logo search
Lab_rab_po_TO

1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя

Цель и содержание работы. Все виды технического обслуживания автомобиля включают контрольно-диагностические работы, где контрольный осмотр двигателя является их составной частью и должен выполняться квалифицированно, в полном объеме и отвечать требованиям технического контроля (РД-200-РСФСР-15-0179—83).

Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений производить контрольный осмотр и прослушивание работы двигателя; определять и устранять по внешним признакам и диагностическим параметрам неисправности и отказы; регулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала; измерять содержание СО в отработавших газах.

Содержание: проверить герметичность в соединениях и комплектность приборов систем питания, охлаждения и смазки, наличие и уровень охлаждающей жидкости, масла, топлива. Выявить и устранить неисправности.

Изучить управление работой двигателя. Запустить двигатель, проверить герметичность его систем и снять показания контрольно-измерительных приборов. Прослушать двигатель, проверить эффективность его работы и отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала. Определить содержание СО в отработавших газах. Вынести техническое заключение.

Контрольно-диагностическое оборудование. Лабораторная работа выполняется на рабочих местах, оборудованных стендами с действующими карбюраторными двигателями моделей ЗМЗ (ЗИЛ), имеющих различную степень технического состояния и установленных стационарно. Необходимо на рабочих местах иметь набор контрольно-диагностических приборов: Э216М, стетоскопы, газоанализаторы, стробоскопы, автотестеры (см. табл. 1.2).

Прибор Э216М — электронный измеритель эффективности работы цилиндров 4-тактных карбюраторных двигателей (рис. 3).

Работа прибора заключается в измерении снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя при поочередном отключении каждого цилиндра и сравнении с допустимой —25%-ной величиной. Прибор состоит из высокочувствительного измерителя снижения числа оборотов и электронного выключателя зажигания в проверяемом цилиндре. Прибор может быть использован в качестве тахометра.

Стетоскоп—прибор, позволяющий определить вибрацию деталей в соединениях узлов и механизмов автомобиля за счет преобразования механических колебаний в звуковые.

Для диагностирования двигателя применяются стетоскопы электронные и акустические. Электронные стетоскопы высокой чувствительности работают в диапазоне частот 200—5000 Гц и позволяют определять изменения сопряжений деталей не в стадии предельных зазоров. На рис. 4 показан электронный стетоскоп, представляющий собой 2-транзисторный усилитель низкой частоты с пьезокристаллическим датчиком и элементами питания, смонтированными в корпусе, который имеет гнезда для подключения телефона и щупа-искателя. Тип прибора — переносной, питание — батарейное, напряжение 6 В, телефон — ТМ2М.

Акустические стетофонендоскопы (рис. 5) применяются для простых приемов прослушивания шумов и стуков в двигателе.

Щуп-искатель прикладывается к различным зонам прослушивания (рис. 6) и по относительной величине звуковых колебаний определяются неисправности в соединениях двигателя.

Газоанализаторы карбюраторных двигателей (рис. 7; 8) дают возможность непрерывного определения со держания окиси углерода в отработавших газах в процессе; регулировочных или контрольно-диагностических работ. Работа приборов основана на измерении прироста температуры нагретой платиновой спирали (R2), на которой происходит каталитическое сгорание окиси углерода, содержащейся в отработавших газах, поступающих из выпускной трубы глушителя. Шкала миллиамперметра протарирована в процентах содержания СО.

Газоанализатор К-456 позволяет осуществлять наблюдение за изменением содержания СО непрерывно в течение всего процесса регулирования карбюраторов, где смешивание пробы газа с воздухом происходит в специальном блоке, состоящем из трех камер и двух жиклеров, которые служат для пропускания одинакового объема газов и воздуха в смесительную камеру. При этом смесь поступает с помощью малогабаритного микровакуумного насоса .и анализируется непрерывно.

Для определения содержания окиси углерода СО в отработавших газах карбюраторного двигателя служит газоанализатор ГАИ-1 (рис. 9). Принцип действия его основан на оптико-абсорбционном методе, т. е. на измерении величины поглощения инфракрасной (ИК) энергии излучения анализируемым компонентом газа (СО), в результате которого он нагревается до некоторой температуры, зависящей от его концентрации в газовой смеси (отработавших газах). С помощью оптико-абсорбционного датчика температурные колебания испытуемого газа преобразуются в электрические сигналы определенного напряжения, пропорциональные концентрации окиси углерода СО, которые и передаются на измерительный прибор.

Таблица 1.3. Состав регламентных операций при контрольном осмотре карбюраторного двигателя

Перечень операций

Оборудование, приборы, инструмент

Технические условия

Подготовительные

Проверить наличие, комплектность и крепление приборов систем охлаждения и смазки (визуально, методом осмотра)

Все приборы двигателя должны иметь полную комплектность и надежные соединения

Проверить наличие и уровень воды, масла и топлива, убедиться в герметичности соединений приборов

Набор ключей автослесаря

Уровень воды и масла должен быть по норме

Подключить в систему электрооборудования аккумуляторную батарею, проверить показания КИП. Осмотреть состояние и крепление проводов высокого напряжения

Контрольно-измерительные приборы автомобиля

Показания КИП должны подтверждать техническую исправность всех систем двигателя

Проверить привод и механизмы управления работой двигателя (осмотром)

Приводы должны быть комплектными исправными

Подключить к двигателю прибор Запустить и прогреть двигатель, проверить герметичность его соединений (осмотром)

Э216

Согласно рис. 3, б Температура 80—90 °С, нарушения герметичности в соединениях не допускаются. Время для одного пуска двигателя стартером — не более 3—4 с

Контрольно-диагностические

Проверить приемистость и прослушать работу двигателя на всех режимах

Стетоскоп

Прослушивание надо проводить по зонам (см. рис. 6)

Проверить устойчивость работы двигателя на минимальных оборотах холостого хода и произвести его регулировку

Прибор Э2 16, отвертка, ключ

Сверить с нормативными значениями (табл. 1.1)

Проверить эффективность работы цилиндров двигателя при поочередном их отключении

Прибор Э2Г6

Падение частоты вращения коленчатого вала допускается не более 25%

Определить содержание СО в отработавших газах

Приборы: ГАИ-1, И-СО или К456

Полученные данные сверить с нормативными данными табл. 1.4

Составить отчет и заполнить карту измерений

Приложение 1

Газоанализатор «Ифралит-8» (ГДР) позволяет производить анализ состава отработавших газов непрерывным измерением СО и СО2 за счет сравнения прохождения инфракрасных лучей (от двух накаленных спиралей с фокусировкой параболическими зеркалами) в камерах со свободным воздухом и исследуемой газовой смесью. Количественные измерения СО и СО2 основаны на поглощении инфракрасного теплового излучения.

Состав и порядок выполнения работы. Под технологией диагностирования понимается практическое исполнение ряда операций — подготовительных и испытательных, которые должны носить рационально-технологическую последовательность. Примерный состав выполняемых регламентных операций в лабораторной работе № 1 дан в табл. 1.3. Результаты измерений диагностических параметров учащиеся записывают в накопительную постовую карту испытаний (прил. 1) как заключительную форму отчета по лабораторным работам с нарастающими значениями полученных измерений по данному посту.

Проведение измерений. 1. Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя.

Подготовительные операции: при неработающем двигателе согласно схеме (см. рис. 3, б) подключить прибор Э216М, предварительно (см. рис. 3, а) установить переключатель 6 в положение «750.0»; переключатель 4 в положение, соответствующее числу цилиндров проверяемого двигателя; кнопку 9 в исходное состояние (отпущенное).

Порядок измерений: запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала в пределах 1000—1500 мин-1; установить переключатель 6 в положение 2, 3; переключателем 11 установить стрелку прибора 2 на нулевую отметку; нажать кнопку 7. В случае недостаточного пространства используется гибкий переходник. Отсчет снижения частот вращения производится по шкале 0—300 мин-1 в течение 10—15 с. Затем последовательно, не отпуская кнопку 7, установить переключатель 6 в положение 2, 3 и так далее, измеряя каждый раз снижение частоты вращения коленчатого вала при выключении каждого цилиндра. Нормальное снижение должно находиться в пределах 25% наибольшей величины.

2. Определение содержания СО.

Объемная доля СО в отработавших газах автомобилей с карбюраторными двигателями не должна превышать значений, указанных в табл. 1.4.

Определение содержания СО необходимо проводить в следующем порядке:

установить подготовить газоанализатор в соответствии с инструкцией; установить пробоотборное устройство газоанализатора в выпускную трубу глушителя автомобиля на глубине 300 мм от среза;

  1. присоединить к двигателю тахометр;

  2. запустить и прогреть двигатель до температуры, оптимальной для движения автомобиля;

  3. минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя (nmin х. х);

  4. произвести измерение содержания СО при nmin х. х.;

  5. установить частоты вращения коленчатого вала двигателя, соответствующие 0,6 ном. х. х.;

  6. произвести измерение содержания СО при 0,6 ном. х. x

Таблица 1.4. Содержание СО

Режим работы

Объемная доля окиси углерода, %, не более, для автомобилей, изготовленных

до 01.07.78

с 01.07.78 до 01.01.80

после 01.01.80

Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя

3,5

2,0

1,5

Частота вращения коленчатого вала двигателя, равная 0,6 номинальной

2,0

1,5

1,0

Измерение содержания СО в обоих режимах следует проводить не ранее чем через 30 с после достижения установившейся частоты вращения коленчатого вала. При наличии у автомобиля раздельных выпускных систем измерение должно производиться в каждой из них отдельно.

При замере содержания СО в отработавших газах прибором ГАИ-1 (см. рис. 9) трубка 1 вставляется в выпускную трубу. Газ засасывается побудителем расхода (насосом), находящимся в корпусе прибора 3 и, пройдя через фильтр 2, поступает в оптический блок (внутри корпуса), где поглощенная газом И К радиация преобразуется в электрический сигнал, пропорциональный концентрации СО, и фиксируется миллиамперметром 4. Результаты контроля сопоставляют с нормативными значениями.

Привод дроссельных заслонок карбюратора К156 осуществляется педалью 7 (рис. 10), соединенной с рычагом 1 дроссельных заслонок при помощи тросика 5, скользящего в пластмассовой трубке 2,

Система впуска дополнительного воздуха в двигатель ЗМЗ 4022.10 состоит из блока электромагнитных клапанов, вакуумного выключателя 5 (рис. 11) и электронного блока 7 управления выпуском, дополнительного воздуха. Блок электромагнитных клапанов и вакуумный выключатель установлены на двигателе, а электронный блок—на правой боковине под панелью приборов.

Блок электромагнитных клапанов состоит из двух электромагнитов 1 и 9 с воздушными клапанами 2 и 8 и корпуса 4, в котором установлены два клапанных седла 3 и 6 с разными проходивши сечениями. Открытие клапанов 2 и 8 происходит при подаче напряжения на клеммы электромагнитов 1 и 9 с электронного блока 7.

Работа электромагнитов проверяется на неработающем двигателе при помощи провода, присоединяя его одним концом к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а другим поочередно к клеммам электромагнитов 1 и 9. Если электромагниты исправны, то в момент присоединения провода к клеммам должен прослушиваться характерный щелчок, который свидетельствует о том, что клапан работает.

Герметичность воздушных клапанов проверяется при работе двигателя на холостом ходу. Для этого надо отсоединить от воздушного фильтра карбюратора шланг, идущий к блоку электромагнитных клапанов, и заглушить отверстие шланга. Если при этом характер работы двигателя не меняется, значит клапаны герметично закрывают отверстия в седлах.

Если при указанной выше проверке неисправности не обнаружены, следует проверить работу электронного блока.

Для проверки работоспособности электронного блока надо:

  1. отсоединить от вакуумного выключателя провод, соединяющий его с корпусом автомобиля;

  2. подключить к клеммам электромагнитов 1 и 9 и к корпусу автомобиля лампы мощностью не более 1,5 Вт (например, лампы для освещения багажника); провода с клемм не снимать;

  3. прогреть двигатель до рабочей температуры 80—90 °С;

  4. увеличить частоту вращения коленчатого вала до загорания обеих ламп, сначала должна загореться лампа, подключенная к электромагниту 9 (примерно при 1700 мин-1), затем лампа, подключенная к электромагниту 1 (примерно при 2500 мин-1).

Если при повышении частоты вращения коленчатого вала выше средней лампы не загораются или загорается только одна из них, электронный блок подлежит замене. Регулировка на nminх. х. производится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 80—90 0С), при исправной системе зажигания, нормальных зазорах в клапанах и в пределах допустимой потери компрессии.

Порядок регулировки карбюратора К156 (рис. 12, а):

  1. завернуть винт 1 рычага дроссельных заслонок на 1,5—2 оборота от положения, при котором заслонки полностью закрыты и винт касается рычага;

  2. завернуть до отказа, но не слишком туго, винт 2, после чего отвернуть его на 1/2—1 оборот;

  3. завернуть до отказа, но не слишком туго, винт 3, после чего отвернуть его на 4—5 оборотов;

  4. пустить двигатель и установить предварительно винтом 1 частоту вращения коленчатого вала двигателя 800—900 мин"1;

  5. завертывая винт 3, найти такое положение, которое соответствует началу ухудшения устойчивости работы двигателя, после чего отвернуть его на 1/2 оборота;

  6. винтом 2 обеспечить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала;

  7. винтом 1 восстановить частоту вращения коленчатого вала 800—900 мин"1. При этом двигатель должен работать достаточно устойчиво и не останавливаться при резком открытии и закрытии дроссельных заслонок.

  8. Порядок регулировки карбюратора К126Б (рис. 12, б):

  9. перед регулировкой винты 2 завернуть до отказа, а затем отвернуть на 2 оборота каждый и запустить двигатель;

  10. упорным винтом 1 повысить частоту вращения коленчатого вала;

  11. винтами 2 (поочередно) достигнуть наибольшей частоты вра­щения при данном положении дросселя;

  12. винтом 1 уменьшить частоту вращения до минимальной;

  13. винтами 2 (поочередно) достигнуть минимальной и устойчи­вой частоты вращения.

  14. Для проверки регулировки необходимо нажать на педаль дросселя и резко отпустить ее, если двигатель не остановится и будет устойчиво работать на nminх.х., то регулировка считается законченной.