logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств

Схемы и основные параметры дозвуковых выходных устройств

Наиболее важным параметром, определяющим режим работы выходного устройства, является располагаемая степень понижения давления газа в реактивном сопле с.расп, т.е. отношение полного давления газа на входе в соплор0*к давлению окружающей средырН(рис, 8.4)

с.расп=.

Рис. 8.4.Схема дозвукового

выходного устройства

Значение с.расп и диапазон его изменения зависят от типа двигателя, режима его работы, а также от скорости и высоты полета самолета.

Наиболее низкие значения с.расп имеют двигатели непрямой реакции: турбовальные, турбовинтовые и турбовинтовентиляторные. В них значения с.расп являются, как правило, докритическими.

Поэтому в качестве выходных устройств этих двигателей применяются сужающиеся сопла (рис. 8.5), либо газоотводящие каналы диффузорного типа, которые иногда называют выходными патрубками (рис. 8.6).

Двухконтурные двигатели для дозвуковых самолетов имеют несколько большие значения с.расп. Для сопел наружного контура они на взлете составляют 1,4…1,8, а в полете приН=11км – не превышают 2,2…2,8. Для внутреннего контура этих ТРДДс.распявляются еще более низкими. Для этих двигателей применяются также нерегулируемые сужающиеся сопла (рис. 8.7), отличающиеся простотой конструкции и малой массой.

Рис. 8.5. Схема турбовинтового

авиационного двигателя (ТВД)

Рис. 8.6. Схема турбовального

авиационного двигателя (ТВаД)

Действительной степенью понижения давления газа в сопленазывается отношение полного давления газа на входе в соплор0* к его статическому давлению в выходном сечении соплар2, т.е.

.

Степень понижения давления газа, при которой газ разгоняется до скорости, равной скорости звука, называется критической

Рис. 8.7.Схема двухконтурного

двигателя с раздельными контурами

, где .

Критическая степень понижения давления для идеального газа зависит только от показателя адиабаты k

(табл. 8.1) и для продуктов сгорания керосина в воздухе (ck= 1,25…1,33) равна 1,80…1,85.

Таблица8.1

Значнияk

1,25

1,33

1,4

1,67

Значения πкр

1,802

1,851

1,893

2,055