logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

Параметров рабочего процесса

У турбовальных двигателей (рис. 5.1) реализуется термодинамический цикл Брайтона, и работа цикла

Lц =Lе +. (5.1)

У ТВаД, применяемых на вертолетах, реактивная тяга не используется в качестве движущей силы. Скорость истечения газа из сопла ссу них стремятся иметь как можно меньшей. Мала у них и скорость полетаV. Поэтому у этих двигателей практическиLц =Lе. В этом случае мощность на валу двигателя выражается формулой

Ne =LеGв LцGв. (5.2)

Основными удельными параметрами ТВаД служат удельная мощность Nе.уд и удельный расход Се топлива.

Рис. 5.1. Схемы турбовальных ГТД со свободной турбиной

с одновальным а) и двухвальным (б) газогенераторами

Удельная мощность равна:

Ne.уд ==Lе Lц. (5.3)

Внутренний КПД термодинамического цикла ТВаД, как и для ГТД прямой реакции, определяется из соотношения

вн ==. (5.4)

Удельный расход топлива равен

Сe ===. (5.5)

Отсюда следует, что экономичность турбовальных двигателей полностью определяется их внутренним КПД, характеризующим совершенство двигателя как тепловой машины.

Формулы (5.1)…(5.5) с достаточной точностью применимы также для расчета удельных параметров ТВД и ТВВД, т.к. для этих двигателей доля тяги, создаваемой за счет истечения газа из реактивного сопла, мала.

Параметрами их рабочего процесса являются степень повышения давления  = и степень подогрева воздуха=Т*г / Тн. Они определяют эффективность термодинамического цикла этих двигателей.

Рассмотрим влияние параметров рабочего процесса на удельные параметры ТВаД.

Зависимости Lц и вн от  и  для рассматриваемых двигателей остаются такими же, как для ТРД и ТРДД.

Качественный характер протекания зависимостей Ne.уд и Сe от  (и соответственно от при известной величиневх) при =const и заданных условиях полета для ТВаД изображен на рис. 5.2 а. Отличие от ТРД и ТРДД состоит в том, что значение величины эк у ТВаД соответствует условию максимума вн и, следовательно, значительно ниже, чем у ТРДД и особенно у ТРД.

Качественный характер зависимостей величин Ne.уд и Се от  (и соответственно от ) при = const и заданных условиях полета приведен на рис. 5.2 б (сплошные линии). Величина Nе.уд повторяет зависимость работы цикла от . Как видно, Nе.уд увеличивается при повышении , а следовательно, и , более интенсивно, чемРуд у ТРД , что объясняется снижением у них с ростом  тягового КПД.

Рис. 5.2. Характер зависимостей Nе.уд, Се и ηвн от и Δ

для заданного режима полета

Внутренний КПД с ростом  при  = const увеличивается (рис. 5.2 в), поэтому величина Се , которая у ТВаД изменяется обратно пропорционально вн, с ростом уменьшается. Это также является отличительной особенностью ТВаД: у них нет эк. Чем выше  и соответственно , тем при прочих равных условиях ниже удельный расход топлива. Это справедливо в предположении, что с ростом не происходит значительного увеличения расхода воздуха на охлаждение турбины.