logo search
Титул

Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения

14.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления

Основной задачей хозяйства электрификации и электроснабжения железных дорог является бесперебойное и высококачественное снабжение электрической энергией тяги поездов, а также обеспечение ею всех других потребителей железнодорожного транспорта, связанных в первую очередь с движением поездов. Кроме того, энергетические устройства железных дорог снабжают электроэнергией многочисленных нетранспортных потребителей.

Из общего количества электроэнергии, расходуемой на железнодорожном транспорте, около 85 % используется для тяги поездов, а остальная ее часть – для технологических, хозяйственных и прочих нужд.

Организация всего комплекса работ по электроснабжению возложена на Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД», одноименные службы на железных дорогах и дистанции электроснабжения на отделениях дорог.

Снабжение электрической энергией электрифицированных линий, нетяговых потребителей железнодорожного транспорта и нетранспортных потребителей осуществляется от районных подстанций и высоковольтных линий электропередачи энергосистем РАО ЕЭС через тяговые и понизительные подстанции.

Тяговые подстанции переменного тока преобразуют трехфазный переменный ток напряжением 220, 110 и реже 154 кВ в однофазный напряжением 27,5 кВ. Тяговые подстанции постоянного тока преобразуют трехфазный переменный ток напряжением 110,35 кВ и реже 6,10 кВ в выпрямленный ток напряжением 3,3 кВ. От тяговых подстанций через контактную сеть получает питание электроподвижной состав, а по специальным высоковольтным линиям (в т.ч. продольного электроснабжения, автоблокировки и др.) напряжением 6,10 и 35 кВ – нетяговые железнодорожные и районные потребители. Кроме того, нетяговые потребители дорог снабжаются электроэнергией от понизительных подстанций с первичным напряжением 6,10 и 35 кВ через воздушные и кабельные низковольтные сети.

Для повышения надежности работы устройств контактной сети, уменьшения потерь электроэнергии между тяговыми подстанциями сооружаются посты секционирования (ПС) и пункты параллельного соединения (ППС) контактной сети. В контактную сеть станций стыкования участков дорог переменного и постоянного тока электроэнергия подается через пункты группировки.

Дистанция электроснабжения (ЭЧ) входит в состав отделения дороги, имеет статус структурного подразделения и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими нормативными, правовыми и иными актами ОАО «РЖД», железной дороги, отделения и Положением о дистанции.

Главной задачей дистанции электроснабжения является бесперебойное снабжение всех потребителей электрической энергией высокого качества, а также обеспечение нормального функционирования всех устройств и оборудования.

Дистанции электроснабжения осуществляют техническое обслуживание и текущий ремонт устройств тягового электроснабжения (тяговых подстанций, постов секционирования, контактной сети), телеуправления и телесигнализации, понизительных подстанций, наружных электрических сетей высокого и низкого напряжения, линий продольного электроснабжения, электросетей наружного освещения, включая прожекторное и т.д. Кроме того, они выполняют (по договорам) техническое обслуживание и текущий ремонт внутренних электросетей, электропроводок, электрооборудования и осветительных установок в производственных и коммунальных зданиях железных дорог, на перегонах и станциях, включая освещение стрелочных указателей, обслуживание и ремонт высоковольтных линий автоблокировки и диспетчерской централизации на электрифицированных линиях.

На дистанции электроснабжения возможен технический надзор за электрическим хозяйством заводов ОАО «РЖД», дорожных мастерских, локомотивных и вагонных депо, вокзалов, имеющих свой штат по обслуживанию энергетического хозяйства.

Таким образом, производственные функции ЭЧ включают:

Для осуществления в соответствии с планом производственной деятельности дистанция электроснабжения наделяется железной дорогой основными фондами и оборотными средствами.

Дистанция не является юридическим лицом и финансируется отделением дороги в соответствии с бюджетом финансирования, утвержденным железной дорогой.

Дистанции электроснабжения размещены на сети железных электрифицированных дорог в среднем через каждые 200 км, тяговые подстанции на линиях переменного тока – через 40-50 км, постоянного – через 10 – 24 км, районы контактной сети – через 40–50 км. Дистанции электроснабжения на электрифицированных линиях располагаются, как правило, в границах отделения дороги.

В зависимости от объема и сложности выполняемой работы дистанции электроснабжения подразделяются на 3 группы (распоряжения ОАО «РЖД» от 9.03.2005 г № 312 р): I группа – свыше 80 баллов, II – от 50 до 80 вкл.; III – 50 и менее баллов. Группы дистанций устанавливаются на основе оценки показателей, характеризующих их работу, в условных единицах (баллах), с учетом фактически достигнутых объемов работы (табл. 14.1).

Помимо тяговых подстанций, районов контактной сети, районов электроснабжения в состав ЭЧ входят ремонтно-ревизионный участок, электромеханические мастерские и энергодиспетчерская группа.

Таблица 14.1

Показатели, характеризующие работу дистанций электроснабжения для определения суммы баллов

Показатель

Единица измерения

Количество баллов за единицу измерения

1. Общее поступление электроэнергии в годовом исчислении:

а) для однопутных линий

б) для многопутных линий

6 млн. кВт-ч

10 млн. кВт-ч

0,5

0,5

2. Развернутая длина контактной сети (независимо от интенсивности движения поездов)

25 км

2,0

3. Объем работы устройств электроснабжения в технических единицах для районов электроснабжения

1000 технических единиц

3,0

4.Наличие структурных подразделений в дистанциях электроснабжения:

а) дорожная мастерская

б) дорожная электротехническая лаборатория

в) узловая котельная

одно подразделение

одно подразделение

одно подразделение

20,0

20,0

10,0

Ремонтно-ревизионный участок наряду с регулировкой, проверкой и ремонтом электроизмерительных приборов, быстродействующих выключателей, ревизией и ремонтом полупроводниковых агрегатов, маслонаполненной аппаратуры выполняет многие работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств контактной сети и оборудования тяговых подстанций.

В организации технического обслуживания и текущего ремонта устройств электроснабжения важную роль играют электромеханические мастерские. Они оснащены современным испытательным и станочным оборудованием, регулярно обеспечиваются запасными частями и материалами, необходимыми для ремонта устройств тягового электроснабжения, телеуправления, телесигнализации, наружных электрических сетей и т.д.

Энергодиспетчерский аппарат служит для оперативного руководства работой всех устройств электроснабжения дистанции.

Контингент работников дистанции колеблется в пределах 180-250 чел., основу которого составляет электромеханики, электромонтеры и слесари, занятые техническим обслуживанием и текущим ремонтом устройств.

В расходах ЭЧ наибольший удельный вес приходится на фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды и амортизационные отчисления (> 70 % общей суммы расходов).

План ЭЧ по эксплуатационной деятельности включает следующие разделы: показатели объема работы; качественные показатели; план по труду; план эксплуатационных расходов; калькуляция себестоимости продукции.

Для разработки плана по эксплуатации отделение дороги устанавливает для ЭЧ:

Остальные показатели плана дистанция определяет самостоятельно в рамках установленных заданий.

14.2 Планирование объема работы и качественных показателей

Основными объемными показателями работы дистанции электроснабжения по эксплуатационной деятельности являются:

Для расчета объема переработки электроэнергии составляется ведомость потребности в ней, для чего каждое железнодорожное предприятие составляет заявку, в которой приводится расчет потребления электроэнергии предприятием по всем видам работ. На основе таких заявок составляется сводная ведомость потребности в электроэнергии по отделению дороги и по дороге в целом, которая служит основанием для заказа энергосистемам на покупку соответствующего количества электроэнергии.

Общий объем переработки электроэнергии складывается из расхода ее на тягу поездов, питание устройств автоблокировки и диспетчерской централизации, на собственные нужды дистанции электроснабжения, отпуск посторонним потребителям, на технологические нужды предприятий железных дорог, потери электроэнергии в контактной сети.

, кВт-ч,

где - расход электроэнергии на тягу поездов, кВт-ч;

- расход электроэнергии на собственные нужды дистанции электроснабжения, кВт-ч;

- расход электроэнергии на технологические нужды предприятий железных дорог, кВт-ч;

- объем переработки электроэнергии сторонним потребителям, кВт-ч;

- потери электроэнергии в контактной сети, кВт-ч.

Объем переработки электроэнергии для тяги поездов планируется на основе заданных отделением дороги электровозным и мотор-вагонным депо (обслуживаемым дистанцией) размеров перевозок и плановых норм удельного расхода электроэнергии на измеритель:

кВт-ч,

где - размеры перевозок по видам движения, млн. ткм брутто;

- норма расхода электроэнергии по видам движения на измеритель 10 тыс. ткм брутто, кВт-ч.

Расход электроэнергии на собственные нужды включает в себя расход ее тяговыми подстанциями, районами контактной сети и другими подразделениями дистанции электроснабжения (на освещение, электрическое и калориферное отопление, зарядку и подзарядку аккумуляторных батарей, работу электродвигателей систем охлаждения и вентиляции и т.д.). Его определяют по мощности электроприемников (с учетом ее использования) и времени работы в планируемом периоде.

Аналогичным образом планируют расход электроэнергии на технологические нужды предприятий железных дорог (освещение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, питание устройств автоблокировки и диспетчерской централизации и др.).

Потери электроэнергии в контактной сети () принимаются, как правило, в процентах от общего объема переработки (5-6 %).

Объемы работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств электроснабжения планируются исходя из наличия технических средств (технической вооруженности), их сложности и состояния, а также периодичности проведения работ.

Техническое обслуживание предусматривает постоянный контроль за состоянием устройств, осуществляемый проведением периодических осмотров и замеров, результаты которых, а также необходимые мероприятия по устранению неисправностей, записываются в специальную книгу. В дальнейшем в книге отмечаются даты устранения неисправностей.

Текущие ремонты проводятся для поддержания устройств в состоянии, отвечающим требованиям соответствующих правил и инструкций, и выполняются в установленные сроки.

Определение объемов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств начинается с уточнения технической оснащенности дистанции, которая измеряется в технических единицах.

При этом за одну техническую единицу принята условная постоянная величина, являющаяся эквивалентом определенного объема затрат труда в чел.-ч. Техническая единица отражает среднюю трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта основного и вспомогательного оборудования дистанции электроснабжения. Затраты труда на обслуживание и ремонт зданий и сооружений отдельно не выделяются и учтены по всей номенклатуре позиций технических единиц.

Например: 100 км контактной сети (эксплуатационная длина) переменного тока на главных путях однопутных линий – 770 технических единиц; то же постоянного тока – 720 технических единиц; 1 опорная тяговая подстанция при питающем напряжении 110 кВ – 150 технических единиц; 1 пост секционирования (однопутный) при постоянном токе – 3,6 технических единиц и т.д.

Техническая оснащенность дистанции () определяется суммированием технических единиц по всем обслуживаемым устройствам.

В зависимости от особенностей устройств электроснабжения, условий эксплуатации и местных условий полученная величина корректируется следующими влияющими коэффициентами:

В процессе капитального ремонта осуществляется замена износившихся узлов и деталей или замена всего устройства, если его ремонт экономически невыгоден, цель капитального ремонта – полное восстановление первоначальной технической характеристики устройств, приведение их в соответствии с требованиями технических норм и условий, капитальный ремонт устройств электроснабжения проводится таким образом, чтобы оставшееся в работе оборудование обеспечивало нормальную эксплуатационную деятельность дороги, бесперебойное и безопасное движение поездов.

Для определения фактического состояния контактной сети, соответствия ее содержания утвержденным техническим нормам и повышения ответственности обслуживающего персонала применяется балльная оценка.

Плановое задание по балльной оценке устанавливается ежеквартально службой электроснабжения дороги в пределах до 50 баллов, что соответствует оценке «отличное состояние».

Основным документом, на основании которого осуществляется проверка контактной сети, является нормативный журнал ее содержания, утверждаемый начальником службы электроснабжения для каждого района контактной сети. Отклонения в содержании контактной сети от требований нормативного журнала оценивается штрафными баллами. Проверка контактной сети и оценка ее содержания производятся на основании инспекционных объездов электрифицированных участков один раз в квартал. Для определения балльной оценки содержания контактной сети используются вагоны-лаборатории нового поколения (ВИКС), оснащенные приборами для измерения и записи величин основных параметров: зигзагов и выносов контактного провода, высоты его подвешивания, а также установления жестких точек (мест отрыва токоприемника от контактного провода), расположения опор, скорости движения.

Нормы оценки состояния контактной сети, утвержденные Департаментом электрификации и электроснабжения (31.01.02 № М – 73 У), приведены в таблице 14.2.

Таблица 14.2