logo search
Титул

9.4 Планирование труда и заработной платы

Квалифицированные кадры – необходимое условие бесперебойного процесса производства, обеспечения слаженной и четкой работы, гарантирующей безопасность движения поездов. Достаточная обеспеченность дирекции необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов пассажирских перевозок и повышения их эффективности.

В плане дирекции по обслуживанию пассажиров определяется численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд оплаты труда и производительность труда.

Численность работников. Планирование численности в пассажирском хозяйстве производится по укрупненным видам работ:

Штат работников по продаже билетов составляют билетные кассиры, работники группы учета и отчетности по продаже билетов, технологи по обслуживанию систем «Экспресс». На станциях, отправляющих пассажирские поезда своего формирования, штат билетных кассиров планируется с учетом обеспечения работы билетных касс по текущей продаже билетов в течение 10-12 часов и одной-двух касс круглосуточно. Число билетных кассиров зависит от количества продаваемых билетов, диспетчеризации билетных касс и их оборудования АСУ «Экспресс» и определяется по «Типовым нормам численности кассиров билетных предприятий железнодорожного транспорта» по трудоемкости работ по формуле:

,

где V – среднемесячный объем работы (количество оформленных проездных документов), билетов; Н – норма времени на единицу, чел.-часы; Фмес – фонд рабочего времени в среднем за месяц, часов.

Пример расчета численности билетных кассиров приведен в таблице 9.1.

Контингент работников по обслуживанию вагонов в пассажирских поездах (ст. 4019) включает проводников вагонов, поездных электромехаников и начальников (бригадиров) поездов. Основной задачей этих работников является содержание пассажирских вагонов в пути следования в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии и образцовое обслуживание пассажиров.

Рабочее время проводников складывается из следующих элементов:

Таблица 9.1

Пример расчета численности кассиров билетных касс

Содержание работ

Единица

измерения

Количество документов, шт.

Норма времени на единицу, чел.-час

Численность, чел.

годовой объем

среднемес. объем

1.1. Оформление (продажа) проездных документов на терминальном оборудовании системы «Экспресс» (дальнее и местное сообщение)

Межгосударственное и внутригосударственное сообщения:

билет трехслойный сплит на поездку

билет

506744

42228,67

0,052

13,30

билет по воинским требованиям

билет

13213

1101,08

0,057

0,38

билет льготный, бесплатный, разовый ж.д.

билет

52209

4350,75

0,066

1,74

плацкарта к бесплатному билету (по служебному или разовому билету)

билет

357

29,75

0,050

0,01

билет по ранее принятому приказу

билет

0,047

билет групповой (до 15 мест)

билет

3003

250,25

0,10017

0,15

Международное сообщение:

билет

билет на поездку (включая страховку)

билет

0,1805

билет групповой (до 15 мест)

билет

0,280

То же с использованием компьютера

билет

0,280

Возврат, гашение неиспользованных проездных документов

билет

20668

1722,33

0,067

0,70

Переоформление проездного документа

билет

3565

297,08

0,076

0,14

Квитанция доплат

квитанция

16254

1354,50

0,0505

0,41

Оформление бланка страховки ЖАСО

билет

183460

15288,33

0,0067

0,62

ИТОГО

17,45

1.2. Прием заказов на оформление проездных документов

Оформление заказа в бюро заказов без доставки

билет

15312

1276

0,077

0,595

Выдача справки

справка

571561

47630,08

0,0099

2,8856

ИТОГО

3,45

Расчет численности проводников пассажирских вагонов производится по каждому поезду с соблюдением действующих норм обслуживания пассажирских вагонов проводниками с учетом обеспечения нормального режима работы и отдыха.

Явочная численность проводников пассажирских вагонов за год определяется по каждому поезду по формуле:

где - количество вагонов в составе; р – число рейсов данного поезда за год;h – норма обслуживания вагонов проводниками, чел; - рабочее время одного проводника, чел; Тгод – фонд рабочего времени одного проводника за год (квартал), час.

Нормы обслуживания пассажирских вагонов проводниками устанавливаются исходя из длительности рейса, времени нахождения в поездке, рода или категории обслуживаемого поезда или вагона. При расчете численности проводников принимают следующие нормы обслуживания: во всех поездах, кроме пригородных, находящихся в пути следования в одном направлении до 7 ч, - 2 проводника на 2 вагона; в поездах всех категорий, находящихся в пути следования в одном направлении до 18 ч, а также в вагонах спальных (СВ), мягких, купейных, плацкартных скорых поездов, находящихся в пути следования в одном направлении до 2 сут. включительно, - 3 проводника на 2 вагона; в общих вагонах – 2 проводника на 1 вагон; в хвостовых вагонах поездов всех категорий, находящихся в пути следования свыше 7 ч, - 2 проводника на 1 вагон; во всех остальных пассажирских поездах и вагонах, следующих в прямом международном сообщении, - 2 проводника на 1 вагон.

Для охраны пассажирских вагонов в пунктах отстоя и экипировки принимаются следующие нормы на одного проводника в смену:

При сопровождении составов и групп вагонов, выделенных под специальные перевозки без продажи билетов в пути следования, норма составляет 3 проводника на 2 вагона.

Состав бригад проводников по категориям поездов непостоянен. При увеличении в обращении вагонов с электроотоплением, автоматическими устройствами по управлению и регулированию системы отопления, вентиляции и охлаждении пассажирских вагонов, при проведении ряда организационных мероприятий по обслуживанию вагонов проводниками состав бригад должен уменьшаться.

Рабочее время проводников вагонов за поездку складывается из времени работы в пути следования; времени на прием и сдачу вагонов, которое устанавливается на основании типовых норм применительно к конкретным условиям; времени на посадку и высадку пассажиров в пункте формирования и пункте оборота. При планировании численности проводников вагонов время на прием и сдачу поездов принимается равным от 2 ч 30 мин до 4 ч 48 мин. Эти нормы дифференцированы по типам вагонов (мягкий, купейный, плацкартный), категориям поездов (скорый, пассажирский), периодам года (летний, зимний), нормам обслуживания вагонов проводниками. Время на посадку и высадку пассажиров в пункте формирования и оборота принимается до 40 мин. При обслуживании одного вагона двумя проводниками в рабочее время каждому включается 50 % времени нахождения в пути следования. При сокращенных нормативах обслуживания пассажирских вагонов проводниками (2 проводника на 3 вагона и т.п.) их рабочее время учитывается специальным графиком работы.

Численность начальников поездов и поездных электромехаников определяется по формуле:

где р – число рейсов данного поезда за год; t – рабочее время одного начальника поезда или поездного электромеханика за рейс, равное рабочему времени проводника соответствующего поезда, час.

Пример расчета явочной численности проводников и начальников поездов приведен в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Расчет явочной численности проводников пассажирских вагонов и начальников поездов на планируемый год

Показатели

поезда

Вагоны (хвостовые)

Охрана в пунктах форм.

Подготовка состава в рейс

Н. Новгород - С. Петербург

59/60

Количество составов в обороте

2

Количество вагонов в составе

16

1

17

Время нахождения поезда в пути следования в одном направлении (час)

15,32

15,32

Нор-ма обслуживания вагонов проводниками в пе-риод вре-мени года

Зим-ний

Кол-во проводников

3

2

1

Кол-во вагонов

2

1

4

Летний

Кол-во про-водников

3

2

1

Кол-во вагонов

2

1

4

Количество рейсов по кварталам

1

90

90

90

90

2

91

91

91

91

3

92

92

92

92

4

92

92

92

92

Рабочее время одного проводника за рейс, предусмотренное графиком (час)

24,55

18,48

13,68

Норма рабочего времени, час

1

454

454

454

454

2

495

495

495

495

3

520

520

520

520

4

511

511

511

511

Технологическая (явочная) численность проводников по кварталам и за год, чел.

1

117

7

12

2

108

7

11

3

104

7

10

4

106

7

10

год

109

7

11

Технологическая (явочная) численность начальников по кварталам и за год, чел.

1

5

2

5

3

4

4

4

год

5

Численность рабочих по уборке пассажирских вагонов определяют исходя из количества вагонов, подлежащих уборке, и норм расхода рабочего времени на 1 вагон. Количество уборщиков исчисляют раздельно по наружной и внутренней уборке. Контингент по уборке вагонов определяют с учетом роста производительности труда на планируемый период. Применение вагономоечных машин значительно сокращает потребность в рабочих по наружной обмывке пассажирских вагонов.

Численность рабочих по обслуживанию вагономоечных машин зависит от количества машин и норм их обслуживания.

Численность рабочих по снабжению вагонов водой и топливом в пунктах приписки и оборота пассажирских составов, а также на промежуточных станциях рассчитывают с учетом наиболее рационального использования рабочего времени этих работников и обеспечения снабжения вагонов водой и топливом без задержки отправления поездов.

Численность приемосдатчиков груза и багажа в поездах (ст.4003, 4004), обеспечивающих выдачу багажа, а также сопровождение багажных вагонов определяется исходя из времени работы и отдыха по формуле:

где - рабочее время за рейс, час;- норма обслуживания, чел;- количество рейсов в квартал;- номинальный фонд рабочего времени за квартал, час.

Численность рабочих по эксплуатации и деповскому ремонту пассажирских вагонов определяется по следующим работам:

Потребность в работниках по осмотру и текущему безотцепочному ремонту пассажирских вагонов в пунктах формирования и оборота составов определяют по нормативам, установленным технологическим процессом каждого пункта технического обслуживания.

Контингент рабочих по текущему отцепочному ремонту определяется исходя из объемов работы и норм расхода рабочей силы на единицу, с учетом роста производительности труда.

Численность рабочих на деповском ремонте определяется в зависимости от программы ремонта, выработки на одного работника в приведенных вагонов и заданного процента роста производительности труда:

,

где Np – программа ремонта вагонов за планируемый период, ед.; В – выработка в приведенных вагонах одного работника; К – коэффициент, учитывающий рост производительности труда.

Потребность в рабочей силе может быть определена также исходя из трудоемкости ремонта по каждому виду работ и программы ремонта данного вида:

,

где Nр – программа ремонта вагонов; - трудоемкость данного вида ремонта, чел.-час; Ф – фонд времени работы одного рабочего за планируемый период.

Пример расчета численности слесарей по ремонту ходовых частей пассажирских вагонов приведен в таблице 9.3.

Таблица 9.3

Пример расчета численности по ремонту ходовых частей подвижного состава

Наименование проделанной

работы

Коли-

чество,

шт.

Трудоемкость, чел.-час

Явочная числен-ность, чел.

Списоч

-ная

числен-

ность,

чел.

на ед.

измерения

объем

Отремонтировать

Вагон на тележках КВЗ-ЦНИИ типа – 1 при деповском ремонте

115

33,82

3889,3

1,96

Вагон на тележках КВЗ-ЦНИИ типа – 1 при капитальном ремонте

154

50,23

7735,42

3,91

Вагон на тележках КВЗ-ЦНИИ типа – 1 на ТО-3

430

6,86

2949,8

1,49

Очистка тележек от снега и льда

450

1,00

450,0

0,23

Подноска деталей

250

1,00

250,0

0,13

ИТОГО:

15274,52

7,7

10,3

Численность работников, оказывающих дополнительные услуги пассажирам, планируется в составе прочих видов работ: услуги носильщиков; хранение ручной клади в автоматических, станционных и передвижных камерах хранения; доставки билетов пассажирам; передача информации, выдача справок и др. Контингент, связанный с обслуживанием пассажиров рассчитывается по объему работ и установленным нормам выработки или нормам обслуживания. Численность носильщиков ручного багажа определяется количеством мест ручного багажа, подлежащего доставке, и трудоемкостью переработки одного места.

Число работников камер хранения зависит от количества окон выдачи и приема багажа и времени их работы.

Заработная плата. В плане по труду определяется среднемесячная заработная плата рабочих по отдельным видам работ и профессий, а также руководителей, специалистов и служащих. Основанием для планирования заработной платы рабочим являются часовые тарифные ставки, а руководителям, специалистам и служащим – должностные оклады.

Труд рабочих в дирекции по обслуживанию пассажиров оплачивается по повременно-премиальной системе, но для некоторых категорий работников может использоваться сдельно-премиальная система. Оплата производится по второму уровню оплаты труда.

При расчете среднемесячной заработной платы учитывают тарифную ставку или должностной оклад, при круглосуточном режиме работы – доплаты за работу в ночное время, в праздничные дни, а также премии за выполнение установленных индивидуальных показателей, определяемых в Положении о премировании. Для работников дирекции вводятся доплаты за совмещение профессий, расширения зон обслуживания.

Производительность труда. Производительность труда работников дирекции по обслуживанию пассажиров определяют делением показателя, характеризующего основной вид ее работы на численность списочного контингента работников. Для дирекции по обслуживанию пассажиров таким показателем является пассажирооборот. Производительность труда Пт определяется отношением пассажирооборота к списочной численности работников дирекции:

.

Производительность труда определяют также по каждому структурному подразделению исходя из объемов его работы с учетом мероприятий по повышению эффективности производства.

В пассажирском вагонном депо производительность труда работников измеряется в единицах приведенной продукции (), приходящихся на одного работника.

.

Для приведения продукции вагонного депо с различной трудоемкостью установлены переводные коэффициенты (табл. 9.4, 9.5).

Таблица 9.4

Перечень показателей и коэффициентов, учитываемых при расчете производительности труда в вагонном

пассажирском депо

Виды ремонта

Единица измерения

Значение

Деповской ремонт пассажирских вагонов

Некупейный

приведенный вагон

1,0

Купейный

"

с кондиционированием воздуха

"

1,19

то же с биотуалетом

"

1,27

без кондиционирования воздуха

"

1,03

с радиокупе

"

1,24

с буфетным отделением

"

1,24

габарита РИЦ

30 местные

"

1,65

18 местные

"

1,54

СВ

"

1,64

ВЛАБ РИЦ

"

1,92

Межобластной вагон

"

1,0

то же с биотуалетом

"

1,08

Багажный вагон

"

0,85

Почтовый вагон

"

0,88

то же с комбинированным отделением

"

0,91

Вагон-ресторан

"

1,93

Служебные и специализированные

"

0,8

то же с кондиционированием воздуха

"

1,0

Капитальный ремонт пассажирских вагонов

Некупейный вагон

приведенный вагон

3,8

Купейный вагон

"

4,00

Межобластной вагон

"

3,78

Багажный вагон

"

3,25

Почтовый вагон

3,35

ТО-3 Единая техническая ревизия

"

Первого ТО-3

приведенный вагон

4,02

Второго ТО-3

"

14,47

Третьего ТО-3

"

15,28

Ремонт деталей и узлов

Полное освидетельствование колесных пар

физический вагон

2,49

Ремонт тормозного оборудования

"

0,78

Ремонт автосцепного устройств

"

0,46

Ремонт редукторно-карданного привода:

от средней части оси

"

1,42

от торца шейки оси

"

0,89

Таблица 9.5

Поправочные коэффициенты изменения трудозатрат на деповском ремонте

Возраст вагона

До 5 лет

С 5 до 10 лет

С 10 до 18

Свыше 18 лет

Поправочные коэффициенты изменения трудозатрат на деповском ремонте

0,74

1,0

1,3

1,6

9.5 Планирование расходов в дирекции по обслуживанию пассажиров

В плане расходов дирекции по обслуживанию пассажиров определяются все затраты по укрупненным видам работ, хозяйствам, по статьям расходов и элементам затрат.

Расходы, связанные с обслуживанием пассажиров в дальнем следовании и содержанием вагонов пассажирского парка в дальнем следовании планируются по ст. 4001-ст. 4060.

По ст. 4001. «Продажа билетов на поезда дальнего следования во внутригосударственном сообщении» планируются затраты на оплату труда билетных кассиров, работников групп учета и отчетности по продаже билетов и отчисления на социальные нужды, а также на приобретение и изготовление пассажирских билетов, тарифных руководств; канцелярские расходы.

По ст. 4003 – «Прием и выдача багажа во внутригосударственном сообщении» планируются затраты на оплату труда кассиров багажных касс, приемосдатчиков груза и багажа на станциях, грузчиков багажа, работников по доставке багажа клиентам, а также отчисления на социальные нужды. Для содержания и работы средств погрузки и перемещения багажа планируются затраты на смазочные и обтирочные материалы и топлива исходя из времени работы техники и установленных норм расхода.

В расходах, связанных с сопровождением багажных вагонов (ст. 4005) учитываются затраты по оплате труда и отчисления на социальные нужды приемосдатчиков багажа в поездах, а также материалы для освещения и уборки вагонов; затраты по оплате счетов за зарядку аккумуляторных фонарей и перевозку багажа автотранспортом в железнодорожных узлах.

При планировании расходов на обслуживание вагонов в пассажирских поездах дальнего следования определяются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды начальников поездов, проводников вагонов, поездных электромехаников, радиомехаников, рабочих по ремонту ручных фонарей. С обслуживанием вагонов в пассажирских поездах связаны расходы на материалы для уборки вагонов, освещение вагонов и ручных фонарей. Расход электроэнергии для освещения вагонов определяют по нормам на 1 млн. вагоно-километров. Расход электроэнергии и топлива для отопления пассажирских вагонов планируются в зависимости от типа вагона, нормы расхода топлива и электроэнергии и объема работы в пассажиро-километрах.

По экипировке пассажирских вагонов (ст. 4020) определяются затраты на оплату труда рабочих, занятых мойкой вагонов, машинистов вагономоечных машин, экипировщиков пассажирских вагонов и других работников по подготовке вагонов в рейс в пунктах формирования и оборота составов; отчисления на социальные нужды. По этой же статье планируются затраты на материалы для уборки и дезинфекции вагонов, щетки для вагономоечных машин по нормам, установленным в зависимости от типа вагонов.

Расходы на электроэнергию для вагономоечных машин рассчитываются исходя из мощности двигателя и продолжительности работы, которая в свою очередь зависит от количества убираемых составов и времени на уборку одного состава.

Амортизационные отчисления планируются по ст. 4029 в соответствии с нормами амортизационных отчислений пассажирских вагонов в процентах к балансовой стоимости. Амортизация багажных вагонов планируется в процентах от балансовой стоимости багажных вагонов по ст. 4031.

Расходы, связанные со снабжением поездов постельным бельем, мягким и другим инвентарем (ст. 4041) включают заработную плату и отчисления на социальные нужды работников, занятых снабжением поездов.

Затраты на стирку и ремонт постельного белья и дезинфекцию постельных принадлежностей (ст. 4050) включают затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, занятых стиркой и ремонтом постельного белья и дезинфекцией постельных принадлежностей, а также затраты материалов, топлива и электроэнергии, определяемые исходя из массы обработанного белья и норм расхода материалов, топлива и электроэнергии для стирки 1 кг белья.

Расходы, связанные с ремонтом пассажирских вагонов, планируются на техническое обслуживание и по видам ремонта. В эти расходы включаются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды осмотрщиков вагонов, операторов ПТО; рабочих, занятых единой технической ревизией основных узлов, деповским ремонтом, капитальным ремонтом, ремонтом со сменой элементов колесных пар.

По техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирских вагонов планируются расходы на материалы по смазке, подбивке и заправке букс и др. Затраты на материалы и запасные части рассчитываются на основе норм, установленных на измеритель 1 млн. вагоно-км. Расходы на измеритель определяют суммированием затрат на новые материалы и запасные части. Расход материалов получают умножением этой суммы на установленный пробег.

В расходах по ремонту пассажирских вагонов учитываются так же затраты на электроэнергию, расходуемую при ремонте вагонов и зарядке ручных аккумуляторных фонарей, топливо, амортизационные отчисления, а также затраты по оплате счетов за выполненный деповской или капитальный ремонт вагонов.

В составе затрат по прочим видам работ в дирекции по обслуживанию пассажиров определяются расходы баз обслуживания пассажирских вагонов и фабрик-прачечных. Эти расходы (ст. 9000) включают в себя затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, занятых обслуживанием пассажирских вагонов и фабрик-прачечных, а также затраты материалов, топлива и электроэнергии для этих целей.

В составе затрат по прочим видам работ выделяются также расходы, связанные с оказанием дополнительных услуг пассажирам (ст.9020). По этой статье планируются расходы, связанные с доставкой билетов пассажирам, услугами носильщиков, хранению ручной клади и прочими услугами пассажирам и вокзалах, пассажирских станциях и в поездах.