3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
Цель и содержание работы. Техническое состояние аккумуляторных батарей, генераторной установки и приборов системы зажигания существенно влияет на работоспособность и пусковые качества двигателя. Надежность в работе источников тока и приборов зажигания зависит не только от их конструкции, но и от своевременного диагностирования с минимальной трудоемкостью работ, что требует применения современного технологического оборудования и технических знаний. Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам в определении технического состояния источников тока и приборов зажигания непосредственно на автомобиле при помощи переносных приборов путем сравнивания измеренных величин с нормативными значениями.
В содержание работы должны входить следующие основные операции:
определение степени разряженности аккумуляторной батареи;
проверка напряжения и силы тока, вырабатываемых генератором;
определение общего технического состояния прерывателя путем измерения угла замкнутого состояния контактов и угла опережения зажигания на разных частотах вращения коленчатого вала двигателя;
измерение мощности электрической искры и напряжения во вторичной цепи (определить при этом работоспособность катушки и свечей зажигания).
Контрольно-диагностическое оборудование. Рабочее место должно иметь технологическое оборудование (см. табл. 3.2) и отдельную от поста № 2 площадь.
Комплект приспособлений для аккумуляторных батарей модели Э412 состоит из бачка для электролита, пробника напряжения модели Э107 (рис. 41, а). Он предназначен для определения степени разряженности свинцовых аккумуляторных батарей со скрытыми межэлементными соединениями, а также для проверки напряжения, вырабатываемого генератором непосредственно на автомобиле. Пробник состоит из вольтметра, контактной ножки и щупа, двух нагрузочных резисторов и контактной гайки.
Пробник модели Э108 (рис. 41, б) позволяет проверять напряжение лишь в отдельных банках аккумуляторов, не соблюдая полярности, так как вольтметр имеет двустороннюю шкалу, а три нагрузочных резистора на 0,0126; 0,0078; 0,0052 Ом и две контактные гайки дают комбинации включения сопротивлений на проверку аккумуляторных батарей соответствующей емкости 45-100- 100-145 и 145—190 А-ч.
Автотестер К484 (рис. 42) предназначен для проверки электро-оборудования и оценки работы цилиндров карбюраторных двигателей. Тип прибора — электронный, переносной, объединяет в себе измерители: силы и напряжения постоянного тока, вторичного напряжения системы зажигания л пробивного напряжения на каждой свече; сопротивления постоянному току и емкость-конденсатора; частоты вращения коленчатого вала двигателя и ее уменьшение при отключении цилиндров; угла опережения и угли замкнутого состояния контактов прерывателя. Контроль за величиной тока и напряжением производится бесконтактным способе с помощью датчиков, устанавливаемых поверх изоляции проводов Принцип действия измерителя угла опережения зажигания основан на стробоскопическом эффекте, а измерителя угла замкнутого состояния контактов прерывателя — на том, что средний электроток, проходящий через автотестер, пропорционален значению величин угла при замкнутых контактах. Работа тахометр связанная с работой измерителя эффективности работы цилиндров, основана на том, что средний электроток, проходящий через автотестер, пропорционален частоте вращения коленчатого вала двигателя. Вольтметр, омметр, измеритель емкости, киловольтметр входят в состав прибора для его универсальности. На передней панели автотестера расположено семь органов управления:
кнопочный переключатель левый верхний на восемь переключений, включающий указатели: вольтметр «В» с пределами измерения 2; 20 и 40 В; киловольтметр «КВ» с пределами измерения 20 и 40 кВ; угол замкнутого состояния контактов прерывателя «а» с пределами измерения 45; 60 и 90°; угол опережения зажигания «Ф» с пределами измерений 0—60°; оценка работы цилиндров двигателя «ОЦ» с пределами измерений 0—300 мин"1;
кнопочный переключатель правый верхний на восемь переключений, включающий указатели: амперметр «А» с пределами измерения 50 и 500 А; частота вращения коленчатого вала двигателя «п» с пределами измерения 1500 и 6000 мин"1; емкость конденсатора «С» до 0,5 мкФ; омметр; «Ом» с пределами измерения 100; 10000 и 100000 Ом;
кнопочный переключатель выбора цилиндров левый — нижний на восемь переключений «1—8»;
кнопочный переключатель числа цилиндров на три переключения «4», «6» и «8»;
ручка «ОА» установки нуля амерметра;
ручка «ООм» установки нуля омметра;
микротумблер «Сеть» для включения и выключения автотестера. Светодиод для сигнализации включения сети.
На задней панели расположены: микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеются высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «п»; блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, датчика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчика импульсов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На правой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключается в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.
микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеются высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «n»;
блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, датчика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчиков импульсов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На правой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключается в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.
Прибором модели Э214 (рис. 43) предназначен для проверки электрооборудования автомобиля напряжением 12 и 24 В по параметрам и в пределах измерений:
Сила тока, А | 10—0—40 и 200—0—800 |
Напряжение, В | 0—20; 0—40 и 0—0,5 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | 0—5000 |
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя, град | 46—50; 38—43; 28—32 и 52—58 |
Сопротивление, МОм | 0 — 50 |
Емкость, МмФ | 0 — 0,5 |
Питание прибора — от аккумуляторной батареи автомобиля.
Прибор модели Э213 (рис. 44) предназначен для проверки и регулировки прерывателей-распределителей непосредственно на автомобиле. Измерительным прибором является микроамперметр с комбинированной шкалой. С помощью прибора можно измерять падение напряжения на контактах прерывателя, угол замкнутого состояния контактов, емкость конденсатора, частоту вращения коленчатого вала двигателя. Питание прибора — от аккумуляторной батареи.
На задней панели расположены: микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеются высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «п»; блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, датчика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчика импульсов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На правой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключается в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.
Состав и порядок выполнения работы. Проверка технического состояния аккумуляторной батареи. Внешним осмотром проверить аккумуляторную батарею, на чистоту поверхности выводных клемм, целостность корпуса и крышек, прочность соединений и чистоту вентиляционных отверстий.
Вывернуть пробки заливочных отверстий и мерной трубкой проверить уровень электролита. Он должен быть на 10—15 мм выше верхних кромок сепараторов. Затем проверить плотность электролита денсиметром путем забора его части резиновой грушей до всплытия ареометра 3 (рис. 45). В зависимости от климатической зоны, в которой работают аккумуляторные батареи, плотность электролита должна соответствовать значениям, указанным в табл. 3.3. Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах, не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. По плотности электролита определяется степень разряженности аккумуляторов, учитывая, что снижение плотности на 0,01 г/см3 соответствует разряду примерно на 6%.
Не допускаются к эксплуатации аккумуляторные батареи с разрядом по плотности электролита более чем на 25% зимой и 50% летом.
Таблица 3.3. Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3
Среднемесячная температура воздуха в январе, °С, ГОСТ 16350—80 | Время года | Батарея заряжена полностью | Батарея разряжена | |
на 25 % | на 50 % | |||
Холодная: |
|
|
|
|
очень холодная (от — 50 до —30) | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
холодная (от — 30 до -15) | Лето Круглы год | 1,26 1,28 | 1,22 1,24 | 1,18 1,20 |
умеренная (от — 15 до -8) | То же | 1,26 | 1,22 | 1,18 |
Жаркая (от — 15 до +4) + 4) |
| 1,24 | 1,20 | 1,16 |
Теплая влажная (от 0 до+4) |
| 1,22 | 1,18 | 1,14 |
Пробником Э107 проверяют аккумуляторные батареи со скрытыми межэлементными соединениями, номинальным напряжением 12 В и емкостью 55—190 А-ч. Для проверки необходимо завернуть контактную гайку пробника до упора. Затем острие контактной ножки плотно прижать к « + », а штырь щупа к «—» выводов батареи и держать не более 5 с. При сопротивлении нагрузки 0,1 Ом, эквивалентной стартерной, исправная аккумуляторная батарея должна отдать напряжение на вольтметр пробника не менее 8,9 В.
Пробником Э108 проверяют отдельные банки аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 2 В. Для проверки включается сопротивление нагрузочного резистора, которое соответствует емкости батареи, затем контактные ножки прижимаются к выводам проверяемого аккумулятора не более 5 с. Заряженный аккумулятор должен отдать на вольтметр пробника напряжение под нагрузкой не менее 1,8—1,7 В. Падение напряжения на 0,1 В соответствует 25% разряда. Не допускаются к эксплуатации аккумуляторные батареи с разрядом по напряжению более чем на 25% зимой и на 50% летом. Во время проверки напряжения пробки всех аккумуляторов батареи должны быть закрыты.
Проверка технического состояния приборов электрооборудования автотестером К 484. Подключение его к двигателю производится в следующем порядке:
зажим «М» к корпусу двигателя;
зажим «Пр» к клемме прерывателя;
зажим «Б» к клемме « + » аккумуляторной батареи;
датчик напряжения на высоковольтный провод катушки зажигания;
датчик импульсов на провод свечи зажигания первого цилиндра;
кнопку переключателя числа цилиндров «4», «6» и «8» нажать в зависимости от их числа на проверяемом двигателе.
При измерении постоянного напряжения от аккумуляторной батареи необходимо нажать кнопку требуемого предела измерений и произвести отсчет показаний по шкале 0—20 В. На пределе 40 В показание необходимо умножить на 2, а на пределе 2 В разделить на 10.
При измерении напряжения в режиме пуска надо: закоротить на корпус двигателя центральный провод высокого напряжения для предотвращения запуска двигателя и одновременно измерить ток, потребляемый стартером, для чего датчик напряжения закрепляется на стартерном проводе; нажать кнопку необходимого предела измерений тока и включить замок зажигания.
После запуска и прогрева двигателя необходимо при заданной частоте вращения ротора и токе нагрузки генератора 8—15 А, создаваемом включением потребителей или дополнительного сопротивления, проверить напряжение и величину тока генераторной установки.
Измерение вторичного напряжения системы зажигания производится при нажатии кнопки предела измерений и номера цилиндра. Отсчет показаний производится по шкале 0—20 кВ, а на пределе 40 кВ показание умножается на 2. Номера кнопок переключателя выбора цилиндров порядковые, начиная с первого цилиндра. Если нажата кнопка «3» и порядок работы цилиндров 1—3— 4—2, то измеряется напряжение на свече четвертого цилиндра.
Для измерения напряжения, развиваемого катушкой зажигания, включить предел 40 кВ и отключить провод контролируемой свечи от распределителя.
Измерение угла замкнутого состояния контактов прерывателя производится при 1500—2000 мин-1 и нажатии кнопки «а»; а отсчет по шкалам: 0—90° для 4- и 8-цилиндровых двигателей, 0—60° для 6-цилиндровых двигателей. Для 8-цилиндровых двигателей показания разделить на 2 (шкала 0—45°). Измерение угла опережения зажигания производится нажатием кнопки «ф» и, подсвечивая осветителем контрольные метки на двигателе, наблюдать угловое смещение одной метки относительно второй стробоскопическим эффектом. Отсчет показаний производится по шкале О—60° на малых частотах вращения коленчатого вала.
Измерение уменьшения частоты вращения коленчатого вала производится при поочередном отключении цилиндров и нажатии кнопки «ОЦ» в течение 10 с для каждого цилиндра при 1000 мин-1 коленчатого вала. Отсчет показаний производится по шкале 50—0—250 мин-1 после стабилизации положения стрелки.
Работа цилиндра признается неудовлетворительной, если показание, полученное при его отключении, составляет менее 75% от наибольшего, полученного в конце поочередного отключения всех цилиндров.
Примечания.
Периодически необходимо производить установку нуля измерителя.
В целях экономии ресурса импульсной лампы не следует оставлять ее включенной.
Измерение величины напряжения и силы тока генераторной установки необходимо производить после проверки состояния и натяжения ремня привода генератора.
Проверка угла замкнутого состояния контактов прерывателя и угла опережения зажигания производится на исправных и прогретых до рабочей температуры двигателях. Допустимое падение напряжения на контактах прерывателя 0,1—0,2 В.
Для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания на задней панели автотестера имеются гнезда для подключения осциллографа.
По окончании лабораторной работы учащиеся должны занести в карту измерений полученные величины, сопоставить их с нормативными (табл. 3.1), сделать техническое заключение по каждому проверенному прибору электрооборудования и оформить отчет.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы