Организация рабочих мест
Рабочее место - первичное и основное звено структуры предприятия, где размещены исполнители работы (рабочие), технологическое оборудование, оснастка и предметы труда.
Организация рабочих мест на любом участке АТП включает в себя решение ряда вопросов и прежде всего таких:
-установление согласно технологии работ числа индивидуальных рабочих мест на участке;
-принятие рациональной планировки на участке в целом;
-принятие рациональной планировки в пределах отдельных рабочих мест;
-разработка или выбор необходимых средств организационной и технологической оснастки;
-выбор средств связи, сигнализации и освещения;
-оснащение технологическим оборудованием;
-выбор формы организации труда.
Под планировкой участка (зон, цехов) и рабочих мест понимается рациональная система размещения в их пределах (помещения) основного и вспомогательного оборудования, а также организационной оснастки. Это необходимо для обеспечения наиболее эффективного выполнения трудовых процессов, экономии усилий рабочих и безопасности их труда.
Также рациональная планировка должна обеспечивать сокращение путей перемещения материалов и сведение до минимума ручных перекладываний, максимальное сокращение продолжительности производственного цикла.
Компоновка оборудования и механизмов на каждом рабочем месте участка должна отвечать удобству их обслуживания, а также требованиям техники безопасности.
На планировках габаритные размеры оборудования и оргоснастки не указываются, но указываются привязочные размеры для расстановки оборудования и оргоснастки.
К организационной оснастке относятся средства для хранения и размещения приспособлений, инструментов, запасных частей, материалов и готовой продукции, а также рабочая мебель, приспособления для хранения документации, тара, приспособления и материалы для ухода за рабочим местом.
При выборе оргоснастки для оснащения участка в целом и его рабочих мест следует добиваться ёё соответствия требованиям организации труда, требованиям технической эстетики и функциональному назначению.
К технологической оснастке относят, прежде всего, инструмент и приспособления, затем минимально необходимый комплект запасных частей, прокладочного, крепежного материала и других материалов.
Технологическая оснастка должна наиболее полно отвечать рациональному выполнению поставленной производственной задачи, экономии затрат рабочего времени и сохранению работоспособности исполнителя работ (рабочего).
Организационную и технологическую оснастки могут изготавливать своими силами АТП, особенно, когда среди коллектива рабочих, водителей и ИТР ведётся рационализаторская и изобретательская работа.
АТП могут использоваться, разработанные в ГУП «Центроргтрудавтотранс», рабочие чертежи некоторых видов организационно-технологической оснастки:
-стеллаж для узлов и деталей (модель 1148);
-стеллаж для рулей и карданов (модель 1149);
-стеллаж для рессорных листов (модель 1150);
-тумбочка инструментальная, передвижная (модель 1153);
-стеллаж для поворотных кулаков и шкворней (модель 1154);
-стеллаж для коленчатых валов (модель 1155);
-ванна моечная передвижная (модель 9510);
-стол для электросварочных работ (модель 9523);
-тележка с подъёмной платформой (модель 6180);
-стеллаж для карбюраторов и бензонасосов (модель 6184);
-передвижной стенд для выпрессовки шкворней (модель 6185).
При организации рабочих мест для их эффективной работы должны быть учтены следующие основные функции:
-производственно-подготовительная;
-инструментальная;
-контрольная;
-ремонтная;
-энергетическая;
-транспортно-складская;
-хозяйственно-бытовая.
В производственно-подготовительную входит:
-доведение годового, квартального, месячного плана;
-составление заявок по материально-техническому снабжению;
-обеспечение зон ТО и участков ремонта подвижного состава запчастями, узлами и деталями;
-обеспечение технической документацией;
-проведение инструктажей по технике безопасности.
В инструментальную входит:
-обеспечение рабочих инструментом и технологической оснасткой, включая заточку и ремонт инструмента.
В контрольную входят:
-контроль качества и выполнения объёмов работ при производстве всех видов ТО и ремонта подвижного состава;
-соблюдение технологического режима;
-предупреждение брака;
-обслуживание и ремонт измерительного инструмента.
В ремонтную входит:
-профилактическое обслуживание и текущий ремонт основного и вспомогательного оборудования для поддержания его в рабочем состоянии
В энергетическую входит:
-обеспечение рабочих мест электроэнергией, сжатым воздухом, паром и т. д..
В транспортно-складскую входит:
-учёт, хранение, выдача материалов и деталей, а также доставка к рабочим местам предметов и средств труда и вывоз с рабочих мест готовый продукции.
В хозяйственно-бытовую входят:
-систематическая уборка помещений, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.
Далее необходимо знать, что при организации рабочих мест на работоспособность ремонтных рабочих влияют такие факторы, как:
Условия труда, к которым, в первую очередь, нужно отнести:
-площадь одиночного рабочего места (не менее 4, 0 м2);
-температура воздуха;
-предельно-допустимые концентрации вредностей;
-освещенность рабочих поверхностей рабочих мест;
-допустимые уровни звука;
-рекомендуемые цветовые отделки помещений;
-озеленение помещения комнатными растениями.
Режим труда и отдыха для ремонтных рабочих различных специальностей:
-количество рабочих дней в неделю;
-длительность рабочей смены;
-количество смен;
-время начала и конца смен;
-перерывы на обед;
-регламентированные перерывы для отдыха;
-ретрансляция функциональной музыки;
-выполнение производственной гимнастики;
-рациональный режим питания.
Приведённые факторы имеют важное значение для сохранения высокой работоспособности рабочих в течение рабочего дня, поэтому их обязательно надо учитывать при организации рабочих мест.
- От автора
- Введение
- Типы предприятий автомобильного транспорта
- Структура атп и его производственно-технической базы
- Организация производства то и ремонта автомобилей
- Организация производства отдельных видов то и ремонта автомобилей
- Организация производства ежедневного технического обслуживания (ео)
- 4.2 Организация производства то-1 автомобилей
- 4.3 Организация производства то-2 автомобилей
- 4.4 Организация производства тр автомобилей
- По ремонту и замене двигателя и его систем, эл. Оборудования автомобиля
- Организация диагностирования автомобилей.
- Организация подготовки производства
- Организация ремонта узлов и агрегатов, снятых с автомобилей
- Организация труда ремонтных рабочих
- Организация рабочих мест
- Организация работы по проведению аттестации рабочих мест
- Организация производственных процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 11.1 Организация производственного процесса ремонта агрегатов, снятых с автомобиля
- 11.2 Производственный процесс ремонта приборов топливной аппаратуры и электрооборудования автомобилей.
- 11.3 Производственный процесс ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
- 11.4 Организация производственного процесса ремонта колёс и шин.
- 11.5 Организация производственного процесса на участке кузовных работ
- 11.6 Организация производственного процесса в медницком цехе
- 12. Организация технологических процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 13. Управление производством то и ремонта автомобилей
- 14. Управление производственными процессами то и ремонта автомобилей
- 15. Учёт то и ремонта автомобилей
- 16. Контроль качества то и ремонта автомобилей
- 17. Основы организации производства и труда при то и ремонте автобусов в упап№3 гуп «Башавтотранс»
- Список литературы
- Содержание От автора ……………………………………………………………………………………………… ..3