Работоспособность водителей и их надежность. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности.
Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой
производительностью и высокими качественными показателями. При управлении
автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают
ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности
водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное
состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.
Утомление — это закономерный процесс временного снижения
работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный
процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть
установлены объективными методами.
Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью.
Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о
необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы
избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство
усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления
может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения,
опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за
порученное дело. Именно Ню этой причине водитель в продолжительном рейсе
испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир,
хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему
утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.
Н Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией.
Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный
уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации
способствует развитию утомления. Имеет также значение и характер поступающей
информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других
участников движения и ландшафт однообразен, водитель быстрее почувствует
усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского
движения. В монотонной обстановке, при недостатке информации или
вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем
при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при
этом еще может и не быть.
Работами отечественных физиологов — И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского,
И.П.Павлова, А.А.Ухтомского — была установлена ведущая роль в развитии
утомления нервной системы и прежде всего головного мозга, клетки которого
утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Впервые это было
продемонстрировано И. М. Сеченовым в оригинальном эксперименте. Испытуемый
при сгибании указательного пальца в заданном ритме, поднимал груз на
определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема
груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда
испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное
утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление
развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы
работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение
мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было
предположить, что после отключения тока дополнительно поработавшие мышцы в
результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда
отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз.
Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в
самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы.
Во время сокращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров
отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посылать
импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки
коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью
обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.
В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга
нарушения, прежде всего, возникают в протекании психических процессов, а
именно — восприятия, внимания, памяти и мышления. Кроме того, снижается
острота зрения, сужается поле зрения, ухудшается глубинное зрение,
нарушается точность и координация движений, увеличивается время реакций,
снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается
кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость,
нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной
обстановки.
Наступление зрительного утомления находится в прямой зависимости от
продолжительности рабочего дня водителя. Через восемь часов непрерывной
работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению
зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, имеющий
место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при
ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем — днем.
Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя. Усталый
мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия.
Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую
часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и
прогнозирование развития дорожной обстановки.
При утомлении могут сохраняться простые навыки, достигшие автоматизма,
которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных
ситуациях. Нарушаются же сложные виды психической деятельности, что снижает
готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной
обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.
Поэтому сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является
важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения.
Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий
день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки.
Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления
автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления
автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП в 2 раза чаще, а при продолжительности
управления свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7
ч (рис. 1). По другим данным, водители, работающие
Рис. 1. Зависимость количества ДТП от длительности управления автомобилем
более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Дорожно-транспортные происшествия,
возникающие из-за ошибок водителей после длительного управления автомобилем,
приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12
ч, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.
Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления
зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет
место сочетание различных видов утомления. Такого рода деятельности
относится работа водителя, при которой элементы физического труда сочетаются
с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного
эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и
является основным фактором, определяющим развитие утомления.
Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать
на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки. Он должен
быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП.
В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению
автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его
психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления.
Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются:
скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств;
чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою
собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая
колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в
минуту; частое принятие весьма ответственных решений.
Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко
возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по
плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение
продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда
водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой
физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому
развитию физического утомления в пути. Однако у большинства водителей
физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и
однообразия управляющих действий.
При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и
расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их
работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при
статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к
недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению
мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается быстрее.
При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в
мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты,
вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое положение
постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей,
предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В результате
развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении
рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать
руль одной рукой и периодически менять их. Такое управление, с точки зрения
безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с
интенсивным движением, совершенно недопустимо.
Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном
состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и
нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В
результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и
их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает
его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных
перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые 2
ч.
Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной
работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от
физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками
головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2,5 % от веса тела, а при
интенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергетических
ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного
дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в
непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих
решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита
времени и в состоянии эмоционального напряжения.
Физическая и умственная работы взаимосвязаны. У водителя это выражается в
том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого
решения, т.е. умственной работы. Выполнение этих управляющих действий
(физическая работа) создает новую обстановку, что опять требует ее оценки и
принятия нового решения и т. д. Физическое и умственное утомление взаимно
влияют друг на друга. Переключение с физической работы на умственную иногда
снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при
физической и умственной работе возбуждаются различные центры головного
мозга. Возбуждение нервных Клеток при физической работе по закону
отрицательной индукции вызывает торможение нервных клеток, ведающих
умственной деятельностью, и наоборот. При этом заторможенные нервные клетки
отдыхают и утомление снижается. Однако при очень тяжелом физическом или
умственном утомлении такое переключение эффекта не дает. Тяжело поработавший
(физически) человек не сможет продуктивно заниматься умственной работой, так
же как и после изнурительной умственной работы невозможна физическая работа.
Утомлению способствуют неудобное сиденье, низкая температура воздуха, частые
перепады температуры в кабине автомобиля, плохая видимость, частые изменения
освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум,
вибрация, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.
Характерным и особенно опасным симптомом утомления является сонливость,
иногда приводящая к засыпанию за рулем. В США по этой причине происходит 4 %
ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и
14,9 % с ранениями происходят из-за утомления водителей, повлекшего
засыпание за рулем. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % столкновений
транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на
пешеходов происходят при управлении автомобилем водителями в сонном
состоянии. На некоторых автомобильных дорогах России от 1,7 до 2,4 % ДТП
происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог
большой протяженности.
Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что
засыпание может наступить внезапно. Это создает очень серьезную угрозу для
безопасности дорожного движения. Внезапное засыпание иногда приводит к тому,
что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Так, известны
случаи, когда водитель внезапно засыпал за рулем и во сне видел неожиданно
появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при быстром
пробуждении, принимая сон за реальность, он резко тормозил или поворачивал
рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и других
водителей устанавливалось, что никаких препятствий на дороге в это время не
было.
Сонливость водителя может появиться не только при утомлении, но и в
монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с
постоянной скоростью, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное
состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным
опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются
отвлеченные мысли и представления, не имеющие никакого отношения к
управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при
неожиданном изменений дорожной обстановки. По зарубежным данным,
заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лег-
кой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают.
Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами,
негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки,
рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения
температуры, в течение 2—3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять
рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музыку.
Однако прослушивание радиопередач не рекомендуется в условиях интенсивного
городского движения, так как это отвлекает внимание водителя. Если указанные
мероприятия по борьбе с сонливостью не помогают, то необходимо остановиться
и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения.
Для предупреждения засыпания за рулем предложены различные «приборы
бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на
него не реагирует, то приборы выключают систему зажигания. Так, в США
пластиковое устройство, питающееся от батарейки, прикрепляется за ухом
водителя. При засыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не
видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры
сконструировали электронный будильник, который фиксирует изменения
электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать,
электрическая активность мозга снижается и прибор подает световой сигнал.
Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается
зажигание. Предложены также очки, от заушника которых отходит провод к
электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 с не
наступает, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.
Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как
засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в
состоянии утомления. Поэтому основными средствами предупреждения таких
случаев является организация рационального режима труда и отдыха водителей.
Работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности не является
постоянной, она имеет четко выраженную фазность в течение рабочего дня (рис.
2).
Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период
врабатываемости или вхождения в работу продолжается 1 —1,5 ч, после чего
устанавливается необходимый для данной работы уровень работоспособности.
Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в
зависимости от условий работы, состояния, индивидуальных особенностей
человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе
снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками
водителей в начале рабочего дня, чем в последующие 2 — 3 ч.
Рис. 2. Зависимость работоспособности /р от времени t (в течение рабочего дня)
Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой работоспособностью.
В этот период максимальный результат достигается при минимальной затрате
энергии. Продолжительность второй фазы 2 — 2,5 ч.
Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления,
которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от
начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.
После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьшается, что
объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также время
устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва.
Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской установлено, что для работы
водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время
фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных
автомобилей. В результате они в этот период переоценивают свои возможности,
что может стать причиной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для
безопасности дорожного движения.
Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. Стадия врабатывания,
характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится на понедельник,
стадия высокой работоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия
сниженной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособность
повышается во вторник, достигает наиболее высокой величины в среду, затем
начинает снижаться до самой низкой величины (в субботу).
Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом
утомлении водитель усилием воли может
преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При
некомпенсируемом утомлении преодолеть возникшие нарушения усилием воли
водитель не в состоянии, в результате чего возрастает вероятность ошибок и
ДТП. Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы,
когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.
Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он
выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то
утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так,
опрос водителей, проведенный А. И. Вайсманом, показал, что при
продолжительности сна перед сменой 6 ч сонливость отмечали 44 % водителей,
7 ч — 29,2 %, 8 ч — лишь 16,2 %.
Необходимо также учитывать, что для полного восстановления работоспособности
продолжительность ночного сна должна быть примерно равна продолжительности
работы днем. Эта закономерность особенно характерна для тяжелого труда, к
которому относится и работа водителя. Поэтому можно рекомендовать водителям
семичасовой сон после 7 ч работы и десятичасовой сон после 10 ч работы.
Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным
средством при такой степени утомления, которая может повлиять на
безопасность движения. Однако водителю трудно определить степень утомления,
при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления
утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает
усталости и утомление может проявиться внезапно в резком снижении
работоспособности или в сонливости за рулем.
Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь
водителю оценить свою работоспособность, но постоянным критерием в оценке
работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства
усталости признаком наступающего утомления могут служить появление, казалось
бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, переменить позу;
заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания; непроизвольное
отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобиля. Для преодоления
этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее волевое усилие.
Вместе с тем первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов
работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным
отдыхом.
Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс.
Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят,
и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если человек в
течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью
систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое
называется переутомлением. Переутомление возникает как хроническое
последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и
накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо
выспался, он чувствует себя бодрым, отдохнувшим и не испытывает никаких
неприятных ощущений. При переутомлении ночной сон не снимет чувства
усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль
в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется
сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое
волевое усилие, чтобы хорошо выполнять даже любимую работу.
При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу.
Кратковременный отдых и лечение могут быстро восстановить нормальное
состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет
продолжать выполнять непосильную работу, может развиться нервное заболевание
— невроз, которое требует длительного лечения. Управление автомобилем
водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для
безопасности дорожного движения.
Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии
некомпенсированного утомления и профилактики переутомления важнейшее
значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация
трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой
работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при шестидневной
рабочей неделе не должна превышать 7 ч. Продолжительность рабочей недели
должна быть 40 ч. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью
продолжительность смены должна сокращаться на 1 ч. Ночным считается время с
22.00 до 6.00.
Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных предприятиях трудно, а
иногда и невозможно организовать ежедневную семичасовую работу водителей,
продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 ч.
Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более 7 ч и рост
по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше 7 ч должно быть
исключением, а не правилом.
В случаях, когда работа водителя превышает 12 ч, а это имеет место при
дальних междугородных перевозках, необходимо оборудованное место для отдыха
(сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей
городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с
двумя выходами на работу, но при продолжительности перерыва между сменами
не менее 2 ч без учета перерыва на обед. В рабочее время
водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для
выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на
предприятие, время проведения предрейсового осмотра, стоянки и простоев не по
вине водителя.
При междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения предусмотрена
остановка на 10 мин для отдыха, а в дальнейшем остановки такой
продолжительности должны быть через каждые 2 ч. Сверхурочные работы не должны
превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
Перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч должен
предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4 ч после
начала работы. При продолжительности рабочей смены более 8 ч могут
предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 ч.
Продолжительность работы водителей регламентируется различными нормативными
документами. Например, в Швеции водители грузовых автомобилей должны
соблюдать следующий режим труда и отдыха при нахождении в пути: 8 ч работы с
одним получасовым перерывом для отдыха после 4 ч работы или с тремя
перерывами по 15 мин. После 8 ч работы обязателен отдых в течение 9 ч. В ФРГ
непрерывное управление автомобилем не должно превышать в начале дня 4,5 ч,
после чего — обязательный перерыв 30 мин или 2 — 3 перерыва по 15 мин. После
отдыха продолжительность нахождения за рулем не должна превышать 2 ч, затем
опять следует получасовой перерыв. В течение последних 2,5 ч работы
предусмотрен 15-минутный перерыв. При организации режима труда и отдыха
водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих
документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся:
характер выполняемого задания; интенсивность движения; состояние дороги;
уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года;
метеорологические условия; состояние, тип и марка автомобиля. В зависимости
от этих особенностей в режим труда и отдыха водителей различных транспортных
предприятий и объединений необходимо вносить соответствующие коррективы,
которые должны быть направлены на максимальное сохранение их
работоспособности, а следовательно, и надежности в течение рабочего времени
Влияние курения на работоспособность водителей
Курение, которое многие считают безобидной привычкой, нередко является причиной тяжелых заболеваний со смертельным исходом. Ученые подсчитали, что от курения каждые 2—3 ч умирает один человек из миллиона, в то время как в автомобильных катастрофах каждые 2—3 дня погибает один человек из миллиона, а от употребления алкоголя — каждые 4—5 дней. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает более миллиона человек. Расходы человечества на курение ежегодно составляют 100 млрд. долл.
За 30 лет курильщик, выкуривая по пачке сигарет в день, пропускает через свои легкие дым от 160 кг табака, в котором содержится 1,5 кг никотина, т.е. 15000 смертельных доз. Курящие люди в 12 раз чаше болеют язвой желудка и инфарктом миокарда. Смертность от болезней сердца у них в возрасте 50— 55 лет в 4 раза выше, чем у некурящих. В табачном дыму содержится 50 канцерогенных (вызывающих раковые опухоли) веществ. Поэтому 85 % заболеваний раком легких приходится на курильщиков. Табачный дым содержит также угарный газ, фенол, анилин, синильную кислоту, хлорную известь и другие вредные вещества, поражающие все органы человека. В результате у курильщиков сужается поле зрения, снижается его острота, особенно при слезотечении от табачного дыма, нарушается цветное зрение, координация движений, внимание и мышление, увеличивается время реакций, снижается слух в диапазоне восприятия разговорной речи.
Особенно опасно курение в ночное время, когда все физиологические и психические функции протекают на более низком уровне. Курение отвлекает внимание водителя, уже при прикуривании он смотрит на огонь, а не на дорогу. Отвлекается внимание водителя и при доставании сигарет, зажигалок или спичек. Перемещение взора в это время кажется мгновенным, но для перевода взгляда с одного объекта на другой, включая восприятие нового объекта, затрачивается 0,8—1,0 с. За это время автомобиль при скорости 70 км/ч проходит почти 20 м. Это расстояние следует удвоить, так как водитель затрачивает время на перевод взгляда с дороги на сигарету и столько же — с сигареты на дорогу, поэтому, если в это время на дороге появится препятствие или внезапно возникнет другая опасная ситуация, то водитель предотвратить ДТП не сможет. При постоянном курении водителя на внутренней поверхности стекол кабины образуется невидимый налет, снижающий их прозрачность, а, следовательно, и видимость, поэтому курящим необходимо мыть стекла и с внутренней стороны.
Об отрицательном влиянии курения многие водители не знают и считают даже сигарету средством, повышающим работоспособность и снижающим сонливость. Такое мнение объясняется тем, что под влиянием табачного дыма на короткое время происходит расширение сосудов мозга, в результате чего человек чувствует прилив энергии. Однако затем сосуды сужаются, и работоспособность еще более снижается. Иногда водитель, чтобы снять усталость, курит одну сигарету за другой. Это приводит к быстрому исчерпыванию всех резервных возможностей организма, что выражается в резком снижении работоспособности.
В результате отрицательного влияния табачного дыма на состояние и работоспособность курящие водители чаще совершают ошибки, приводящие к ДТП. На рис. 3 представлено количество ошибок при исследовании сложных сенсомоторных реакций в течение рабочего дня у курящих и некурящих водителей. В первые 2 ч у тех и других отмечается снижение количества ошибок (период врабатывания и нарастающей работоспособности). После 2-го часа работы у некурящих водителей наступает стабилизация (период устойчивой работоспособности), а затем постепенное, незначительное снижение количества ошибок и лишь после 8-го часа — небольшое увеличение. У курящих водителей период стабилизации отсутствует и после 2-го часа происходит нарастание количества ошибок, особенно резко выраженное после 8-го часа работы, причем следует отметить, что потенциальные возможности курящего водителя были выше, чем у некурящего.
Количество ошибок у курящих водителей больше, чем у некурящих не только при исследовании сложных сенсомоторных реакций, но и при управлении автомобилем. Последнее подтверждается более частым возникновением у них ДТП. Статистические исследования одной из страховых компаний США показали, что курящие водители попадают в аварии в 2 раза чаще некурящих. Поэтому страховые взносы при страховании жизни для курящих водителей были увеличены. По данным Н. Шаяхматова, частота нарушений ПДД у курильщиков на 14 % выше, чем у некурящих, а 2,2 % водителей в момент ДТП курили. По японским данным, курение является причиной от 1 до 2 % ДТП, а французские специалисты считают, что эта цифра достигает 5 %. Учитывая эти данные, медикам, психологам и инженерам дорожного движения необходимо больше внимания уделять проблеме курения водителей.
Рис.3
На Руси в 1649 г. За хранение и торговлю табаком виновных трижды подвергали пытке (били кнутом на козле), чтобы они указали тех, кто снабжал их запретным зельем. За повторный «привод с табаком» курильщикам рвали ноздри, отрезали носы и ссылали в отдаленные места. Жестокость наказаний свидетельствовала о понимании огромного ущерба, которое курение может нанести здоровью человека и государству. Проблеме курения все больше внимания уделяется и в наше время. Во многих странах в печати, по радио и телевидению развертывается пропаганда отрицательного влияния курения на здоровье и работоспособность человека, запрещается курение в общественных местах и в общественном транспорте, запрещается реклама табачных изделий, на пачках сигарет помещаются рисунки и текст о вреде курения, материально и морально поощряются некурящие работники и им отдают предпочтение при поступлении на работу. Все это дает положительный эффект, и все чаще курение становится немодным и непрестижным. В результате многие бросают курить, и уменьшается число тех, кто начинает курить. Однако до коренного перелома в решении этой проблемы еще далеко.
Курение же водителей не только угрожает их здоровью, но нередко является причиной ДТП, поэтому во многих странах курение при управлении автомобилем вообще запрещено. По-видимому, такой запрет в настоящее время весьма своевременен и целесообразен. Однако эффективность такого запрета будет достаточно высокой только в случаях, если большинство водителей поймут, к каким тяжелым последствиям приводит курение за рулем, и сознательно не будут нарушать этого запрета, а еще лучше — расстанутся с этой вредной для них и для общества привычкой. На автомобильном транспорте необходима широкая, грамотная, убедительная и доходчивая пропаганда против курения вообще и курения водителями за рулем в особенности. В этих целях необходимо использовать все средства массовой информации и развертывание антитабачной пропаганды на каждом автотранспортном предприятии. Целесообразно также материальное и моральное поощрение некурящих водителей и водителей, которые бросают курить, а также создание отрицательного отношения к этой вредной привычке и к водителям, которые курят при управлении автомобилем.