5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
Представленная на рис. 5.2 характеристика охватывает все возможные режимы устойчивой работы компрессора в данном диапазоне частот вращения и при тех значениях давления и температуры на входе, которые имели место при проведении его испытаний. Но в условиях эксплуатации значения имогут сильно изменяться в зависимости от атмосферных условий, скорости и высоты полета, уровня потерь во входном устройстве и т.д. Эти изменения будут влиять на характеристику компрессора. Поэтому для того чтобы результаты экспериментального или расчетного определения характеристики компрессора можно было использовать при различных условиях на входе, эти характеристики изображаются в специально выбранных координатах, которые устанавливаются на основетеории подобия физических явлений.
Как известно, течения газа при обтекании геометрически подобных тел оказываются подобными, если при соблюдения подобия граничных условий в этих течениях соблюдается также равенство одноименных критериев подобия чисел РейнольдсаRe, МахаM, ПрандтляPr, ГрасгофаGr, ФурьеFo, ФрудаFr, СтрухаляShи др. Каждый из этих критериев отражает влияние того или иного фактора на сложный процесс течения газа при данных граничных и начальных условиях. В этом случае отношения скоростей, давлений и температур для любых сходственных точек обтекаемых тел в каждый момент времени являются одинаковыми. Режимы работы двигателя или его элементов, при которых течения воздуха или газа в них подобны, называютсяподобными.
Степень повышения давления представляет собой отношение полных давлений потока воздуха в определенных точках и, следовательно, на подобных режимах остается неизменной. Так же неизменным остается и КПД компрессора, который согласно формулеможет быть выражен через отношения температури.
Критерии Струхаля и Фурье, учитывающие нестационарность процесса, не имеют отношения к характеристикам компрессора. Критерий Фруда учитывает влияние силы тяжести на течение газа, но это влияние пренебрежимо мало, поэтому пренебрегаем им.
Критерии Прандтля, Био и другие, имеющие отношения к процессам теплообмена, не играют роли.
Таким образом, остаются следующие газодинамические критерии подобия, изменение которых способно оказывать влияние на течение воздуха в компрессоре:
-число Маха М;
-число Рейнольдса Re=свρ/μ, гдес– скорость потока,в– размер хорды рабочего колеса первой ступени на среднем радиусе, ρ – плотность воздуха, μ – динамическая вязкость воздуха;
-показатель адиабаты .
На большинстве эксплуатационных режимов числа Рейнольдса, с которыми обтекаются лопаточные венцы компрессора, велики (Re3105 и выше) и находятся в области автомодельности в отношении их влияния на параметры компрессора. А показатель адиабаты для воздуха при изменении его температуры изменяется не так сильно, чтобы существенно влиять течение в компрессоре.
Таким образом, для построения характеристики компрессора или его модели (с подобной геометрией его проточной части), пригодной для использования в широком диапазоне изменения условий на входе в него, нужно, чтобы в каждой точке такой характеристики обеспечивалась неизменность чисел Маха на входе в лопаточные венцы, а также выполнялось кинематическое подобие (неизменность углов атаки).
Если поля скоростей, давлений и температур на входе в компрессор равномерны, и нет явления "запирания" в его лопаточных венцах (т.е. ни в одном «горле» межлопаточных каналов скорость воздуха не достигает скорости звука), то, как можно показать, задание угла атаки iи числана любом радиусе (например, на среднем) на входе в РКпервой ступени компрессора обеспечивает однозначное определение чисел Маха и углов атаки на входе в лопаточные венцы всех РК и всех НА компрессора. Следовательно,различные режимы течения воздуха в данном компрессоре (или в компрессоре и в его геометрически подобной модели) подобны, если в его первой ступени
и
или и.
Учитывая, что , условия подобия режимов работы компрессора можно представить как:
и . (5.1)
Непосредственное измерение при испытаниях компрессора значений исложно. Поэтому на практике используются другие параметры, доступные для контроля в эксперименте и при эксплуатации.
На подобных режимах направление абсолютной скорости на входе в РК 1-й ступени должно быть постоянным (). С учетом этого условия (5.1) можно заменить на
; (5.2)
Докажем это. Изобразим треугольник скоростей на входе в РК (рис. 5.3).Из этого треугольника скоростей следует, что
, а .
После деления всех входящих в эти формулы скоростей на скорость звука получим ;.
Рис. 5.3. Треугольник скоростей на входе в РК
Параметры и, неизменность которых обеспечивает подобие течений воздуха в геометрически подобных компрессорах, называютсяпараметрами подобия или критериальными параметрами.Соответственно,изависят не непосредственно от частоты вращения и расхода воздуха, а от параметров подобияи. Иными словами, в каких бы условиях ни испытывался или работал компрессор (например, в полёте на различных скоростях и высотах), при неизменности чиселивсегда будут получаться одни и те же значенияи.
Вместоиможно использовать какие-либо аналогичные параметры, однозначно связанные с ними, например, приведенные скоростии, гдекритическая скорость. На практике это более удобно, так как на входе в компрессор на многих авиационных ГТД устанавливается прибор, измеряющий температуру заторможенного потока.
Кроме того, осевая скорость на входе в первую ступень у всех современных компрессоров меньше скорости звука . Тогда вместо критериального параметраможно использовать однозначно связанную с ним газодинамическую функцию(относительную плотность тока) или, где индекс "в" относится к входу в компрессор.
Если рассматривать не геометрически подобные компрессоры, а один и тот же компрессор, работающий в различных условиях полета, то окружная скорость лопаток его РК пропорциональна частоте вращения . Тогда вместоможно использовать параметр(где температурана входе в компрессор равна температурена входе в его первую ступень). А вместоможно использовать параметр.
Но эти параметры имеют неудобные для практического применения размерности. Поэтому вместо них используются пропорциональные им величины
и , (5.3)
где 288 К и 101300 Па стандартные значения температуры и давления воздуха. Параметры (5.3), имеющие размерности соответственно частоты вращения и расхода воздуха, называютсяприведенной частотой вращения иприведенным расходом воздуха.Их можно рассматривать как такие значенияи, которые нужно установить при испытании компрессора на стенде при стандартных значенияхи(101300 Па и 288 К) для того, чтобы получить режим его работы, подобный данному режиму работы в конкретных условиях полёта. При этом значенияобычно измеряются либо в оборотах в минуту, либо в процентах по отношению к расчетному режиму.
В соответствии с этим, характеристикой компрессора называется зависимость степени повышения давления и КПД компрессораот приведенной частоты вращения(или) и приведенного расхода воздухаили.
На рис. 5.4 проведен примерный вид характеристики компрессора, изображенной с использованием параметров подобия и. Как видно, она ничем (кроме аргументов и)не отличается от характеристики, изображенной на рис. 5.2.
- Предисловие
- Введение
- Турбореактивный одноконтурный двигатель (трд)
- Турбореактивный двигатель с форсажом (трдф)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)
- Двигатели непрямой реакции
- Турбовальные двигатели (тВаД)
- Турбовинтовые двигатели (твд)
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд
- 1.1. Уравнение неразрывности
- 1.2. Уравнение сохранения энергии
- 1.3. Уравнение первого закона термодинамики
- 1.4. Обобщенное уравнение бернулли
- 1.5. Теорема эйлера об изменении количества движения
- Глава 2 тяга, мощность и удельные парамеры авиационных двигателей
- 2.1. Двигатель и силовая установка
- 2.2. Тяга реактивного двигателя
- 2.3. Эффективная тяга силовой установки
- 2.4. Внешнее сопротивление силовой установки и его составляющие
- 2.5. Удельные параметры авиационных гтд
- Удельные параметры гтд прямой реакции
- Удельные параметры гтд непрямой реакции
- Глава 3 теория ступени компрессора гтд
- 3.1. Назначение компрессоров гтд, их типы
- И основные требования к ним
- 3.2. Схема и принцип действия ступени осевого компрессора
- 3.3. Работа, затрачиваемая на вращение колеса ступени
- 3.4. Изображение процесса сжатия воздуха в ступени в p, V- и t,s- координатах
- 3.5. Основные параметры ступени компрессора
- Геометрические параметры
- Газодинамические и кинематические параметры
- 1. Степень повышения давления в ступени
- 2. Адиабатная работа сжатия воздуха в ступени
- 3. Кпд ступени
- 5. Числа Маха на входе в рк и на.
- 6. Коэффициент расхода
- 7. Коэффициент адиабатного напора
- 8. Степень реактивности ступени.
- 3.6. Условия совместной работы элементов ступени, расположенных на различных радиусах
- 3.7. Профилирование ступеней по закону постоянства циркуляции
- 3.8. Параметры и характеристики компрессорных решеток профилей
- Параметры профиля и решетки профилей
- Характеристики решеток профилей
- Влияние чисел м и Re на характеристики компрессорных решеток
- 3.9. Особенности течения воздуха в лопаточных венцах осевого компрессора
- 3.10. Особенности трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней осевого компрессора
- 3.11. Особенности вентиляторных ступеней трдд с большой степенью двухконтурности
- 3.12. Схема и особенности работы центробежной ступени компрессора
- 3.13. Работа вращения колеса и основные параметры центробежной ступени
- Глава 4
- 4.1. Основные параметры многоступенчатого компрессора (каскада) и их связь с параметрами ступеней
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада)
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Глава 5 характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Общие представления о характеристиках компрессоров и методах их определения
- 5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
- 5.3. Характеристики ступени осевого компрессора
- 5.4. Срывные режимы работы ступени
- 5.5. Характеристики нерегулируемых многоступенчатых компрессоров Совместная работа ступеней в многоступенчатом компрессоре
- Граница устойчивой работы многоступенчатого компрессора
- 5.6. Срывные и неустойчивые режимы работы многоступенчатых компрессоров
- 5.7. Рабочие режимы и запас устойчивости компрессора в системе гтд
- 5.8.Задачи и способы регулирования компрессоров гтд
- Перепуск воздуха
- Поворот лопаток направляющих аппаратов
- Разделение компрессора на каскады (группы ступеней)
- Глава 6 газовые турбины гтд
- 6.1. Назначение турбин гтд и основные
- Требования к ним
- 6.2. Схема и принцип работы ступени турбины
- 6.3. Работа газа на окружности колеса ступени
- 6.4. Изображение процесса расширения газа в ступени в p,V- и I,s- координатах
- 6.5. Основные параметры ступени турбины Геометрические параметры
- Газодинамические параметры
- Кинематические параметры
- 6.6. Потери в ступени турбины и их зависимость от различных факторов
- Потери в ступени турбины
- Влияние параметра u /c1 на кпд ступени
- 6.7. Основные параметры многоступенчатой турбины и их связь с параметрами её ступеней
- 6.8. Способы представления характеристик ступени газовой турбины
- 6.9.Характеристики ступени турбины
- Характеристики ступени турбины
- Глава 7 камеры сгорания гтд
- 7.1. Назначение камер сгорания и основные
- Требования к ним
- 7.2. Основные параметры камер сгорания гтд
- 7.3. Основные закономерности процесса горения топлива
- 7.4. Типы основных камер сгорания гтд и организация процесса горения в них
- 7.5. Характеристики камер сгорания авиационных гтд
- 7.6. Потери полного давления в камерах сгорания гтд
- 7.7. Определение расхода топлива в камерах сгорания
- 7.8. Назначение камер смешения и основные требования к ним
- 7.9. Схемы камер смешения и картина течения в них
- 7.10. Расчет параметров потока за камерой смешения
- Глава 8 входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- 8.1.Типы входных устройств и их классификация
- 8.2. Основные параметры входных устройств
- 8.3. Особенности дозвуковых ходных устройств
- 8.4. Организация рабочего процесса в сверхзвуковых входных устройствах внешнего сжатия
- 8.5. Назначение выходных устройств и предъявляемые к ним требования
- 8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств
- Скорость истечения газа из суживающегося сопла и режимы его работы
- 8.7. Потери в выходных устройствах и способы их оценки
- 8.8.Устройства реверса тяги
- Турбовальных гтд вертолетов
- Часть 2. Термодинамический цикл, совместная
- 1.2. Зависимость работы и внутреннего кпд реального цикла от π и δ
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла
- Оптимальная степень повышения давления в компрессоре
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла от степени подогрева воздуха δ.
- 1.4. Тяговая работа и тяговый кпд гтд прямой реакции
- 1.5. Полный кпд гтд прямой реакции
- 1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков
- 1.7. Оптимальное значение степени повышения давления в вентиляторе трдд со смешением потоков
- 1.8. Связь удельных параметров трд и трдд с параметрами рабочего процесса
- 1.9. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени повышения давления в цикле
- Зависимость Руд и Судот π для одноконтурных двигателей
- Зависимость Руд и Суд от π для двухконтурных двигателей
- 1.10. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени подогрева рабочего тела в цикле
- Зависимость Руд и СудотΔ для двухконтурных двигателей
- Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- 2.1. Функциональные модули авиационных силовых становок
- 2.2. Управляемые параметры и управляющие факторы
- 2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
- 2.4. Рабочие линии на характеристике компрессора одновального газогенератора
- 2.5. Критериальные характеристики одновальных газогенераторов
- 2.6. Программы управления одновальных гг и
- Одновальных трд, управляемых по одному параметру
- Рассогласование ступеней компрессора в одновальном гг
- (И одновальном трд)
- Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
- Глава 3 Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- 3.1. Совместная работа элементов трдДсм
- 3.2. Рабочие линии на характеристике кнд и влияние на них различных факторов
- 3.3. Формирование программ управления трддсм
- Глава 4 характеристики одноконтурных и двухконтурных трд Характеристики одноконтурных трд
- 4.1. Скоростные характеристики трд
- 4.2. Высотные характеристики трд
- 4.3. Дроссельные характеристики трд
- Характеристики двухконтурных трд (трдд)
- 4.4. Скоростные характеристики трдд
- 4.5. Высотные характеристики трдд
- 4.6. Высотно-скоростные характеристики трдд
- 4.7. Дроссельные характеристики трдд
- Глава 5 рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.1. Удельные параметры тВаД и их зависимость от
- Параметров рабочего процесса
- 5.2. Области применения и особенности термодинамического цикла тВаД
- 5.3. Совместная работа элементов турбовальных двигателей
- 5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей
- 5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения
- 5.6. Высотные характеристики турбовальных двигателей
- 5.7. Дроссельные характеристики турбовальных двигателей
- 5.8. Климатические характеристики турбовальных двигателей
- 5.9. Схемы и основные параметры турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.10. Оптимальное распределение работы цикла твд и тввд между винтом и реакцией газовой струи
- 5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд
- 5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд
- 5.13. Области применения тввд и перспективы их развития
- Глава 6 неустановившиеся режимы работы авиационных гтд
- 6.1. Требования к динамическим характеристикам гтд
- 6.2. Факторы, влияющие на переходные процессы в гтд. Гипотеза квазистационарности
- 6.3. Уравнения динамики роторов гтд
- 6.4. Факторы, влияющие на избыточную мощность турбины
- 6.5. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в одновальныхтрд
- 6.6. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухвальных трд
- 6.7. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухконтурных трд
- 6.8. Запуск гтд на земле
- 6.9. Запуск гтд в полете
- Литература
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд Глава 1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
- Глава 2. Тяга, мощность и удельные параметры авиационных двигателей
- Глава 3. Теория ступени компрессора гтд
- Глава 4. Многоступенчатые компрессоры
- Глава 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- Глава 6. Газовые турбины гтд
- Глава 7. Камеры сгорания и камеры смешения авиационных гтд
- Глава 8. Входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- Часть 2.Термодинамический цикл, совместная работа элементов и характеристики авиационных силовых
- Глава 1. Термодинамический анализ рабочего процесса гтд прямой реакции
- Глава 2. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- Глава 3. Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- Глава 4. Характеристики одноконтурных и двухконтурных трд
- Глава 5. Рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигвтелей
- Глава 6. Неустановившиеся режимы работы авиационных гтд