logo search
учебное пособие Гевло

4.2 Организация производства то-1 автомобилей

ТО-1 (как и ТО-2) предназначается для:

- снижения интенсивности износа или изнашивания деталей автомобиля

- выявления и предупреждения отказов и неисправностей автомобиля

ТО-1 (как и ТО-2) выполняется в плановом порядке через определенный пробег автомобилей, который называется периодичностью.

Периодичность ТО (ТО-1 и ТО-2) является согласно «Положения 84» нормативом или нормативной величиной и с другими нормативными величинами ТО (например, продолжительностью простоя автомобиля в ТО и ТР, трудоемкостью ТО) составляет режим ТО, принятие которого обязательно для АТП.

Периодичность ТО (ТО-1 и ТО-2) зависит от:

Исходная нормативная величина периодичности ТО (ТО-1, ТО-2) устанавливается:

Эта исходная нормативная величина устанавливается для следующих условий или факторов:

АТП, как правило, за основу берут исходную нормативную величину периодичности ТО (ТО-1 и ТО-2), устанавливаемую заводом – изготовителем, и обязательно ее уточняют или корректируют для «своих» условий эксплуатации автомобилей.

Согласно §2.6, стр.14 "Положения - 84" ТО-1 (ТО-2) включает в себя следующие работы:

Выполняются также работы по системам питания и электрооборудования автомобилей, по шинам.

Все работы направлены не только на уменьшение скорости, интенсивности изнашивания деталей автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей и отказов в узлах, механизмах и агрегатах автомобиля, но и на:

Периодичности ТО прицепов и полуприцепов равны периодичности их тягачей.

Одним из основных условий качественного выполнения ТО-1 (ТО-2) является своевременное его выполнение через принятый пробег.

Преждевременное выполнение ТО-1 (ТО-2) приводит к нерациональному расходованию труда, средств и материалов, а выполнение ТО-1 (ТО-2) через большой пробег по сравнению с принятой периодичностью приводит к тому, что ТО-1 (ТО-2) утрачивает свое профилактическое значение.

В настоящее время известны, в основном, два метода оперативного планирования ТО-1 (ТО-2) автомобилей:

В АТП по каждому автомобилю необходимо фиксировать ежедневные пробеги и , учитывая принятый в АТП фактический пробег между ТО (ТО-1 и ТО-2), отмечать день фактического выполнения каждого обслуживания (ТО-1 и ТО-2), перечень этих автомобилей по гаражному номеру или номеру ГИБДД записывать в «План-отчет ТО», который передается начальнику смены для исполнения.

Для сокращения времени ежедневного планирования ТО многие АТП используют компьютеры.

Отклонения фактической периодичности автомобиля от принятой плановой периодичности равное для ТО-1 до 200 км, а для ТО-2 до 300 км, считается допустимым.

Согласно §2.21, стр. 24 "Положения - 84" большую часть работ ТО и ТР АТП должны выполнять в межсменное время. Как правило, АТП выполняют ЕО и ТО-1 в межсменное время, а ТО-2 и ТР - в течение рабочего дня или суток.

Согласно §2.32, стр. 34 "Положения - 84" ТО (ТО-1 и ТО-2), а также диагностирование выполняются на поточных линиях или тупиковых постах.

На поточных линиях требуется обязательно специализация постов или по видам работ, или по агрегатам, узлам, механизмам автомобиля.

Организация ТО-1 на поточных линиях требует однотипности автомобилей и сменной программы не менее 12…15 автомобилей. Число постов на поточных линиях должно быть 2…3, при большем числе (4…6) необходимо увеличивать число линий. Типаж поточных линий ТО-1 разработан НИИАТ-ом для АТП количеством 180…700 однотипных автомобилей (табл.1).

Таблица 1

Число линий

Число постов на линии

Число ТО-1 за смену

Общее число рабочих

Списочное количество автомобилей на АТП

ед.

ед.

ед.

чел.

ед.

1

2

11…16

5…9

180…220

1

3

15…24

7…14

240…350

2

2

22…32

10…18

360…440

2

3

30…48

14…28

480…700

Эффективность поточного метода ТО-1 достижима при соблюдении многих условий и, прежде всего таких, как:

-достаточная суточная или сменная программа для полной загрузки поточной линии;

-равномерная подача автомобилей на линию по отдельным дням;

-четкое распределение перечня операций (работ) по отдельным исполнителям (рабочим) на постах линии;

-максимальная механизация работ;

-хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми материалами и инструментом;

-возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции по одному из автомобилей на линии.

Многие АТП в силу разных (объективных и субъективных) причин практически не могут соблюсти многие условия для ритмичной работы поточной линии, поэтому они организуют выполнение ТО-1 на универсальных постах прямоточного типа (рис. 12):

Р исунок 12. Схема прямоточного расположения постов в одну линию

Как видно из рис.12, автомобили, которые и образуют рабочие посты, располагаются в одну линию. Под автомобилями, как правило, оборудуют на всю длину постов осмотровую канаву. Автомобили перемещаются на линии своим ходом. Последний пост на ходу движения автомобилей делают постом, специализированным для смазки и заправки автомобилей маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. На этом посту устанавливается смазочно-заправочное оборудование (солидолонагнетатели, маслозаправочные установки). Также этот пост оборудуется устройствами (механизмами) для слива отработанных масел с картеров двигателя, коробки передач, редукторов задних мостов. В зависимости от габаритных размеров на линию устанавливают до 5…6 автомобилей. На линии возможен переход рабочих с одного поста на другой для производства крепёжных, регулировочных и смазочно-заправочных работ ТО-1.

На производство работ на постах линии должны быть технологические карты.

Объём выполненных работ ТО-1 и их качество желательно проверить на посту Д-1.