logo search
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

1.8. Сферы использования различных видов транспорта

Железнодорожный транспорт — перевозки массовых грузов (каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строи­тельные грузы, минеральные удобрения и др.) на дальние и средние расстояния (особенно в широтном направлении), а между предприя­тиями, имеющими подъездные железнодорожные пути, — и на сравнительно короткие. Наличие железнодорожных подъездных пу­тей между корреспондирующими предприятиями при массовых по­токах грузов значительно расширяет сферы эффективного исполь­зования железнодорожного транспорта, так как создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, по­вышения качества перевозок и сохранности грузов. В ряде случаев использование железнодорожного транспорта при наличии подъе­здных путей целесообразно даже при незначительном грузообороте(менее 35-40 тыс. т в год).

Морской транспорт — перевозки, связанные с заграничным плаванием для доставки грузов по экспорту и импорту в страны, поддерживающие торговые связи, перевозки грузов иностранныхфрахтователей и перевозки в большом и малом каботаже, особенно в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина, Чукотки, Охотского побережья.

Речной транспорт — перевозки в районах, где нет других видов транспорта, а также между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех же речных путях; перевозки в смешанных сообщениях на направлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видом транспорта.

Автомобильный транспорт — перевозки грузов в промышлен­ных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получа­телям от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов производства в пункты потребления при отсутствии свя­зей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности, перевозки вну­три узлов в контейнерах и мелкими отправками.

Воздушный транспорт — доставка в промышленные центры и северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся про­дуктов, а также ценных грузов и почты.

Трубопроводный транспорт — перекачка нефти и газа с круп­ных месторождений, перемещение продуктов перегонки нефти при устойчивых и стабильных грузопотоках.

Железнодорожный транспорт — перевозки пассажиров в меж­дугородном сообщении на средние расстояния (700-900 км) и в пригородном сообщении крупных промышленных центров.

Морской транспорт — перевозки пассажиров в районах тяготе­ния (Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Охотское побе­режье и т.д.), в прибрежном плавании и в круизных поездках.

Речной транспорт — перевозки пассажиров между населенны­ми пунктами, расположенными по берегам рек, и при отсутствии других видов транспорта (в районах тяготения), туристские и экс­курсионные перевозки.

Автомобильный транспорт — перевозки пассажиров на ко­роткие расстояния (в городах и других населенных пунктах), в пригородном сообщении большинства городов и населенных пунктах, в сельских перевозках и междугородных на расстоянии до 500 км.

Воздушный транспорт — перевозки пассажиров на дальние расстояния как внутри страны, так и в ближнем и дальнем зарубе­жье. Так, порядка 80% пассажиров при перемещениях из Европей­ской части на Дальний Восток пользуются воздушным транспор­том.