logo search
учебное пособие Гевло

Организация ремонта узлов и агрегатов, снятых с автомобилей

Ремонт узлов и агрегатов, снятых с автомобилей, в АТП выполняется производственными цехами, участками или отделениями. Название: цех, участок или отделение, зависит, в основном, от объёма (программы) ремонтных работ. Цеха ( участки, отделения) специализируются по видам работ или агрегатам и системам автомобиля.

В производственных цехах (участках, отделениях) производится ремонт деталей, приборов, узлов и агрегатов, снятых с автомобилей.

Объём ремонтных работ, выполняемых производственными цехами, составляет 50…55% от всего объёма ТР автомобилей.

В соответствии с характером выполняемых ремонтных работ на АТП создаются следующие производственные цеха (участки, отделения):

-моторный (ремонт КШМ, ГРМ, систем смазки и охлаждения без радиатора и его облицовки);

-медницкий (ремонт радиатора, трубопроводов систем питания, смазки, охлаждения, топливного бака);

-агрегатный (ремонт коробки передач, механизма сцепления и его привода, карданной передачи, переднего моста, заднего моста, рулевого управления-рулевой механизм и привод, тормозной системы автомобиля);

--топливной аппаратуры;

-электротехнический;

-аккумуляторный;

-кузнечно-рессорный (подвеска автомобиля);

-шиномонтажный;

-вулканизационный (ремонт камер и местный ремонт шин);

-слесарно-механический (механический или токарный);

-арматурно-кузовной или кузовной (в составе: сварочного, жестяницкого, арматурного, обойного, столярного и окрасочного отделений).

Основной задачей всех вышеназванных цехов (участков, отделений) является своевременное обеспечение зон ТО и ремонта автомобилей необходимыми деталями, приборами, узлами, механизмами и агрегатами.

При невозможности или нецелесообразности (большой простой автомобиля на посту) выполнения ремонта автомобиля на посту ТР снятый неисправный прибор,

узел или агрегат для производства разборочно-сборочных и ремонтных работ должен быть отправлен в соответствующий производственный цех (участок, отделение).

На снятый неисправный агрегат (например, коробка передач, двигатель, рулевой механизм с гидроусилителем, редуктор заднего моста) оформляется «Контрольный талон».

Снятые неисправленные приборы, узлы или агрегаты могут вначале отправляться в помещение промежуточного (оборотного) склада, где должен храниться ремонтный фонд, и по мере надобности из этого помещения они поступают на ремонт или в производственные цеха АТП, или в специализированные авторемонтные предприятия.

После ремонта прибор, узел, механизм или агрегат возвращается обратно на автомобиль, с которого он (они) были сняты. «Контрольный талон», оформленный на агрегат, прикрепляется к «Листку учёта ТО и ремонта», выписанного на ремонт автомобиля, и хранится вместе с ним.

Если ремонт прибора, узла, механизма или агрегата увеличивает время простоя автомобиля в ремонте, то на автомобиль обычно устанавливается заранее отремонтированный прибор, узел, механизм или агрегат, взятый из оборотного фонда промежуточного или оборотного склада. При необходимости на автомобиль может быть поставлен при ремонте новый прибор, узел, механизм или агрегат, выписанный по распоряжению главного инженера из центрального склада.

Отремонтированные приборы, узлы, механизмы или агрегаты должны поступать в промежуточный (оборотный) склад для пополнения оборотного фонда.

Пополнение оборотного фонда (его каждодневного неснижаемого запаса) в АТП, как правило, осуществляется за счёт:

-приобретения новых узлов, приборов, механизмов и агрегатов;

-своевременного ремонта снятых с автомобилей на постах ТО-2 и ТР неисправных узлов, приборов, механизмов и агрегатов в производственных цехах АТП и в специализированных авторемонтных предприятиях;

-снятых со списанных автомобилей годных к дальнейшей эксплуатации или ремонту приборов, узлов, механизмов и агрегатов.

Необходимые запасные части для ремонта агрегатов, механизмов, узлов и приборов в производственных цехах АТП должны своевременно приобретаться, храниться на центральном складе (основной материальный склад АТП) и отсюда выписываться начальником смены (начальником производства при отсутствии начальников смен) для ремонтных рабочих производственных цехов АТП на соответствующий ремонт агрегата (прибора, узла или механизма).

Ремонтные рабочие (исполнители ремонтных работ) административно подчиняются непосредственно бригадирам.

Бригадиры заполняют «Контрольный талон» на выполненный ремонт и направляют отремонтированный агрегат на автомобиль или в оборотный фонд промежуточного (оборотного) склада. Такое же движение имеют и отремонтированные приборы, узлы, механизмы и детали, но только без выписки «Контрольного талона».

Производственные цеха (участки, отделения) в зависимости от размеров АТП располагаются в отдельных помещениях или несколько в одном.

На большинстве АТП несколько цехов могут подчиняться одному бригадиру, например: одному бригадиру подчиняются кузнечно-рессорный, сварочный, жестяницкий и медницкий цеха; или, например: электротехнический, аккумуляторный и топливной аппаратуры цеха.

Ремонтные работы, выполняемые в производственных цехах, непосредственно связаны между собой. Например, агрегатный цех (отделение) использует детали, которые совместно ремонтируют или изготавливают механический и сварочный цеха (отделения).

Производственные цеха (участки, отделения) должны оснащаться, в основном, таким оборудованием:

-разборочно-сборочным (стенды для разборки-сборки двигателя, коробки передач, переднего и заднего мостов, сцепления, рессор и др.);

-контрольным (компрессометры, мерительный инструмент, динамометрический ключ и др.);

-испытательным (испытательные стенды для двигателей, коробок передач, редукторов задних мостов);

-технологическим (пресс настольный, станок точильно-шлифовальный, стенд для шлифовки клапанных гнёзд двигателей, моечная машина для деталей и узлов и др.);

-организационной оснасткой (ларь для обтирочных материалов, верстак слесарный с тисками, ларь для отходов, стеллаж-вертушка для крепежных деталей, стеллажи для деталей, приборов узлов и агрегатов, шкафы для приборов, используемых при ремонте, также для приспособлений; различные подставки);

-технологической оснасткой (комплект универсальных съёмников-приспособлений, ручное устройство для притирки клапанов, пневмо- или электроинструмент и др.);

-подъёмно-транспортным для поднятия-опускания и перемещения агрегатов (кран-балки различного типа, монорельсы с ручным или электротельфером, тележки для перемещения грузов и др.).

В зависимости от объёма ремонтных работ структура производства производственных цехов АТП может быть представлена различными схемами. Так, например, моторный цех может состоять из следующих отделений:

-разборочного;

-моечного;

-ремонтно-сборочного;

-обкатки и испытания двигателя после его ремонта.

В свою очередь, ремонтно-сборочное отделение может иметь или состоять из нескольких рабочих мест, расположенных в необходимой технологической последовательности.

Структура производства моторного цеха может быть представлена следующей схемой (рис. 23):

Моторный

цех

Разборочное отделение

Моечное отделение

Ремонтно- - сборочное отделение

Отделение обкатки и испытания двигателя

Рабочие места

Ремонт сборка головок блока цилиндров

Ремонт сборка шатунно - поршневой группы

Установка гильз коленвала и распредвала в блок цилиндров

Установка шатунно - поршневой группы в блок цилиндров

Окончательная сборка двигателя, отправка на обкатку и испытание

Рисунок 23. Структура производства моторного цеха

В АТП могут организовываться один или несколько агрегатных цехов, например: в одном агрегатном цехе (возможно под №1) подвергаются ремонту такие агрегаты и механизмы, как:

-передняя ось (без тормозных механизмов колёс);

-задний, средний или промежуточный мосты, редукторы этих мостов (без тормозных механизмов колёс);

-коробка передач;

-сцепление;

-карданная передача;

-раздаточная коробка;

-самосвальный механизм;

-рулевое управление (рулевой механизм с гидроусилителем, насос гидроусилителя, рулевые тяги, карданная передача).

В другом агрегатном цехе (под №2) подвергаются ремонту приборы и механизмы тормозной системы автомобиля, а в третьем агрегатном цехе (под№3)-гидромеханическая передача (ГМП) автобусов.

На рисунке 24 показана структура производства агрегатного цеха грузового АТП, в котором осуществляется ремонт всех агрегатов, механизмов и узлов автомобиля (кроме подвески автомобиля):

Рисунок 24. Структура производства агрегатного цеха

Ниже приводятся структурные схемы других производственных цехов АТП.

Рисунок 25. Структура производства цеха топливной аппаратуры

Рисунок 26. Структура производства электроцеха

Рисунок 27. Структура производства аккумуляторного цеха

Рисунок 28. Структура производства кузнечно-рессорного цеха

Шиноремонтный цех

Пост по снятию и установки колес автомобиля

Отделение по приемке и выдачи колес

Шиномонтажное отделение

Рабочее место демонтажа – монтажа колес легковых автомобилей

Рабочее место демонтажа – монтажа колес грузовых автомобилей и автобусов

Рабочее место балансировки колес в сборе

Вулканизационное отделение

Рабочее место ремонта местных повреждений шин

Рабочее место вулканизации камер

Р

Рабочее место по осмотру шин, очистке колес и покраске дисков

Рабочее место проверки герметичности камер

исунок 29. Структура производства шиноремонтного цеха

Если пост по снятию и установки колёс располагается в зонах ТО-2 и ТР или для этого используется любой пост ТО-2 и ТР, то, следовательно, он не является производственным подразделением шиноремонтного цеха.

Пост оборудуется подъёмником для вывешивания колёс автомобиля.

Механический цех

Рабочее место для токарных работ

Рабочее место шлифования распредвала и по копиру его кулачков

Рабочее место для фрезерных работ

Рабочее место сверлильных работ

Рабочее место шлифования шеек коленчатого вала

Рабочие места для шлифовальных работ

Рабочее место по расточке гильз блока цилиндров

Рабочие места для расточных работ и хонингования

Рабочее место для хонингования гильз блока цилиндров

Рисунок 30. Структура производства механического цеха

Рисунок 31. Структура производства медницкого цеха

Рисунок 32. Структура производства кузовного цеха

Надо иметь в виду, что структура производственных цехов может изменяться в результате:

-различного объёма ремонтных работ в цехах, следовательно, разного количества ремонтных рабочих на их выполнение;

-выбранного способа организации производства ТО и ремонта автомобилей;

-выбранной схемы технологического процесса ремонтных работ.