3.3. Формирование программ управления трддсм
Программа управления влияет на протекание характеристик двигателя. Важными являются режимы, на которых от двигателя требуют получения наиболее высоких значений тяги. У всех типов самолетов значительную роль играет обеспечение высокой экономичности на крейсерских режимах полета.
Другим важным требованием к программе управления двигателя является обеспечение эксплуатационных ограничений. Оно сводится к недопущению механических и тепловых перегрузок элементов конструкции двигателя и к предотвращению неустойчивых режимов работы каскадов компрессора.
Прочностные ограничения вводятся из условия сохранения допустимых запасов прочности в элементах конструкции при изменении условий полета и режимов работы двигателя. Характерным для всех ГТД является ограничение максимально-допустимых частот вращения роторов nmax, а также максимально-допустимой температуры газа перед турбиной . Указанные параметры очень сильно влияют на запасы прочности лопаток и дисков каскадов турбомашин.
Рис. 3.8. К определению ограничения по Ку.min
Определение предельно допустимых значений приведенных частот вращения каскадов компрессора производится после построения рабочих линий на их характеристиках. Способ определения допустимого значения Ку.доп КВД в качестве примера иллюстрирует рис. 3.8. Как видно, в расчетной точке «р» (при = 1,0) величинаКу.р здесь составляет 15%. Но при = 1,05 (точка 1) запас устойчивости снижается до минимально-допустимого значения, которое в данном примере принято равным 10%, а при= 1,1 (точка «в») уже Ку = 0, а следовательно, возникает потеря устойчивости КВД («верхний срыв»). В данном случае величине = 1,05 соответствует вполне определенная величина, которая и принимается в качестве предельно-допустимой. У ТРДДсм всякий раз, когда программой управления задана рабочая линия на характеристике КНД, между рабочими точками на рабочих линиях КНД и КВД устанавливается однозначная связь, и значениюоднозначно соответствует определенная величина. Поэтомунезависимо от того, какой каскад вызывает необходимость ограничения максимально допустимой приведенной частоты вращения,это ограничение вводится исходя из условия .
Если для двигателя установлены величины основных ограничиваемых параметров, то может быть определена (сформирована) программа управления на режимах ограничения. Переход на повышенные режимы работы двигателя связан с одновременным увеличением температуры , а также физических и приведенных частот вращения роторов.
Под режимами ограничения подразумеваются такие режимы, при которых какой-либо из ограничиваемых параметров достигает предельно допустимого значения. В условиях ограничения двигатель, как правило, работает на максимальном режиме.
Формирование программы управления для максимального режима рассмотрим в качестве примера при условии, что система управления двигателем обеспечивает заданное расположение рабочей линии на характеристике КНД и свободным является только один управляющий фактор – расход топлива Gт. В этом случае в качестве управляемого может быть принят только один какой-либо параметр. Им может быть ,,,. Задание закона изменения одного из этих параметров однозначно определяет изменение всех остальных параметров.
Программы управления изображают в виде зависимостей управляемых параметров от температуры , которая характеризует влияние на двигатель внешних условий. Изменение условий полета (МН и Н) или атмосферных условий (рН, ТН) приводит к изменению температуры на входе в двигатель и соответственно приведенных частот вращения роторови, а как следствие этого, к изменению основных параметров элементов двигателя по их рабочим линиям (;;;;;;,…) и параметров ТКМ (;;;;;,…). Взаимосвязь параметров при той или иной программе управления будет в каждом конкретном случае своя. Она зависит от расчетных параметров и индивидуальных свойств характеристики элементов двигателя.
При каждом заданном значении температуры на предельных режимахможно вводить ограничение только на один какой-либо параметр (по максимально-допустимой его величине).
Формирование программы управления на предельных режимах сводится к выявлению на этих режимах ограничиваемых параметров в зависимости от температуры . Вначале назначают, исходя из газодинамических и прочностных расчетов, предельные значения ограничиваемых параметров. Они могут быть либо постоянными величинами (при любых условиях полета)
; ;;, (3.9)
либо величинами, зависящими от температуры .
Зная требуемое изменение ограничиваемых параметров по температуре и имея взаимосвязь их с остальными параметрами, устанавливаемую характеристиками ТКМ, находят значения параметров, при которых может наступать каждое из рассмотренных ограничений.
Для каждого ограничиваемого параметра величина имеет свою функциональную зависимость от температуры. В частности при однопараметрической системе управления (когда задана рабочая линия на характеристике КНД) все параметры ТКМ взаимосвязаны таким образом, что задание какого-либо одного из ограничиваемых параметров позволяет определить все остальные – в том числе значения , соответствующие этому ограничиваемому параметру.
Технология определения этих зависимостей для различных ограничений состоит в следующем:
1. Для ограничения по эта зависимость, очевидно, имеет вид:.
2. Зависимость для ограничения поопределяется из соотношения.
Подставляя в эту формулу величину , найденную по условиям прочности, и варьируя температурой, получаем искомую функцию.
3. Величины для ограничения поопределяются через параметр. По этим величинам, найденным при различных значениях температуры, с помощью характеристики ТКМ определяются зависимостьдля предельных режимов по.
4. Зависимость для ограничения поопределяется с использованием формулы (3.7), по которой , а переход косуществляется с использованием зависимости, взятой из характеристик ТКМ.
Характер зависимостей отпри рассматриваемых ограничениях показан на рис. 3.9.
Из четырех рассмотренных управляемых параметров (,,,) в однопараметрической системе управления двухвального ТРДДсм при стабилизации одного из них остальные изменяются, причем это изменение однозначно определяется температуройна входе в двигатель, либо величиной.
Определив значения для каждого из рассматриваемых ограничиваемых величин, строят графики зависимостей этих величин от температуры. Вследствие различного наклона указанных кривых они между собой пересекаются, как показано на рис. 3.9.
| |
Рис. 3.9. Определение линии предельных режимов
|
Рис. 3.10. Комбинированная программа управления ТРДДсм
|
Огибающая этого семейства кривых снизу, именуемая линией предельных режимов (ЛПР), дает комбинированную программу управления двигателя при заданных ограничениях. Как видно, в каждом диапазоне температур (между вертикальными штриховыми линиями) действует свое какое-либо ограничение. Точки излома указанной линии предельных режимов соответствуют переходу от одного ограничения к другому. Зная, что в диапазоне возможного изменения температурыкакой из параметров выходит на ограничение, далее находят изменение всех остальных управляемых параметров от температуры.
На рис. 3.10 в качестве примера изображена комбинированная программа управления ТРДДсм на предельных режимах, имеющая четыре участка: I – nНД.пр.max = const; II – nНД.max = const; III – = const;IV – nВД. max = const.
На участке I при низких значениях температур ограничиваемым параметром является, причем условиюnНД.пр = const соответствует nВД.пр = const и поэтому соблюдается подобие режимов ТКМ. В этом случае с ростом температуры , как указывалось,nНД и nВД увеличиваются пропорционально , а температураизменяется пропорционально. Такое управление обеспечивает постоянство величинКу.ВД и Ку.НД.
На участке II достигается ограничение по , причем поддержаниеnНД.max = const требует значительного увеличения температуры , что вызывает раскрутку ротора высокого давления. Следовательно, на участкеII автоматически обеспечивается «температурная раскрутка» РВД при увеличении температуры (росте числа М полета). Это способствует увеличению крутизны нарастания тяги по числу М полета, что благоприятно сказывается на соотношении потребных и располагаемых тяг.
Физические причины появления «температурной раскрутки» РВД, т.е. возрастания иприnНД = const и увеличении связано с особенностями рассогласования ступеней каскадов компрессора. Увеличение температурына входе в компрессор вызывает уменьшение приведенных частот вращения и степеней повышения давления обоих каскадов. Вызванное этим рассогласование ступеней приводит к тому, что первые ступени переходят на повышенные углы атаки, они «затяжеляются», а последние ступени переходят на пониженные углы атаки, они «облегчаются».Как распределяются «облегчающиеся» и «затяжеляющиеся» ступени в каскадах по их количеству зависит от расчетной величины и ее распределения между КНД и КВД. Для современных ТРДДсм они таковы, что «затяжеляются» все ступени КНД и часть первых ступеней КВД, а «облегчаются» последние ступени КВД.
Следовательно, для поддержания nНД = const, поскольку КНД «затяжеляется», нужно повышать температуру . Это и является причиной возрастанияnВД, т.е. «температурной раскрутки» РВД. Следует отметить, что «затяжелению» РНД с увеличением у двухвальных ТРДДсм, в отличие от ТРД, дополнительно способствует возрастание степени двухконтурности. Повышениеу ТРДДсм при увеличении(по сравнению с двухвальным ГГ ТРД) требует дополнительного повышения температуры газа перед турбиной для обеспеченияnНД = const. Интенсивность раскрутки РВД зависит также от параметров и свойств самого КВД. Если КВД имеет , то, как указывалось, он при увеличенииобычно склонен к «затяжелению»; а при меньших значениях– к «облегчению». Влияет на поведение КВД его регулирование поворотом лопаток НА группы первых ступеней. При увеличениии снижениилопатки НА КВД поворачиваются на прикрытие, т.е. на уменьшение углов атаки регулируемых ступеней, что снижает степень «затяжеления» КВД, либо вызывает его «облегчение». Если КВД склонен к «затяжелению», то увеличениена участкеII, где nНД =const, будет происходить медленнее, чем в случае «облегчающегося» КВД, но температурная раскрутка на этом участке всегда будет иметь место.
На участке III (рис. 3.10) своего максимально допустимого значения достигает температура . При поддержаниив рассматриваемом примере, как видно, продолжается увеличениес ростом температуры(в данном случае КВД является «облегчающимся»). Вступление в работу ограничителя температурыприводит к замедлению темпа нарастанияпо, а частота вращенияначинает падать.
На участке IV в случае «облегчающегося» КВД уже возникает потребность ограничения , что сопровождается уменьшениеми еще более сильным, чем на участкеIII, снижением с увеличением.
Степень двухконтурности и скольжение роторов на участке I сохраняются неизменными, так как здесь nНД.пр = const и nВД.пр = const, а далее с ростом величинавсе время уменьшается, поэтому степень двухконтурностии скольжение ротороввозрастают. Чем интенсивнее снижается, тем значительнее повышаютсяи.
Причины увеличения степени двухконтурности и скольженияу ТРДДсм при снижениибыли рассмотрены ранее. Как указывалось, величинаопределяется по формуле (3.1). Она при повышенииувеличивается вследствие сниженияq(в)ВД и повышения q(II).
Темп нарастания тяги по числу М полета определяется в первую очередь интенсивностью повышения с ростом МН температуры и расхода воздухаGв.
- Предисловие
- Введение
- Турбореактивный одноконтурный двигатель (трд)
- Турбореактивный двигатель с форсажом (трдф)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель без смешения потоков (трдд)
- Двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков (трдДсм)
- Двигатели непрямой реакции
- Турбовальные двигатели (тВаД)
- Турбовинтовые двигатели (твд)
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд
- 1.1. Уравнение неразрывности
- 1.2. Уравнение сохранения энергии
- 1.3. Уравнение первого закона термодинамики
- 1.4. Обобщенное уравнение бернулли
- 1.5. Теорема эйлера об изменении количества движения
- Глава 2 тяга, мощность и удельные парамеры авиационных двигателей
- 2.1. Двигатель и силовая установка
- 2.2. Тяга реактивного двигателя
- 2.3. Эффективная тяга силовой установки
- 2.4. Внешнее сопротивление силовой установки и его составляющие
- 2.5. Удельные параметры авиационных гтд
- Удельные параметры гтд прямой реакции
- Удельные параметры гтд непрямой реакции
- Глава 3 теория ступени компрессора гтд
- 3.1. Назначение компрессоров гтд, их типы
- И основные требования к ним
- 3.2. Схема и принцип действия ступени осевого компрессора
- 3.3. Работа, затрачиваемая на вращение колеса ступени
- 3.4. Изображение процесса сжатия воздуха в ступени в p, V- и t,s- координатах
- 3.5. Основные параметры ступени компрессора
- Геометрические параметры
- Газодинамические и кинематические параметры
- 1. Степень повышения давления в ступени
- 2. Адиабатная работа сжатия воздуха в ступени
- 3. Кпд ступени
- 5. Числа Маха на входе в рк и на.
- 6. Коэффициент расхода
- 7. Коэффициент адиабатного напора
- 8. Степень реактивности ступени.
- 3.6. Условия совместной работы элементов ступени, расположенных на различных радиусах
- 3.7. Профилирование ступеней по закону постоянства циркуляции
- 3.8. Параметры и характеристики компрессорных решеток профилей
- Параметры профиля и решетки профилей
- Характеристики решеток профилей
- Влияние чисел м и Re на характеристики компрессорных решеток
- 3.9. Особенности течения воздуха в лопаточных венцах осевого компрессора
- 3.10. Особенности трансзвуковых и сверхзвуковых ступеней осевого компрессора
- 3.11. Особенности вентиляторных ступеней трдд с большой степенью двухконтурности
- 3.12. Схема и особенности работы центробежной ступени компрессора
- 3.13. Работа вращения колеса и основные параметры центробежной ступени
- Глава 4
- 4.1. Основные параметры многоступенчатого компрессора (каскада) и их связь с параметрами ступеней
- 4.2. Формы проточной части осевого компрессора (каскада)
- 4.3. Распределение работы сжатия воздуха между ступенями компрессора (каскада)
- Глава 5 характеристики компрессоров и их регулирование
- 5.1. Общие представления о характеристиках компрессоров и методах их определения
- 5.2. Применение теории подобия к построению характеристик компрессора
- 5.3. Характеристики ступени осевого компрессора
- 5.4. Срывные режимы работы ступени
- 5.5. Характеристики нерегулируемых многоступенчатых компрессоров Совместная работа ступеней в многоступенчатом компрессоре
- Граница устойчивой работы многоступенчатого компрессора
- 5.6. Срывные и неустойчивые режимы работы многоступенчатых компрессоров
- 5.7. Рабочие режимы и запас устойчивости компрессора в системе гтд
- 5.8.Задачи и способы регулирования компрессоров гтд
- Перепуск воздуха
- Поворот лопаток направляющих аппаратов
- Разделение компрессора на каскады (группы ступеней)
- Глава 6 газовые турбины гтд
- 6.1. Назначение турбин гтд и основные
- Требования к ним
- 6.2. Схема и принцип работы ступени турбины
- 6.3. Работа газа на окружности колеса ступени
- 6.4. Изображение процесса расширения газа в ступени в p,V- и I,s- координатах
- 6.5. Основные параметры ступени турбины Геометрические параметры
- Газодинамические параметры
- Кинематические параметры
- 6.6. Потери в ступени турбины и их зависимость от различных факторов
- Потери в ступени турбины
- Влияние параметра u /c1 на кпд ступени
- 6.7. Основные параметры многоступенчатой турбины и их связь с параметрами её ступеней
- 6.8. Способы представления характеристик ступени газовой турбины
- 6.9.Характеристики ступени турбины
- Характеристики ступени турбины
- Глава 7 камеры сгорания гтд
- 7.1. Назначение камер сгорания и основные
- Требования к ним
- 7.2. Основные параметры камер сгорания гтд
- 7.3. Основные закономерности процесса горения топлива
- 7.4. Типы основных камер сгорания гтд и организация процесса горения в них
- 7.5. Характеристики камер сгорания авиационных гтд
- 7.6. Потери полного давления в камерах сгорания гтд
- 7.7. Определение расхода топлива в камерах сгорания
- 7.8. Назначение камер смешения и основные требования к ним
- 7.9. Схемы камер смешения и картина течения в них
- 7.10. Расчет параметров потока за камерой смешения
- Глава 8 входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- 8.1.Типы входных устройств и их классификация
- 8.2. Основные параметры входных устройств
- 8.3. Особенности дозвуковых ходных устройств
- 8.4. Организация рабочего процесса в сверхзвуковых входных устройствах внешнего сжатия
- 8.5. Назначение выходных устройств и предъявляемые к ним требования
- 8.6.Схемы, основные параметры и режимы работы дозвуковых выходных устройств
- Скорость истечения газа из суживающегося сопла и режимы его работы
- 8.7. Потери в выходных устройствах и способы их оценки
- 8.8.Устройства реверса тяги
- Турбовальных гтд вертолетов
- Часть 2. Термодинамический цикл, совместная
- 1.2. Зависимость работы и внутреннего кпд реального цикла от π и δ
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла
- Оптимальная степень повышения давления в компрессоре
- Зависимость работы и внутреннего кпд цикла от степени подогрева воздуха δ.
- 1.4. Тяговая работа и тяговый кпд гтд прямой реакции
- 1.5. Полный кпд гтд прямой реакции
- 1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков
- 1.7. Оптимальное значение степени повышения давления в вентиляторе трдд со смешением потоков
- 1.8. Связь удельных параметров трд и трдд с параметрами рабочего процесса
- 1.9. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени повышения давления в цикле
- Зависимость Руд и Судот π для одноконтурных двигателей
- Зависимость Руд и Суд от π для двухконтурных двигателей
- 1.10. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трд и трдд от степени подогрева рабочего тела в цикле
- Зависимость Руд и СудотΔ для двухконтурных двигателей
- Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- 2.1. Функциональные модули авиационных силовых становок
- 2.2. Управляемые параметры и управляющие факторы
- 2.3. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов и одновальных трд
- 2.4. Рабочие линии на характеристике компрессора одновального газогенератора
- 2.5. Критериальные характеристики одновальных газогенераторов
- 2.6. Программы управления одновальных гг и
- Одновальных трд, управляемых по одному параметру
- Рассогласование ступеней компрессора в одновальном гг
- (И одновальном трд)
- Программы управдения одновальных гг и одновальных трд
- Глава 3 Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- 3.1. Совместная работа элементов трдДсм
- 3.2. Рабочие линии на характеристике кнд и влияние на них различных факторов
- 3.3. Формирование программ управления трддсм
- Глава 4 характеристики одноконтурных и двухконтурных трд Характеристики одноконтурных трд
- 4.1. Скоростные характеристики трд
- 4.2. Высотные характеристики трд
- 4.3. Дроссельные характеристики трд
- Характеристики двухконтурных трд (трдд)
- 4.4. Скоростные характеристики трдд
- 4.5. Высотные характеристики трдд
- 4.6. Высотно-скоростные характеристики трдд
- 4.7. Дроссельные характеристики трдд
- Глава 5 рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.1. Удельные параметры тВаД и их зависимость от
- Параметров рабочего процесса
- 5.2. Области применения и особенности термодинамического цикла тВаД
- 5.3. Совместная работа элементов турбовальных двигателей
- 5.4. Особенности регулирования вертолетных турбовальных двигателей
- 5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения
- 5.6. Высотные характеристики турбовальных двигателей
- 5.7. Дроссельные характеристики турбовальных двигателей
- 5.8. Климатические характеристики турбовальных двигателей
- 5.9. Схемы и основные параметры турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигателей
- 5.10. Оптимальное распределение работы цикла твд и тввд между винтом и реакцией газовой струи
- 5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд
- 5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд
- 5.13. Области применения тввд и перспективы их развития
- Глава 6 неустановившиеся режимы работы авиационных гтд
- 6.1. Требования к динамическим характеристикам гтд
- 6.2. Факторы, влияющие на переходные процессы в гтд. Гипотеза квазистационарности
- 6.3. Уравнения динамики роторов гтд
- 6.4. Факторы, влияющие на избыточную мощность турбины
- 6.5. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в одновальныхтрд
- 6.6. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухвальных трд
- 6.7. Изменение параметров рабочего процесса при приемистости и сбросе газа в двухконтурных трд
- 6.8. Запуск гтд на земле
- 6.9. Запуск гтд в полете
- Литература
- Часть 1. Основы теории элементов авиационных гтд Глава 1. Основные уравнения движения газа в двигателях и их элементах
- Глава 2. Тяга, мощность и удельные параметры авиационных двигателей
- Глава 3. Теория ступени компрессора гтд
- Глава 4. Многоступенчатые компрессоры
- Глава 5. Характеристики компрессоров и их регулирование
- Глава 6. Газовые турбины гтд
- Глава 7. Камеры сгорания и камеры смешения авиационных гтд
- Глава 8. Входные и выходные устройства авиационных силовых установок
- Часть 2.Термодинамический цикл, совместная работа элементов и характеристики авиационных силовых
- Глава 1. Термодинамический анализ рабочего процесса гтд прямой реакции
- Глава 2. Совместная работа элементов одновальных газогенераторов
- Глава 3. Совместная работа элементов и программы управления двухконтурных двигателей
- Глава 4. Характеристики одноконтурных и двухконтурных трд
- Глава 5. Рабочий процесс и характеристики турбовальных, турбовинтовых и турбовинтовентиляторных двигвтелей
- Глава 6. Неустановившиеся режимы работы авиационных гтд