Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Экологические проблемы
Влияние сельского хозяйства на окружающую среду огромно. К нему можно отнести:
эрозия земли в результате неправильной агротехники; загрязнение почв из-за чрезмерного использования минеральных удобрений и ядохимикатов; загрязнение сточными водами животноводческих ферм нарушение растительного покрова вследствие освобождения территории под сельхозугодья. В течении тысячелетий люди оказывают большое влияние на окружающую среду путем формирования антропогенных {полевых и пастбищных) ландшафтов.
В период экстенсивного развития сельского хозяйства основным видом воздействия на естественные биоценозы были распашка земель и сведение лесов. Сильное отрицательное воздействие на природу (эрозия, обеднение почв) проявилось в Китае уже во 11 — 111 тысячелетиях до нашей эры; состояние лесов в Центральной России уже в конце 17 века было столь тревожное, что Петр I, издал специальный закон, регулирующий вырубки. Но эти и множество других отрицательных воздействий не сравнимы с последствиями интенсификации сельского хозяйства во второй половине XX века.
Злоупотребление интенсивными технологиями привело к деградации окружающей среды, потерям земли и дефициту воды. Сокращение пахотнопригодного фонда (проблема № 1 в мире) вызвана, во-первых, захватом сельско-хозяйственных земель под транспортное, городское или рекреационноестроительство, а во-вторых, ростом процессов и потерей гумусного слоя опустынивания и засоления почв в районах орошаемого земледелия.
Эрозия почв — новое явление, так как многие некогда плодородные земли стали с огромной быстротой превращаться в пустыню. Мировая пашня теряет ежегодно около 26 млрд. гумуса , что связано с чрезмерной распашкой особенно подверженных эрозии почв — на склонах холмов или в полуаридной зоне, применением тяжелой техники, химизацией, изменением севооборотов.
Наиболее эффективные меры борьбы с эрозией были предприняты с 1985 года в США, когда американский конгресс принял закон об аренде у фермеров и консервации эродированных земель с целью превращения их в леса и луга.
Непоправимый вред природе приносит вырубка лесов, которая в том числе связана и с расширением распаханных площадей и пастбищ. Леса в тропиках способствуют выпадению осадков и помогают сохранить воду и землю, при их вырубке в атмосфере растет содержание углекислого газа, что наряду с интенсивными выбросами транспорта и промышленности ведет к глобальному потеплениюклимата.
Серьезная опасность для человечества таится также и в обеднении природного генофонда. Это связано с сокращением культивируемых видов и сортов, используемых в с. х. и преимущественным разведением наиболее продуктивных и устойчивых к какому-либо негативному влиянию растений и животных. Но устойчивость естественных биоценозов — прежде всего а их биоразнообразии, поэтому в некоторых странах создаются банки генов, где поддерживается разведение различных пород скота и видов растений.
Как оказалось, одним из наиболее опасных для экологического равновесия воздействий является также связанная с сельским хозяйством. интродукция новых видов (например фауна Австралии сильно пострадала от ввоза туда овец, кроликов и т. д.).
Необходимо отметить также, что активное внедрение в практику с/х новейших достижений биотехнологии — генетически измененных видов растений и животных — таит в себе пока еще не конца исследованный и осознанный мировым экономическим сообществом вред.
Транспорт мира. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятияи транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаютсяЯпония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % — на автомобильный, а оставшиеся 35 % — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
Сухопутный транспорт
Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада,Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири иПоволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
- Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира
- География основных отраслей промышленности мира. Основные промышленные районы мира.
- Промышленность природного газа
- Угольная промышленность
- Нефтяная промышленность
- Газовая промышленность
- Электроэнергетика мира
- Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Экологические проблемы
- Водный транспорт
- Воздушный транспорт
- Мировая торговля