2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
Схема одновального ТРД и его газогенератора показана на рис. 2.2.
Поскольку одновальные ГГ у двигателей различных схем имеют одинаковое устройство, будем для определенности рассматривать совместную работу их элементов в системе одновального ТРД.
В системе ТРД на входе (перед ГГ) имеется входное устройство, а на выходе (за ГГ) – реактивное сопло. Параметры на входе в ТРД (в его ГГ) определяются из характеристик ВУ. Ими являются: =вх; =. Чтобы установить влияние на работу ГГ ТРД реактивного сопла, следует рассмотреть его совместную работу с турбиной ТРД (его ГГ).
Совместная работа турбины и реактивного сопла ТРД на установившихся режимах работы определяется условием равенства расходов газа для минимального сечения соплового аппарата первой ступени турбины и для критического сечения реактивного сопла (рис. 2.3).
Рис. 2.2. Схема одновального газогенератора |
Рис. 2.3. К определению режима совместной работы турбины и сопла |
Для этих сечений уравнение неразрывности имеет следующий вид:
Gг = mг Fс.а q(с.а) = mг Fкр q(кр),
где Fс.а и q(с.а) – площадь минимального сечения соплового аппарата первой ступени турбины и относительная плотность тока в этом сечении; Fкр и
q(кр) – площадь и относительная плотность тока в критическом (минимальном) сечении сопла.
Из этого уравнения следует, что
= .
Принимая процесс расширения газа в турбине политропным с показателем политропы n и учитывая, что ==, получим
=.
При перепадах давлений в сопловом аппарате первой ступени турбины, близких к критическим, что характерно для турбин ТРД и турбин ГГ вплоть до глубоких дроссельных режимов, а также при сверхкритических перепадах давлений в выходном сопле, имеющих место на всех основных режимах работы ТРД в полете и на стенде, можно принимать q(с.а) ≈ 1 и q(кр) = 1. При этих условиях
=, (2.1)
где = 1,1…1,15, ас.а и кр близки к единице и меняются мало.
Это уравнение связывает степень понижения давления в турбине с площадью критического сечения реактивного соплаFкр. Из него следует, что при нерегулируемом сопловом аппарате турбины (Fс.а = const) и при условии Fкр = const величина практически на всех режимах работы двигателя остается постоянной, т.к.турбина оказывается запертой по перепаду давлений критическим сечением реактивного сопла.
При регулируемой площади критического сечения сопла изменяется почти пропорционально изменению площади Fкр.
Если в ТРД Fкр = const, то на режим работы ГГ, а значит и ТРД можно воздействовать только изменением расхода топлива Gт (изменяя ).
У двигателей других схем, представленных на рис. 2.1, ГГ со стороны выхода «заперт» по перепаду давлений критическим сечением соплового аппарата той ступени турбины, которая расположена непосредственно за ГГ. У турбовальных и турбовинтовых двигателей (рис. 2.1 г) это первая ступень свободной турбины; у двухконтурных двигателей (рис. 2.1 б и в) – первая ступень турбины вентилятора. Во всех этих схемах турбина ГГ работает при условии = const. Следовательно, в этих схемах ГТД на режим работы ГГ можно воздействовать только изменениемGт.
Учитывая, что условие = const является для большинства одновальных ГГ современных ГТД наиболее типичным,рассмотрим вначале совместную работу элементов ТРД при =const, учитывая, что выведенные соотношения будут справедливы для одновальных ГГ всех указанных ранее схем (имеющих = const).
Совместная работа элементов одновального ТРД (и соответственно одновального ГГ) характеризуется двумя основными условиями: условием баланса расходов и условием баланса работ.
1. Баланс расходов воздуха через компрессор и газа через турбину должен учитывать такие факторы, как отбор воздуха от компрессора на самолетные нужды, отвод воздуха из разных сечений проточной части компрессора на охлаждение элементов конструкции и возвращение этого воздуха в прочную часть двигателя, а также увеличение массового расхода газа через турбину по сравнению с массовым расходом воздуха через компрессор вследствие подачи топлива (рис. 2.4).
Рис. 2.4. К составлению уравнений балансов расходов и работ
Gв = Gк.с + Gохл + Gотб.
Расход газа через турбину Gг равен сумме расхода воздуха на входе в камеру сгорания и расхода топлива, т.е.
Gг = Gк.с + Gт.
Исключая из этих двух соотношений величину Gк.с, получим
Gг = (1 – gохл – gотб)(1 + gт) Gв,
где gт = ;gохл = ;gотб = относительные расходы топлива, охлаждающего воздуха и воздуха, отбираемого на вспомогательные нужды.
Для краткости записи обозначим
(1 – gохл – gотб)(1 + gт) = а,
тогда условие баланса расходов компрессора и турбины будет выражаться следующим соотношением:
аGв = Gг. (2.2)
При определении коэффициента а величины gотб и gохл задают по статистическим данным, а gт рассчитывают. В среднем для ТРД а = 0,96…0,98.
Входящие в выражение (2.2) расходы воздуха и газа запишем применительно к входному сечению компрессора «в-в» и критическому сечению соплового аппарата первой ступени турбины «са-са». Уравнение неразрывности для этих сечений дает
.
Принимая во внимание, что =к.с= к.с, после простых преобразований получим
, (2.3)
где .
При сверхкритических и близких к ним перепадах давлений в сопловом аппарате первой ступени турбины q(с.а)=const и величина А в уравнении (2.3) является константой.
Уравнение (2.3) выражает равенство расходов воздуха и газа через компрессор и турбину одновального одноконтурного ТРД (или одновального ГГ). Оно устанавливает связь между параметрами компрессора иq(в) и параметром ГГ . При каждом заданном значениисоотношение (2.3) представляет собой в координатах характеристики компрессора–q(в) уравнение прямой, проходящей через начало координат (рис. 2.5). При увеличении угол наклона этой прямой к оси абсцисс увеличивается. Это означает, что при постоянной частоте вращения ротора компрессора увеличение параметраприводит к возрастанию величины. Рабочая точка на характеристике компрессора при этом перемещается по напорной ветке вверх, в сторону границы устойчивой работы. Следовательно, при увеличениидостигается эффект, сравнимый с прикрытием дросселя, установленного за компрессором. Его принято интерпретировать кактепловое дросселирование компрессора.
Рис. 2.5. Рабочие линии на характеристике компрессора при различных Δ*гг
2. Баланс работ компрессора и турбины составляется из того условия, что мощность турбины Nт равна мощности компрессора Nк и мощности Nотб, отбираемой от вала двигателя для вспомогательных целей (рис. 2.4). Тогда Nт = Nк + Nотб = Nк(1 + nотб), где nотб = Nотб/Nк – относительная доля мощности, отбираемой от турбины. Она мала и обычно не превышает 0,5…1,0% от Nт. Переходя от мощностей к работам и учитывая условие (2.2), получим
Lк ==а1 Lт,
где а1 – коэффициент, учитывающий gохл, gотб; nотб и gт. Заменим входящие сюда работы Lк и Lт их выражениями через параметры газового потока
= а1 Lт = а1 ср г . (2.4)
Уравнение баланса работ компрессора и турбины (2.4) при = const и= const приводится к виду
= В (2.5)
В уравнении (2.5) при условии = const и= const коэффициентВ, равный В = , сохраняется неизменным (В = const).
Поскольку В = const, температура газа перед турбиной в любых условиях полета пропорциональна работе компрессора Lк, так как согласно (2.4) при этом условии:
= const Lк. (2.6)
- Предисловие
- Введение
- Турбореактивный одноконтурный двигатель (трд)
- Турбореактивный двигатель с форсажом (трдф)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)
- Двигатели непрямой реакции
- Турбовальные двигатели (тВаД)
- Турбовинтовые двигатели (твд)
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд
- 1.1. Уравнение неразрывности
- 1.2. Уравнение сохранения энергии
- 1.3. Уравнение первого закона термодинамики
- 1.4. Обобщенное уравнение бернулли
- 1.5. Теорема эйлера об изменении количества движения
- Глава 2 тяга, мощность и удельные парамеры авиационных двигателей
- 2.1. Двигатель и силовая установка
- 2.2. Тяга реактивного двигателя
- 2.3. Эффективная тяга силовой установки
- 2.4. Внешнее сопротивление силовой установки и его составляющие
- 2.5. Удельные параметры авиационных гтд
- Удельные параметры гтд прямой реакции
- Удельные параметры гтд непрямой реакции
- Глава 3 теория ступени компрессора гтд
- 3.1. Назначение компрессоров гтд, их типы
- И основные требования к ним
- 3.2. Схема и принцип действия ступени осевого компрессора
- 3.3. Работа, затрачиваемая на вращение колеса ступени
- 3.4. Изображение процесса сжатия воздуха в ступени в p, V- и t,s- координатах
- 3.5. Основные параметры ступени компрессора
- Геометрические параметры
- Газодинамические и кинематические параметры
- 1. Степень повышения давления в ступени
- 2. Адиабатная работа сжатия воздуха в ступени
- 3. Кпд ступени
- 5. Числа Маха на входе в рк и на.
- 6. Коэффициент расхода
- 7. Коэффициент адиабатного напора
- 8. Степень реактивности ступени.
- 3.6. Условия совместной работы элементов ступени, расположенных на различных радиусах
- 3.7. Профилирование ступеней по закону постоянства циркуляции
- 3.8. Параметры и характеристики компрессорных решеток профилей
- Параметры профиля и решетки профилей
- Характеристики решеток профилей
- Влияние чисел м и Re на характеристики компрессорных решеток
- 3.9. Особенности течения воздуха в лопаточных венцах осевого компрессора
- 3.10. Особенности трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней осевого компрессора
- 3.11. Особенности вентиляторных ступеней трдд с большой степенью двухконтурности
- 3.12. Схема и особенности работы центробежной ступени компрессора
- 3.13. Работа вращения колеса и основные параметры центробежной ступени
- Глава 4
- 4.1. Основные параметры многоступенчатого компрессора (каскада) и их связь с параметрами ступеней
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада)
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Глава 5 характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Общие представления о характеристиках компрессоров и методах их определения
- 5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
- 5.3. Характеристики ступени осевого компрессора
- 5.4. Срывные режимы работы ступени
- 5.5. Характеристики нерегулируемых многоступенчатых компрессоров Совместная работа ступеней в многоступенчатом компрессоре
- Граница устойчивой работы многоступенчатого компрессора
- 5.6. Срывные и неустойчивые режимы работы многоступенчатых компрессоров
- 5.7. Рабочие режимы и запас устойчивости компрессора в системе гтд
- 5.8.Задачи и способы регулирования компрессоров гтд
- Перепуск воздуха
- Поворот лопаток направляющих аппаратов
- Разделение компрессора на каскады (группы ступеней)
- Глава 6 газовые турбины гтд
- 6.1. Назначение турбин гтд и основные
- Требования к ним
- 6.2. Схема и принцип работы ступени турбины
- 6.3. Работа газа на окружности колеса ступени
- 6.4. Изображение процесса расширения газа в ступени в p,V- и I,s- координатах
- 6.5. Основные параметры ступени турбины Геометрические параметры
- Газодинамические параметры
- Кинематические параметры
- 6.6. Потери в ступени турбины и их зависимость от различных факторов
- Потери в ступени турбины
- Влияние параметра u /c1 на кпд ступени
- 6.7. Основные параметры многоступенчатой турбины и их связь с параметрами её ступеней
- 6.8. Способы представления характеристик ступени газовой турбины
- 6.9.Характеристики ступени турбины
- Характеристики ступени турбины
- Глава 7 камеры сгорания гтд
- 7.1. Назначение камер сгорания и основные
- Требования к ним
- 7.2. Основные параметры камер сгорания гтд
- 7.3. Основные закономерности процесса горения топлива
- 7.4. Типы основных камер сгорания гтд и организация процесса горения в них
- 7.5. Характеристики камер сгорания авиационных гтд
- 7.6. Потери полного давления в камерах сгорания гтд
- 7.7. Определение расхода топлива в камерах сгорания
- 7.8. Назначение камер смешения и основные требования к ним
- 7.9. Схемы камер смешения и картина течения в них
- 7.10. Расчет параметров потока за камерой смешения
- Глава 8 входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- 8.1.Типы входных устройств и их классификация
- 8.2. Основные параметры входных устройств
- 8.3. Особенности дозвуковых ходных устройств
- 8.4. Организация рабочего процесса в сверхзвуковых входных устройствах внешнего сжатия
- 8.5. Назначение выходных устройств и предъявляемые к ним требования
- 8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств
- Скорость истечения газа из суживающегося сопла и режимы его работы
- 8.7. Потери в выходных устройствах и способы их оценки
- 8.8.Устройства реверса тяги
- Турбовальных гтд вертолетов
- Часть 2. Термодинамический цикл, совместная
- 1.2. Зависимость работы и внутреннего кпд реального цикла от π и δ
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла
- Оптимальная степень повышения давления в компрессоре
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла от степени подогрева воздуха δ.
- 1.4. Тяговая работа и тяговый кпд гтд прямой реакции
- 1.5. Полный кпд гтд прямой реакции
- 1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков
- 1.7. Оптимальное значение степени повышения давления в вентиляторе трдд со смешением потоков
- 1.8. Связь удельных параметров трд и трдд с параметрами рабочего процесса
- 1.9. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени повышения давления в цикле
- Зависимость Руд и Судот π для одноконтурных двигателей
- Зависимость Руд и Суд от π для двухконтурных двигателей
- 1.10. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени подогрева рабочего тела в цикле
- Зависимость Руд и СудотΔ для двухконтурных двигателей
- Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- 2.1. Функциональные модули авиационных силовых становок
- 2.2. Управляемые параметры и управляющие факторы
- 2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
- 2.4. Рабочие линии на характеристике компрессора одновального газогенератора
- 2.5. Критериальные характеристики одновальных газогенераторов
- 2.6. Программы управления одновальных гг и
- Одновальных трд, управляемых по одному параметру
- Рассогласование ступеней компрессора в одновальном гг
- (И одновальном трд)
- Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
- Глава 3 Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- 3.1. Совместная работа элементов трдДсм
- 3.2. Рабочие линии на характеристике кнд и влияние на них различных факторов
- 3.3. Формирование программ управления трддсм
- Глава 4 характеристики одноконтурных и двухконтурных трд Характеристики одноконтурных трд
- 4.1. Скоростные характеристики трд
- 4.2. Высотные характеристики трд
- 4.3. Дроссельные характеристики трд
- Характеристики двухконтурных трд (трдд)
- 4.4. Скоростные характеристики трдд
- 4.5. Высотные характеристики трдд
- 4.6. Высотно-скоростные характеристики трдд
- 4.7. Дроссельные характеристики трдд
- Глава 5 рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.1. Удельные параметры тВаД и их зависимость от
- Параметров рабочего процесса
- 5.2. Области применения и особенности термодинамического цикла тВаД
- 5.3. Совместная работа элементов турбовальных двигателей
- 5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей
- 5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения
- 5.6. Высотные характеристики турбовальных двигателей
- 5.7. Дроссельные характеристики турбовальных двигателей
- 5.8. Климатические характеристики турбовальных двигателей
- 5.9. Схемы и основные параметры турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.10. Оптимальное распределение работы цикла твд и тввд между винтом и реакцией газовой струи
- 5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд
- 5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд
- 5.13. Области применения тввд и перспективы их развития
- Глава 6 неустановившиеся режимы работы авиационных гтд
- 6.1. Требования к динамическим характеристикам гтд
- 6.2. Факторы, влияющие на переходные процессы в гтд. Гипотеза квазистационарности
- 6.3. Уравнения динамики роторов гтд
- 6.4. Факторы, влияющие на избыточную мощность турбины
- 6.5. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в одновальныхтрд
- 6.6. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухвальных трд
- 6.7. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухконтурных трд
- 6.8. Запуск гтд на земле
- 6.9. Запуск гтд в полете
- Литература
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд Глава 1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
- Глава 2. Тяга, мощность и удельные параметры авиационных двигателей
- Глава 3. Теория ступени компрессора гтд
- Глава 4. Многоступенчатые компрессоры
- Глава 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- Глава 6. Газовые турбины гтд
- Глава 7. Камеры сгорания и камеры смешения авиационных гтд
- Глава 8. Входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- Часть 2.Термодинамический цикл, совместная работа элементов и характеристики авиационных силовых
- Глава 1. Термодинамический анализ рабочего процесса гтд прямой реакции
- Глава 2. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- Глава 3. Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- Глава 4. Характеристики одноконтурных и двухконтурных трд
- Глава 5. Рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигвтелей
- Глава 6. Неустановившиеся режимы работы авиационных гтд