4.2 Организация производства то-1 автомобилей
ТО-1 (как и ТО-2) предназначается для:
- снижения интенсивности износа или изнашивания деталей автомобиля
- выявления и предупреждения отказов и неисправностей автомобиля
ТО-1 (как и ТО-2) выполняется в плановом порядке через определенный пробег автомобилей, который называется периодичностью.
Периодичность ТО (ТО-1 и ТО-2) является согласно «Положения 84» нормативом или нормативной величиной и с другими нормативными величинами ТО (например, продолжительностью простоя автомобиля в ТО и ТР, трудоемкостью ТО) составляет режим ТО, принятие которого обязательно для АТП.
Периодичность ТО (ТО-1 и ТО-2) зависит от:
типа автомобилей (легковой, автобус, грузовой);
категории условий эксплуатации автомобилей (на автотранспорте согласно «Положения 84» приняты пять категорий условий эксплуатации: I, II, III, IV, V);
природно – климатических условий эксплуатации автомобилей (согласно «Положения-84»: умеренная, умеренно-холодная, холодная, очень холодная и др. зоны);
Исходная нормативная величина периодичности ТО (ТО-1, ТО-2) устанавливается:
заводом – изготовителем;
«Положением 84»;
такой организацией, как «Гипроавтотранс» при Департаменте автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Эта исходная нормативная величина устанавливается для следующих условий или факторов:
базовый автомобиль (это: легковой, автобус, грузовой бортовой);
первая категория условий эксплуатации;
умеренная природно – климатическая зона эксплуатации автомобилей.
АТП, как правило, за основу берут исходную нормативную величину периодичности ТО (ТО-1 и ТО-2), устанавливаемую заводом – изготовителем, и обязательно ее уточняют или корректируют для «своих» условий эксплуатации автомобилей.
Согласно §2.6, стр.14 "Положения - 84" ТО-1 (ТО-2) включает в себя следующие работы:
контрольно – диагностические;
крепежные;
регулировочные;
смазочно – очистительные.
Выполняются также работы по системам питания и электрооборудования автомобилей, по шинам.
Все работы направлены не только на уменьшение скорости, интенсивности изнашивания деталей автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей и отказов в узлах, механизмах и агрегатах автомобиля, но и на:
снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава автотранспорта;
экономию топлива и других эксплуатационных материалов;
уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Периодичности ТО прицепов и полуприцепов равны периодичности их тягачей.
Одним из основных условий качественного выполнения ТО-1 (ТО-2) является своевременное его выполнение через принятый пробег.
Преждевременное выполнение ТО-1 (ТО-2) приводит к нерациональному расходованию труда, средств и материалов, а выполнение ТО-1 (ТО-2) через большой пробег по сравнению с принятой периодичностью приводит к тому, что ТО-1 (ТО-2) утрачивает свое профилактическое значение.
В настоящее время известны, в основном, два метода оперативного планирования ТО-1 (ТО-2) автомобилей:
метод планирования ТО по календарному времени;
метод планирования ТО по фактическому пробегу автомобилей (фактическая периодичность – это скорректированная периодичность по среднесуточному пробегу).
В АТП по каждому автомобилю необходимо фиксировать ежедневные пробеги и , учитывая принятый в АТП фактический пробег между ТО (ТО-1 и ТО-2), отмечать день фактического выполнения каждого обслуживания (ТО-1 и ТО-2), перечень этих автомобилей по гаражному номеру или номеру ГИБДД записывать в «План-отчет ТО», который передается начальнику смены для исполнения.
Для сокращения времени ежедневного планирования ТО многие АТП используют компьютеры.
Отклонения фактической периодичности автомобиля от принятой плановой периодичности равное для ТО-1 до 200 км, а для ТО-2 до 300 км, считается допустимым.
Согласно §2.21, стр. 24 "Положения - 84" большую часть работ ТО и ТР АТП должны выполнять в межсменное время. Как правило, АТП выполняют ЕО и ТО-1 в межсменное время, а ТО-2 и ТР - в течение рабочего дня или суток.
Согласно §2.32, стр. 34 "Положения - 84" ТО (ТО-1 и ТО-2), а также диагностирование выполняются на поточных линиях или тупиковых постах.
На поточных линиях требуется обязательно специализация постов или по видам работ, или по агрегатам, узлам, механизмам автомобиля.
Организация ТО-1 на поточных линиях требует однотипности автомобилей и сменной программы не менее 12…15 автомобилей. Число постов на поточных линиях должно быть 2…3, при большем числе (4…6) необходимо увеличивать число линий. Типаж поточных линий ТО-1 разработан НИИАТ-ом для АТП количеством 180…700 однотипных автомобилей (табл.1).
Таблица 1
Число линий | Число постов на линии | Число ТО-1 за смену | Общее число рабочих | Списочное количество автомобилей на АТП |
ед. | ед. | ед. | чел. | ед. |
1 | 2 | 11…16 | 5…9 | 180…220 |
1 | 3 | 15…24 | 7…14 | 240…350 |
2 | 2 | 22…32 | 10…18 | 360…440 |
2 | 3 | 30…48 | 14…28 | 480…700 |
Эффективность поточного метода ТО-1 достижима при соблюдении многих условий и, прежде всего таких, как:
-достаточная суточная или сменная программа для полной загрузки поточной линии;
-равномерная подача автомобилей на линию по отдельным дням;
-четкое распределение перечня операций (работ) по отдельным исполнителям (рабочим) на постах линии;
-максимальная механизация работ;
-хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми материалами и инструментом;
-возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции по одному из автомобилей на линии.
Многие АТП в силу разных (объективных и субъективных) причин практически не могут соблюсти многие условия для ритмичной работы поточной линии, поэтому они организуют выполнение ТО-1 на универсальных постах прямоточного типа (рис. 12):
Р исунок 12. Схема прямоточного расположения постов в одну линию
Как видно из рис.12, автомобили, которые и образуют рабочие посты, располагаются в одну линию. Под автомобилями, как правило, оборудуют на всю длину постов осмотровую канаву. Автомобили перемещаются на линии своим ходом. Последний пост на ходу движения автомобилей делают постом, специализированным для смазки и заправки автомобилей маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. На этом посту устанавливается смазочно-заправочное оборудование (солидолонагнетатели, маслозаправочные установки). Также этот пост оборудуется устройствами (механизмами) для слива отработанных масел с картеров двигателя, коробки передач, редукторов задних мостов. В зависимости от габаритных размеров на линию устанавливают до 5…6 автомобилей. На линии возможен переход рабочих с одного поста на другой для производства крепёжных, регулировочных и смазочно-заправочных работ ТО-1.
На производство работ на постах линии должны быть технологические карты.
Объём выполненных работ ТО-1 и их качество желательно проверить на посту Д-1.
- От автора
- Введение
- Типы предприятий автомобильного транспорта
- Структура атп и его производственно-технической базы
- Организация производства то и ремонта автомобилей
- Организация производства отдельных видов то и ремонта автомобилей
- Организация производства ежедневного технического обслуживания (ео)
- 4.2 Организация производства то-1 автомобилей
- 4.3 Организация производства то-2 автомобилей
- 4.4 Организация производства тр автомобилей
- По ремонту и замене двигателя и его систем, эл. Оборудования автомобиля
- Организация диагностирования автомобилей.
- Организация подготовки производства
- Организация ремонта узлов и агрегатов, снятых с автомобилей
- Организация труда ремонтных рабочих
- Организация рабочих мест
- Организация работы по проведению аттестации рабочих мест
- Организация производственных процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 11.1 Организация производственного процесса ремонта агрегатов, снятых с автомобиля
- 11.2 Производственный процесс ремонта приборов топливной аппаратуры и электрооборудования автомобилей.
- 11.3 Производственный процесс ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
- 11.4 Организация производственного процесса ремонта колёс и шин.
- 11.5 Организация производственного процесса на участке кузовных работ
- 11.6 Организация производственного процесса в медницком цехе
- 12. Организация технологических процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 13. Управление производством то и ремонта автомобилей
- 14. Управление производственными процессами то и ремонта автомобилей
- 15. Учёт то и ремонта автомобилей
- 16. Контроль качества то и ремонта автомобилей
- 17. Основы организации производства и труда при то и ремонте автобусов в упап№3 гуп «Башавтотранс»
- Список литературы
- Содержание От автора ……………………………………………………………………………………………… ..3