассажиры становятся легче( зависают на ремнях). Если приращение перегрузки равно -1 (минус) возникает невесомость.
Если , болтанка считается умеренной, если , то сильной. Скорость эффективного вертикального порыва воздуха, при умеренной болтанки составляет 15 м/с или менее, а при сильной болтанке более 15 м/с.
Если ВС находится в посадочной конфигурации, то при , болтанка считается умеренной, при сильной.
Часто понятие атмосферной турбулентности и болтанки ВС отождествляются. Между тем болтанка ВС бывает связана не только с атмосферной турбулентностью. Волновые движения в атмосфере и порядочная конфекция , так же могут приводить к вертикальным перегрузкам ВС, пересекающие такие зоны с большой скоростью.
Качественно интенсивность болтанки, оценивается по поведению ВС, работе навигационных приборов, и субъективным ощущения членов летного экипажа и пассажиров.
При умеренной болтанке, установившийся режим полета нарушается по высоте и по курсу. Отмечается не устойчивая работа вариометра и указателя скорости, затрудняется использование автопилота. Резкие вздрагивания и отдельные броски ВС приводит к перемещению не закрепленных предметов. Пассажиры должны быть пристегнуты ремнями. Хождение по самолету запрещается так как может сопровождается ушибами. Большинство пассажиров тяжело переносят умеренную болтанку.
При сильной болтанке, полет происходит с большими отклонениями от высоты и от курса. Показатели вариометра и скорости сильно искажаются. Ухудшается управляемость ВС. Неправильные действия пилотов могут привести к созданию режима по скорости опасного для прочности ВС. Резкие броски ВС сопровождаются большими отрицательными и положительными перегрузками, вызывающие затяжное зависание на ремнях или сильное прижатие пассажиров к креслу. Не престегнутые ремнями пассажиры могут быть травмированы.
- 2.Атмосферное давление, его изменение на высоте.
- 3.Бараметрическая формула Лапласа.
- 4. Барическая ступень, ее зависимость от различных факторов.
- 5.Температура воздуха, ее изменение в пространстве и во времени.
- 6. Инверсии, и их характеристики и влияние на полеты вс.
- 7.Влажность воздуха и ее характеристики.
- 8. Уравнение состояния влажного воздуха. Виртуальная температура.
- 9. Градиентный ветер. Барический закон ветра.
- 10. Барические системы.
- 12. Ветер в слое трения в циклонах и антициклонах.
- 13.Изменение ветра с высотой в разных частях циклонов и антициклонов. Термический ветер.
- 14. Наблюдение за ветром на аэродромах.
- 15.Облака, характеристики облаков.
- 16.Международная морфологическая классификация облаков
- 17. Генетическая классификация облаков.
- 21. Атмосферные осадки,причины образования и виды.
- 22. Видимость в атмосфере, ее зависимость от разных факторов.
- 23. Метеорологическая дальность видимости. Закон Кошмидера
- 24. Дальность видимости огней. Закон Алларда(стр93)
- 25.Туманы, условия образования, классификация (стр102-107)
- 26.Явления, ухудшающие видимость
- 31. Стандартные изобарические поверхности.
- 32. Воздушные массы, их классификации.
- Вопрос 39
- Вопрос 40
- Вопрос 41
- Вопрос 42
- Вопрос 43
- Вопрос 44
- 45.Рекомендации по обеспечению безопасности полетов в условиях грозовой деятельности
- 46.Атмосферная турбулентность и болтанка вс.
- 47 Критерий интенсивности атмосферной турбулентности.
- 48 Обледенение вс:
- 49. Интенсивность обледенения вс, и ее зависимость от различных факторов.
- 56) Наземное обледенение.