logo search
Копия -- (5)

5.Специализация и структура хозяйства.

Волгоградская область — один из наиболее экономически развитых регионов России со сбалансированной структурой хозяйства. Многоотраслевое сельское хозяйство сочетается с разнообразной промышленностью, запасами нефти и газа. По территории области протекают две крупнейшие судоходные реки, соединенные Волго-Донским каналом. На территории области расположена Волжская ГЭС.

Оценка структуры хозяйства. В структуре ВРП в 2010 г. промышленность составляла 34,6%, сельское хозяйство — 13,6, строительство — 11,0, транспорт — 6,8, торговля и коммерческая деятельность по реализация товаров и услуг — 7,5%.

В основе хозяйственного комплекса области ключевую роль играет географическое положение на перекрестке транспортных путей из Центральной России в бассейн Каспия, из Урала на Кавказ, из Украины в Казахстан. Создание водохранилищ улучшило условия судоходства, а Волго-Донской канал сделал для Волгограда доступным Азово-Черноморский бассейн. Такое положение позволило преобразовать ресурсную базу промышленности: за счет сплавного леса в области развиты лесопиление и деревообрабатывающая промышленность, на привозном сырье работают черная и цветная металлургия. Положение Волгограда в центре огромной аграрной зоны предопределило размещение здесь заводов по производству тракторов и сельхозмашин.

Промышленность. Ведущие отрасли: топливная промышленность (17,3% промышленной продукции) — добыча нефти и газа; машиностроение и металлообработка (15,6%) — трактора, нефтеоборудование, суда, моторы, измерительная и медицинская аппаратура (Волгоград), буровое оборудование (Волгоград, Ленинск), сельхозмашины (Урюпинск, Котельниково, Камышин), подшипники (Волжский), инструмент (Камышин), краны (Камышин, Урюпинск), механизмы для животноводства (Камышин); черная металлургия (15,4%) — качественная сталь и прокат (Волгоград), трубы (Волгоград, Волжский), стальное литье (Фролово, в 1995 г. в области выплавлено 600 тыс. т стали); химическая промышленность (15,3%) — СК, химволокно, шины, оргсинтез, РТИ (Волжский), лаки и краски (Камышин); пищевая (14,5%); электроэнергетика (11,7%) — ГЭС (Волжский), ГРЭС (Волгоград), ТЭЦ (Вол¬гоград, Камышин, Михайловка; ); промышленность стройматериалов (4,6%) — цемент (Михайловка, Себряковский опытный комбинат), керамзит (Фролово), асфальтобетон (Жирновск), стеклотара (Камышин), ЖБК,кирпич (Суровикино, Волгоград); цветная металлургия (4,3%) — алюминий (Волгоград); лесная и деревообрабатывающая (0,9%) — лесопиление, мебель (Волгоград), ламинированная бумага (Урюпинск); легкая (0,8%) — хлопчатобумажные ткани (Камышин), трикотаж, обувь (Волгоград, Урюпинск).

Удельный вес области в России особенно высок по выпуску тракторов (16%), нефтеоборудования (30%), производству стальных труб (7%), каустической соды (25%), шин (8%), растительного масла (6%) и мясных консервов (6%).

Экологическая обстановка весьма напряженная (Камышин, Котельниково) или даже критическая (Волгоград, Волжский).

Сельское хозяйство. Земледелие дает 59% аграрной продукции, животноводство — 41%. По производству подсолнечника, мяса, шерсти область находится в первой десятке из 89 регионов РФ, по зерну и молоку — в первой двадцатке; развито бахчеводство, садоводство и огородничество. Выведена продуктивная порода волгоградских овец.

Транспорт и межрайонные связи. Волгоград — крупнейший транспортный узел на юге России. Пять лучей железных дорог (общей протяженностью 1618 км), столько же автомагистралей (общая протяженность автодорог с твердым покрытием 8788 тыс. км), Волга и Дон, соединенные 100-километровым каналом, четыре луча высоковольтных ЛЭП, две нитки нефте- и столько же газо¬проводов, пересекающих область, — такой мощной транспортной инфраструктурой располагают немногие регионы России

Транспорт.

Основным видом транспорта является железнодорожный, протяженность железных дорог составляет 1660 км. Сложилась пятилучевая радиальная конфигурация их расположения с центром в Волгограде:

А) на северо-запад; это направление связывает Волгоград с Москвой, с промышлен- ными центрами Центрально-Чернозёмного и Центрального экономических районов;

Б) на запад; железнодорожные пути связывают нашу область с Донецко—Приднеп- ровским районом, с его угольными, металлургическими, машиностроительными и химичес кими предприятиями;

В) юго-западное направление—это Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры Северо-Кавказского района;

Г) на юго-восточном направлении располагается Астрахань, из неё путь лежит в Казахстан и Среднюю Азию;

Д) северное направление—это крупные индустриальные центры Поволжья: Саратов, Куйбышев, Ульяновск, Казань.

В числе основных грузов, отправляемых из Волгограда,--нефтепродукты, уголь, чёр- ные металлы, трубы, минеральные строительные материалы, лес, зерно. Объём грузовых и пассажирских перевозок постоянно растёт.

В летнее время часть перевозок грузов и пассажиров берёт на себя речной транс- порт, в основном по Волге и Дону. Волгоград—порт пяти морей: Азовского, Чёрного, Балтийского, Северного и Белого.

В Волгограде построен самый большой на Волге речной вокзал.

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области.

Составной частью транспортной системы является электрический транспорт.