logo search
Титул

8.6 Планирование труда и заработной платы

В плане по труду устанавливаются следующие показатели:

Численность рабочих по эксплуатации вагонов определяют по следующим основным группам работ: подготовка вагонов к перевозкам, промывка крытых вагонов; промывка и пропарка цистерн; осмотр и текущий ремонт вагонов. Наибольшую долю в численности рабочих вагонного хозяйства на эксплуатации оставляют осмотрщикиремонтники вагонов, слесари безотцепочного и отцепочного ремонтов.

Численность рабочих для пунктов технического обслуживания грузовых вагонов рассчитывается по технически обоснованным нормативам. На основных пунктах технического обслуживания (ПТО), расположенных на станциях массовой погрузки или выгрузки, для устранения всех технических неисправностей в ходовых частях, автотормозах, автосцепке создаются комплексные бригады.

Расчет численности работников для технического обслуживания грузовых вагонов производится раздельно по каждой системе (четная и нечетная), по каждому парку (парк прибытия и парк отправления). По каждому парку расчет производится по количеству поездов, обрабатываемых за смену раздельно по прибытию, отправлению (своего формирования) и транзитных поездов. Для расчета установлены нормативы численности работников на ПТО в зависимости от количества поездов, обрабатываемых за смену.

Численность рабочих ПТО, рассчитанную по нормативам, корректируют в зависимости от длины поезда и расстояния между ПТО. В зависимости от длины поезда применяются следующие поправочные коэффициенты к установленному нормативу численности:

Длина поезда, физический вагон

70

65

60

55

50

45

40

35

30

Поправочный коэффициент

1,27

1,18

1,09

1,0

0,91

0,82

0,73

0,64

0,55

Этот коэффициент принимают при определении потребного количества осмотрщиков вагонов в сортировочном парке и операторов в парке отправления. Кроме поправочного коэффициента, учитывающего длину поезда, норматив численности корректируется на коэффициент, учитывающий расстояние между ПТО.

Расстояние (не более), км

25

50

75

100

125

150

175

200 и более

Коэффициент К1

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

Контингент рабочих по текущему отцепочному ремонту вагонов, промывке крытых и промывке цистерн под налив определяют исходя из объемов работы и норм расхода рабочей силы на единицу работы с учетом роста производительности труда.

Потребность в рабочей силе на ремонте вагонов можно определить также исходя из плановой трудоемкости ремонта в нормо-часах на каждый тип вагона. Рассчитанный контингент распределяют по профессиям в зависимости от приятного технологического процесса ремонта вагонов данного типа.

Техническое обслуживание и ремонт вагонов в поездах на контрольно-технических пунктах производится во время стоянки поезда по графику. Бригада состоит не менее чем из двух групп в каждом направлении. Для ускорения обработки длинносоставных поездов и при больших размерах движения бригада может состоять из 3-4 групп. Каждая группа состоит из двух осмотрщиков вагонов, совмещающих работу слесарей. На станциях, где производится смена бригад без отцепки локомотивов, осмотрщики вагонов совмещают работу по осмотру и опробованию тормозов. Бригадой руководит старший осмотрщик вагонов (не освобожденный).

Нормативы численности рабочих для пунктов контрольно-технического обслуживания вагонов рассчитываются также в зависимости от количества поездов, обрабатываемых за смену, длины поезда и типов вагонов. Эти нормативы периодически пересматриваются в соответствии с достигнутым улучшением организации труда.

Для рабочих пунктов технического обслуживания, как правило, установлен четырехсменный график. Количество смен принимается равным 4,4.

Производительность труда работников вагонного эксплуатационного депо измеряется в единицах приведенной продукции, приходящих на одного работника. Для приведения продукции вагонного депо с различной трудоемкостью ОАО «РЖД» установлены переводные коэффициенты, приведенные в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Коэффициенты приведения работ с разной трудоемкостью для определения производительности труда

Вид

обслуживания

и ремонта

Единицы измерения

Коэффициент

приведения

Грузовые вагоны

Техническое обслуживание и текущий ремонт:

В ПТО на сортировочных и участковых станциях

Физический вагон

1,0

В пунктах подготовки вагонов к перевозке

Физический вагон

5,0

В пунктах комплексной подготовки крытых вагонов

Физический вагон

9,0

В пунктах подготовки цистерн к наливу:

Физический вагон

Четырехосные

Физический вагон

1,0

Восьмиосные

Физический вагон

1,75

В пунктах контрольно–технического обслуживания на участковых станциях

Физический вагон

0,2

Текущий отцепочный ремонт

Физический вагон

16,0

На промывочно-пропарочных структурных единицах рассчитывается выработка в приведенных цистернах на одного работника эксплуатационного контингента. За учетную единицу приведенной цистерны принята трудоемкость подготовки цистерн из–под темных под светлые нефтепродукты.

Заработная плата. Труд рабочих вагонного эксплуатационного депо оплачивается по часовым тарифным ставкам по повременно-премиальной, сдельно-премиальной системам оплаты труда, установленной в ОАО «РЖД».

Часовые тарифные ставки рабочих соответствующих разрядов оплаты труда определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда на тарифный коэффициент разряда оплаты труда соответствующего второго уровня оплаты труда.

Работники, занятые техническим обслуживанием грузовых вагонов, подготовкой вагонов под погрузку, подготовкой цистерн под налив и текущим отцепочным и безотцепочным ремонтом грузовых вагонов оплачиваются по тарифным коэффициентам, соответствующим второму уровню оплаты труда.

Кроме тарифной ставки планируются компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки. К ним относятся: за условия труда, за работу в праздничные дни и ночное время, за сверхурочную работу, разъездной и подвижный характер работы, сложные метеоусловия. К компенсационным надбавкам относятся также районные коэффициенты и региональная надбавка. Порядок расчета доплат и надбавок приведен в главе 2.

К стимулирующим доплатам относится премия, доплата за профессиональное мастерство.

Труд осмотрщиков вагонов и рабочих по безотцепочному ремонту оплачивается по сдельно–премиальной системе. Премия выплачивается за своевременный и качественный осмотр и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование поездов без отцепок вагонов и задержек вследствие технических неисправностей в пути следования по гарантийному участку. Кроме того, за каждый процент перевыполнения плана отправления поездов или вагонов и за каждый процент сокращения простоя на станции против установленных норм выплачивается дополнительная премия.

На некоторых ПТО труд осмотрщиков вагонов и рабочих по безотцепочному ремонту оплачивается повременно-премиально. Премия выплачивается за те же показатели и в тех же размерах, что и при сдельно–премиальной системе.

В вагонных эксплуатационных депо широко применяется бригадная форма организации и оплаты труда с использованием укрупненных норм и расценок на текущем отцепочном ремонте вагонов. Премия и сдельный приработок распределяются между членами бригады с помощью коэффициента трудового участия (КТУ). Труд рабочих ПТО, включенных в состав единой комплексной бригады, оплачивается сдельно-премиально. Оплата производится за конечный результат – количество отправленных вагонов со станции. В этих условиях старшие осмотрщики вагонов, осмотрщики и слесари по ремонту подвижного состава премируются за счет средств фонда заработной платы.

Осмотрщики вагонов первого класса получают надбавку за класс квалификации в размере 15% тарифной ставки.

Рабочие пунктов перестановки вагонов получают премию за своевременную и высококачественную перестановку вагонов при условии обеспечения проследования поездов без задержки из–за технических неисправностей и отцепок вагонов. За каждый процент перевыполнения плана отправления поездов или вагонов выплачивается дополнительная премия. За совмещение профессий и должностей доплата установлена в размере до 50% тарифной ставки или должностного оклада замещаемого работника по основной работе.

Показатели премирования и конкретные размеры премий по отдельным профессиям и группам рабочих устанавливают руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом дифференцированно с учетом важности работы и условий производства. Служащие производственных участков и аппарата управления вагонного эксплуатационного депо оплачиваются по должностным окладам. Размер оклада определяется для служащих производственных участков группой участка, для служащих аппарата управления депо – группой вагонного эксплуатационного депо.

Руководящие работники, специалисты и служащие вагонного депо премируются из фонда заработной платы за выполнение основных показателей. Показатели и условия премирования служащих производственных участков устанавливает начальник вагонного эксплуатационного депо с учетом конкретных задач и значения каждого участка в выполнении плана. Такими показателями могут быть выполнение и перевыполнение плана по снижению эксплуатационных расходов, росту производительности труда, перевыполнение объема работ. Квалифицированным рабочим вагонного эксплуатационного депо по фонду заработной платы устанавливаются надбавки за высокое профессиональное мастерство в размере 12, 16, 20, 24% тарифной ставки присвоенного разряда.

При работе по прогрессивным технически обоснованным нормам разрешается вводить увеличенные до 20% расценки и повышать в необходимых случаях установленные максимальные размеры премий, выплачиваемых рабочим из фонда заработной платы.

Среднемесячную заработную плату и фонд оплаты труда определяют по каждой профессии и категории работников.