logo search
Glava_5

Работоспособность водителей и их надежность. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности.

Высокая работоспособность обеспечивает вы­полнение работы с высокой

производительностью и высокими качественными показателями. При управлении

автомобилем в со­стоянии сниженной работоспособности водители допускают

ошиб­ки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения рабо­тоспособности

водителей чаще всего являются утомление, упот­ребление алкоголя, болезненное

состояние, прием некоторых ле­карственных веществ и курение.

Утомление — это закономерный процесс временного сниже­ния

работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный

процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть

установлены объективными методами.

Субъективное переживание человеком утомления называется усталостью.

Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о

необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы

избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство

усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления

может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения,

опасности, интереса к выполняемой районе, чувства долга, ответственности за

порученное дело. Именно Ню этой причине водитель в продолжительном рейсе

испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир,

хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему

утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.

Н Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией.

Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный

уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации

способствует раз­витию утомления. Имеет также значение и характер поступающей

информации. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других

участников движения и ландшафт однообра­зен, водитель быстрее почувствует

усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского

движения. В мо­нотонной обстановке, при недостатке информации или

вынуж­денной бездеятельности чувство усталости может возникнуть бы­стрее, чем

при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при

этом еще может и не быть.

Работами отечественных физиологов — И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского,

И.П.Павлова, А.А.Ухтомского — была уста­новлена ведущая роль в развитии

утомления нервной системы и прежде всего головного мозга, клетки которого

утомляются зна­чительно быстрее, чем работающие мышцы. Впервые это было

продемонстрировано И. М. Сеченовым в оригинальном экспери­менте. Испытуемый

при сгибании указательного пальца в задан­ном ритме, поднимал груз на

определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема

груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда

испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное

утом­ление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утом­ление

развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы

работавшего пальца пропускали электриче­ский ток, который вызывал сокращение

мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было

пред­положить, что после отключения тока дополнительно поработав­шие мышцы в

результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда

отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз.

Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в

самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы.

Во время сокращения мышц электрическим током нервные клет­ки этих центров

отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посылать

импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки

коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью

облада­ют нервы, по которым передаются нервные импульсы.

В результате более быстрого утомления нервных клеток голов­ного мозга

нарушения, прежде всего, возникают в протекании психических процессов, а

именно — восприятия, внимания, па­мяти и мышления. Кроме того, снижается

острота зрения, сужа­ется поле зрения, ухудшается глубинное зрение,

нарушается точ­ность и координация движений, увеличивается время реакций,

снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, по­вышается

кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость,

нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной

обстановки.

Наступление зрительного утомления находится в прямой зави­симости от

продолжительности рабочего дня водителя. Через во­семь часов непрерывной

работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению

зрения способствует недоста­точный контраст между фоном и объектом, имеющий

место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при

ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем — днем.

Зрительное утомление отрицательно сказывает­ся на работе водителя. Усталый

мышечный аппарат глаз не обеспе­чивает четкого пространственного восприятия.

Взгляд даже у опыт­ных водителей при утомлении чаще переносится на боковую

часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет вос­приятие и

прогнозирование развития дорожной обстановки.

При утомлении могут сохраняться простые навыки, достиг­шие автоматизма,

которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных

ситуациях. Нарушаются же слож­ные виды психической деятельности, что снижает

готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной

обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.

Поэтому сохранение достаточно высокой рабо­тоспособности водителей является

важнейшим фактором в обес­печении безопасности дорожного движения.

Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий

день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки.

Статистикой установлена прямая зависи­мость между временем управления

автомобилем и количеством ДТП. Водители при продолжительности управления

автомобилем от 7 до 12 ч совершают ДТП в 2 раза чаще, а при продолжительности

уп­равления свыше 12 ч — в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7

ч (рис. 1). По другим данным, водители, работающие

Рис. 1. Зависимость количества ДТП от длительности управления авто­мобилем

более 7 ч, совершают 1/3 всех ДТП. Дорожно-транспортные проис­шествия,

возникающие из-за ошибок водителей после длительно­го управления автомобилем,

приводят к более тяжелым послед­ствиям. Так, у водителей, работающих более 12

ч, ДТП со смер­тельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления

зависит от выполняемой работы. В зависимо­сти от деятельности работы имеет

место сочетание различных ви­дов утомления. Такого рода деятельности

относится работа во­дителя, при которой элементы физического труда сочетаются

с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выра­женного

эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и

является основным фактором, опреде­ляющим развитие утомления.

Эмоциональное утомление водителя вызвано посто­янной готовностью реагировать

на различные внезапно возника­ющие изменения дорожной обстановки. Он должен

быть готов вы­полнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП.

В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению

автомобилем в очень быстром темпе, близ­ком к пределу его

психофизиологических возможностей, что спо­собствует развитию утомления.

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются:

скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств;

чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою

собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая

колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до де­сятков в

минуту; частое принятие весьма ответственных решений.

Физическое утомление, связанное с большой физиче­ской нагрузкой, нередко

возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по

плохим дорогам, опе­рируя рычагами управления и рулевым колесом в течение

про­должительного времени, выполняют большую физическую рабо­ту. Иногда

водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой

физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому

развитию физического утом­ления в пути. Однако у большинства водителей

физическое утом­ление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и

од­нообразия управляющих действий.

При работе, связанной с движениями, происходит постоян­ная смена напряжения и

расслабление мышц. Во время расслабле­ния мышцы отдыхают, что сохраняет их

работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при

ста­тическом напряжении не только исключает такой отдых, но при­водит к

недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению

мышц кислородом. В результате физи­ческое утомление развивается быстрее.

При управлении автомобилем статическое напряжение возни­кает не только в

мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты,

вытянуты вперед и полусог­нуты в локтевых суставах. Такое положение

постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей,

пред­плечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В резуль­тате

развивается утомление, которое выражается в мышечной сла­бости и ослаблении

рулевого управления. Водители, чувствуя утом­ление мышц рук, начинают держать

руль одной рукой и периоди­чески менять их. Такое управление, с точки зрения

безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с

ин­тенсивным движением, совершенно недопустимо.

Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном

состоянии. Такое положение способствует частично­му венозному застою и

нарушению нормального кровообраще­ния, особенно в стопах и голенях. В

результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и

их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает

его надежность. Для снятия статического напряжения при про­должительных

перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые 2

ч.

Умственное утомление возникает при продолжитель­ной и интенсивной умственной

работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от

физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками

головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2,5 % от веса тела, а при

ин­тенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергети­ческих

ресурсов организма. Умственная работа водителя в услови­ях интенсивного

дорожного движения или при движении на боль­ших скоростях выражается в

непрерывной оценке быстро меняю­щейся обстановки и принятии соответствующих

решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита

времени и в состоянии эмоционального напряжения.

Физическая и умственная работы взаимосвязаны. У водителя это выражается в

том, что его действия являются следствием оценки им обстановки и принятого

решения, т.е. умственной работы. Вы­полнение этих управляющих действий

(физическая работа) созда­ет новую обстановку, что опять требует ее оценки и

принятия но­вого решения и т. д. Физическое и умственное утомление взаимно

влияют друг на друга. Переключение с физической работы на ум­ственную иногда

снижает физическое утомление, и наоборот. Это происходит потому, что при

физической и умственной работе воз­буждаются различные центры головного

мозга. Возбуждение нервных Клеток при физической работе по закону

отрицательной индукции вызывает торможение нервных клеток, ведающих

умственной дея­тельностью, и наоборот. При этом заторможенные нервные клетки

отдыхают и утомление снижается. Однако при очень тяжелом фи­зическом или

умственном утомлении такое переключение эффекта не дает. Тяжело поработавший

(физически) человек не сможет про­дуктивно заниматься умственной работой, так

же как и после из­нурительной умственной работы невозможна физическая работа.

Утомлению способствуют неудобное сиденье, низкая температура воздуха, частые

перепады температуры в кабине автомобиля, пло­хая видимость, частые изменения

освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум,

вибрация, попа­дание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Характерным и особенно опасным симптомом утомления явля­ется сонливость,

иногда приводящая к засыпанию за рулем. В США по этой причине происходит 4 %

ДТП со смертельным исходом. Во Франции 20,6 % ДТП со смертельным исходом и

14,9 % с ра­нениями происходят из-за утомления водителей, повлекшего

за­сыпание за рулем. Анализ ДТП в Японии показал, что 61,3 % стол­кновений

транспортных средств, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на

пешеходов происходят при управлении автомо­билем водителями в сонном

состоянии. На некоторых автомобиль­ных дорогах России от 1,7 до 2,4 % ДТП

происходят в результате засыпания водителей на прямолинейных участках дорог

большой протяженности.

Чувствуя сонливость, водитель может бороться со сном, но он должен знать, что

засыпание может наступить внезапно. Это созда­ет очень серьезную угрозу для

безопасности дорожного движения. Внезапное засыпание иногда приводит к тому,

что сон, который видит водитель, принимается им за реальность. Так, известны

слу­чаи, когда водитель внезапно засыпал за рулем и во сне видел неожиданно

появившееся препятствие на дороге (человека, собаку и др.); при быстром

пробуждении, принимая сон за реальность, он резко тормозил или поворачивал

рулевое колесо, что приводило к ДТП. Показаниями пассажиров и других

водителей устанавлива­лось, что никаких препятствий на дороге в это время не

было.

Сонливость водителя может появиться не только при утомле­нии, но и в

монотонной обстановке. Однообразный ландшафт окружающей местности, движение с

постоянной скоростью, мо­нотонный шум двигателя вызывают заторможенное

состояние, которое иногда называют дорожным гипнозом, ступором или сонным

опьянением. При этом возникает сонливость, вялость, апатия, появляются

отвлеченные мысли и представления, не име­ющие никакого отношения к

управлению автомобилем, резко снижается готовность к действиям при

неожиданном изменений дорожной обстановки. По зарубежным данным,

заторможенному состоянию в сильной степени подвержены 23 % водителей, в лег-

кой степени — 74 % и лишь 3 % водителей такого состояния не испытывают.

Для предупреждения такого состояния рекомендуется разговор с пассажирами,

негромкое пение, посасывание кислых конфет, жевательной резинки,

рекомендуется также проветривать кабину и не допускать в ней повышения

температуры, в течение 2—3 мин включать в работу неработающие мышцы, изменять

рабочую позу, прослушивать спортивные радиопередачи и легкую, бодрую музы­ку.

Однако прослушивание радиопередач не рекомендуется в усло­виях интенсивного

городского движения, так как это отвлекает вни­мание водителя. Если указанные

мероприятия по борьбе с сонли­востью не помогают, то необходимо остановиться

и уснуть на ко­роткое время или проделать гимнастические упражнения.

Для предупреждения засыпания за рулем предложены различ­ные «приборы

бдительности», которые подают сильный звуковой сигнал, а если водитель на

него не реагирует, то приборы выклю­чают систему зажигания. Так, в США

пластиковое устройство, пи­тающееся от батарейки, прикрепляется за ухом

водителя. При за­сыпании, когда голова водителя опускается на 22° и он не

видит дорогу, раздается резкий звуковой сигнал. Французские инженеры

сконструировали электронный будильник, который фиксирует из­менения

электрической активности мозга. Когда водитель начинает засыпать,

электрическая активность мозга снижается и прибор по­дает световой сигнал.

Если водитель на него не реагирует, раздается гудок, а затем выключается

зажигание. Предложены также очки, от заушника которых отходит провод к

электронному анализатору. Если очередное моргание в течение 20 с не

наступает, то включается звуковой сигнал, а затем выключается зажигание.

Приборы бдительности могут быть полезны, но проблему не решают, так как

засыпание за рулем чаще всего имеет место при управлении автомобилем в

состоянии утомления. Поэтому основ­ными средствами предупреждения таких

случаев является органи­зация рационального режима труда и отдыха водителей.

Работоспособность человека в процессе его трудовой деятель­ности не является

постоянной, она имеет четко выраженную фазность в течение рабочего дня (рис.

2).

Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период

врабатываемости или вхождения в работу продолжа­ется 1 —1,5 ч, после чего

устанавливается необходимый для дан­ной работы уровень работоспособности.

Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в

зависи­мости от условий работы, состояния, индивидуальных особенно­стей

человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе

снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками

водителей в начале ра­бочего дня, чем в последующие 2 — 3 ч.

Рис. 2. Зависимость работоспособности /р от времени t (в течение рабо­чего дня)

Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой работоспособностью.

В этот период максимальный результат дос­тигается при минимальной затрате

энергии. Продолжительность второй фазы 2 — 2,5 ч.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления,

которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от

начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.

После перерыва на обед время фазы врабатываемости умень­шается, что

объясняется вхождением в работу до перерыва. Умень­шается также время

устойчивой работоспособности, так как ска­зывается утомление до перерыва.

Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской установлено, что для работы

водителей харак­терна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время

фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных

автомобилей. В результате они в этот период пе­реоценивают свои возможности,

что может стать причиной оши­бок и рискованных действий, создающих угрозу для

безопасности дорожного движения.

Уровень работоспособности изменяется и в течение недели. Стадия врабатывания,

характеризующаяся нарастающей работо­способностью, приходится на понедельник,

стадия высокой ра­ботоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия

снижен­ной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособ­ность

повышается во вторник, достигает наиболее высокой вели­чины в среду, затем

начинает снижаться до самой низкой величи­ны (в субботу).

Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом

утомлении водитель усилием воли может

преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять автомобилем. При

некомпенсируемом утомлении преодолеть возник­шие нарушения усилием воли

водитель не в состоянии, в резуль­тате чего возрастает вероятность ошибок и

ДТП. Последнее под­тверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы,

когда у водителя развивается некомпенсированное утомление.

Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он

выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то

утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так,

опрос водителей, проведенный А. И. Вайсманом, показал, что при

продолжитель­ности сна перед сменой 6 ч сонливость отмечали 44 % водите­лей,

7 ч — 29,2 %, 8 ч — лишь 16,2 %.

Необходимо также учитывать, что для полного восстановле­ния работоспособности

продолжительность ночного сна должна быть примерно равна продолжительности

работы днем. Эта зако­номерность особенно характерна для тяжелого труда, к

которому относится и работа водителя. Поэтому можно рекомендовать во­дителям

семичасовой сон после 7 ч работы и десятичасовой сон после 10 ч работы.

Правилами дорожного движения водителю запрещается управ­лять транспортным

средством при такой степени утомления, ко­торая может повлиять на

безопасность движения. Однако водите­лю трудно определить степень утомления,

при которой не следует управлять автомобилем, так как степень проявления

утомления и усталость могут не совпадать. Иногда водитель не ощущает

усталости и утомление может проявиться внезапно в резком снижении

работоспособности или в сонливости за рулем.

Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь

водителю оценить свою работоспособность, но по­стоянным критерием в оценке

работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства

усталости признаком наступающего утомления могут служить появление, казалось

бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, пе­ременить позу;

заметное снижение интенсивности и устойчивос­ти внимания; непроизвольное

отвлечение на мысли, не связан­ные с управлением автомобиля. Для преодоления

этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее волевое усилие.

Вместе с тем первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов

работы за рулем, не опасны для водителя и лег­ко устраняются кратковременным

отдыхом.

Утомление во время работы — это нормальный физиологиче­ский процесс.

Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят,

и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если человек в

течение продолжительно­го времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью

систематически недосыпает, то у него развивается состояние, которое

на­зывается переутомлением. Переутомление возникает как хрони­ческое

последствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и

накапливается. Обычно даже после тяжелой работы, если человек хорошо

выспался, он чувствует себя бод­рым, отдохнувшим и не испытывает никаких

неприятных ощуще­ний. При переутомлении ночной сон не снимет чувства

усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость, головная боль, боль

в области сердца и другие неприятные ощущения, пропадает аппетит, появляется

сонливость днем и бессонница ночью. В таком состоянии требуется большое

волевое усилие, чтобы хорошо вы­полнять даже любимую работу.

При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратиться к врачу.

Кратковременный отдых и лечение могут бы­стро восстановить нормальное

состояние. В запущенных случаях, если человек в таком состоянии будет

продолжать выполнять не­посильную работу, может развиться нервное заболевание

— не­вроз, которое требует длительного лечения. Управление автомо­билем

водителями в состоянии переутомления создает серьезную угрозу для

безопасности дорожного движения.

Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии

некомпенсированного утомления и профилактики пе­реутомления важнейшее

значение имеет рациональный режим труда и отдыха — это такая организация

трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой

работоспо­собности в течение рабочей смены, недели, месяца и года.

Про­должительность ежедневной работы (смены) водителей при шес­тидневной

рабочей неделе не должна превышать 7 ч. Продолжи­тельность рабочей недели

должна быть 40 ч. Накануне выходных, в предпраздничные дни и при работе ночью

продолжительность смены должна сокращаться на 1 ч. Ночным считается время с

22.00 до 6.00.

Однако ввиду того, что на некоторых автотранспортных пред­приятиях трудно, а

иногда и невозможно организовать ежеднев­ную семичасовую работу водителей,

продолжительность смены может быть увеличена, но не должна превышать 10 ч.

Учитывая снижение работоспособности водителей при работе более 7 ч и рост

по этой причине ДТП, увеличение рабочего времени свыше 7 ч должно быть

исключением, а не правилом.

В случаях, когда работа водителя превышает 12 ч, а это имеет место при

дальних междугородных перевозках, необходимо обо­рудованное место для отдыха

(сна) водителя и участие в одном рейсе двух водителей. Для водителей

городских автобусов можно устанавливать рабочий день с разделением смены, с

двумя выхо­дами на работу, но при продолжительности перерыва между сме­нами

не менее 2 ч без учета перерыва на обед. В рабочее время

водителя входит не только время управления автомобилем, но и время для

выполнения подготовительных работ перед рейсом и после возвращения на

предприятие, время проведения предрейсового осмотра, стоянки и простоев не по

вине водителя.

При междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вож­дения предусмотрена

остановка на 10 мин для отдыха, а в даль­нейшем остановки такой

продолжительности должны быть через каждые 2 ч. Сверхурочные работы не должны

превышать для каж­дого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Пере­рыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч дол­жен

предоставляться в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4 ч после

начала работы. При продолжительности рабо­чей смены более 8 ч могут

предоставляться два перерыва общей продолжительностью не более 2 ч.

Продолжительность работы водителей регламентируется раз­личными нормативными

документами. Например, в Швеции во­дители грузовых автомобилей должны

соблюдать следующий ре­жим труда и отдыха при нахождении в пути: 8 ч работы с

одним получасовым перерывом для отдыха после 4 ч работы или с тремя

перерывами по 15 мин. После 8 ч работы обязателен отдых в тече­ние 9 ч. В ФРГ

непрерывное управление автомобилем не должно превышать в начале дня 4,5 ч,

после чего — обязательный пере­рыв 30 мин или 2 — 3 перерыва по 15 мин. После

отдыха продол­жительность нахождения за рулем не должна превышать 2 ч, за­тем

опять следует получасовой перерыв. В течение последних 2,5 ч работы

предусмотрен 15-минутный перерыв. При организации ре­жима труда и отдыха

водителей необходимо учитывать не только рекомендации регламентирующих

документов, но и особенности их труда. К таким особенностям относятся:

характер выполняемо­го задания; интенсивность движения; состояние дороги;

уровень организации движения; рельеф местности; время суток и время года;

метеорологические условия; состояние, тип и марка авто­мобиля. В зависимости

от этих особенностей в режим труда и от­дыха водителей различных транспортных

предприятий и объеди­нений необходимо вносить соответствующие коррективы,

кото­рые должны быть направлены на максимальное сохранение их

работоспособности, а следовательно, и надежности в течение ра­бочего времени

Влияние курения на работоспособность водителей

Курение, которое многие считают безобидной привычкой, нередко является причиной тяжелых заболеваний со смертельным исходом. Ученые подсчитали, что от курения каждые 2—3 ч умирает один человек из миллиона, в то время как в автомобильных катастрофах каждые 2—3 дня погибает один человек из миллиона, а от употребления алкоголя — каждые 4—5 дней. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает более миллиона человек. Расходы человечества на курение ежегодно составляют 100 млрд. долл.

За 30 лет курильщик, выкуривая по пачке сигарет в день, пропускает через свои легкие дым от 160 кг табака, в котором содержится 1,5 кг никотина, т.е. 15000 смертельных доз. Курящие люди в 12 раз чаше болеют язвой желудка и инфарктом миокарда. Смертность от болезней сердца у них в возрасте 50— 55 лет в 4 раза выше, чем у некурящих. В табачном дыму содержится 50 канцерогенных (вызывающих раковые опухоли) веществ. Поэтому 85 % заболеваний раком легких приходится на курильщиков. Табачный дым содержит также угарный газ, фенол, анилин, синильную кислоту, хлорную известь и другие вредные вещества, поражающие все органы человека. В результате у курильщиков сужается поле зрения, снижается его острота, особенно при слезотечении от табачного дыма, нарушается цветное зрение, координация движений, внимание и мышление, увеличивается время реакций, снижается слух в диапазоне восприятия разговорной речи.

Особенно опасно курение в ночное время, когда все физиологические и психические функции протекают на более низком уровне. Курение отвлекает внимание водителя, уже при прикуривании он смотрит на огонь, а не на дорогу. Отвлекается внимание водителя и при доставании сигарет, зажигалок или спичек. Перемещение взора в это время кажется мгновенным, но для перевода взгляда с одного объекта на другой, включая восприятие нового объекта, затрачивается 0,8—1,0 с. За это время автомобиль при скорости 70 км/ч проходит почти 20 м. Это расстояние следует удвоить, так как водитель затрачивает время на перевод взгляда с дороги на сигарету и столько же — с сигареты на дорогу, поэтому, если в это время на дороге появится препятствие или внезапно возникнет другая опасная ситуация, то водитель предотвратить ДТП не сможет. При постоянном курении водителя на внутренней поверхности стекол кабины образуется невидимый налет, снижающий их прозрачность, а, следовательно, и видимость, поэтому курящим необходимо мыть стекла и с внутренней стороны.

Об отрицательном влиянии курения многие водители не знают и считают даже сигарету средством, повышающим работоспособность и снижающим сонливость. Такое мнение объясняется тем, что под влиянием табачного дыма на короткое время происходит расширение сосудов мозга, в результате чего человек чувствует прилив энергии. Однако затем сосуды сужаются, и работоспособность еще более снижается. Иногда водитель, чтобы снять усталость, курит одну сигарету за другой. Это приводит к быстрому исчерпыванию всех резервных возможностей организма, что выражается в резком снижении работоспособности.

В результате отрицательного влияния табачного дыма на состояние и работоспособность курящие водители чаще совершают ошибки, приводящие к ДТП. На рис. 3 представлено количество ошибок при исследовании сложных сенсомоторных реакций в течение рабочего дня у курящих и некурящих водителей. В первые 2 ч у тех и других отмечается снижение количества ошибок (период врабатывания и нарастающей работоспособности). После 2-го часа работы у некурящих водителей наступает стабилизация (период устойчивой работоспособности), а затем постепенное, незначительное снижение количества ошибок и лишь после 8-го часа — небольшое увеличение. У курящих водителей период стабилизации отсутствует и после 2-го часа происходит нарастание количества ошибок, особенно резко выраженное после 8-го часа работы, причем следует отметить, что потенциальные возможности курящего водителя были выше, чем у некурящего.

Количество ошибок у курящих водителей больше, чем у некурящих не только при исследовании сложных сенсомоторных реакций, но и при управлении автомобилем. Последнее подтверждается более частым возникновением у них ДТП. Статистические исследования одной из страховых компаний США показали, что курящие водители попадают в аварии в 2 раза чаще некурящих. Поэтому страховые взносы при страховании жизни для курящих водителей были увеличены. По данным Н. Шаяхматова, частота нарушений ПДД у курильщиков на 14 % выше, чем у некурящих, а 2,2 % водителей в момент ДТП курили. По японским данным, курение является причиной от 1 до 2 % ДТП, а французские специалисты считают, что эта цифра достигает 5 %. Учитывая эти данные, медикам, психологам и инженерам дорожного движения необходимо больше внимания уделять проблеме курения водителей.

Рис.3

На Руси в 1649 г. За хранение и торговлю табаком виновных трижды подвергали пытке (били кнутом на козле), чтобы они указали тех, кто снабжал их запретным зельем. За повторный «привод с табаком» курильщикам рвали ноздри, отрезали носы и ссылали в отдаленные места. Жестокость наказаний свидетельствовала о понимании огромного ущерба, которое курение может нанести здоровью человека и государству. Проблеме курения все больше внимания уделяется и в наше время. Во многих странах в печати, по радио и телевидению развертывается пропаганда отрицательного влияния курения на здоровье и работоспособность человека, запрещается курение в общественных местах и в общественном транспорте, запрещается реклама табачных изделий, на пачках сигарет помещаются рисунки и текст о вреде курения, материально и морально поощряются некурящие работники и им отдают предпочтение при поступлении на работу. Все это дает положительный эффект, и все чаще курение становится немодным и непрестижным. В результате многие бросают курить, и уменьшается число тех, кто начинает курить. Однако до коренного перелома в решении этой проблемы еще далеко.

Курение же водителей не только угрожает их здоровью, но нередко является причиной ДТП, поэтому во многих странах курение при управлении автомобилем вообще запрещено. По-видимому, такой запрет в настоящее время весьма своевременен и целесообразен. Однако эффективность такого запрета будет достаточно высокой только в случаях, если большинство водителей поймут, к каким тяжелым последствиям приводит курение за рулем, и сознательно не будут нарушать этого запрета, а еще лучше — расстанутся с этой вредной для них и для общества привычкой. На автомобильном транспорте необходима широкая, грамотная, убедительная и доходчивая пропаганда против курения вообще и курения водителями за рулем в особенности. В этих целях необходимо использовать все средства массовой информации и развертывание антитабачной пропаганды на каждом автотранспортном предприятии. Целесообразно также материальное и моральное поощрение некурящих водителей и водителей, которые бросают курить, а также создание отрицательного отношения к этой вредной привычке и к водителям, которые курят при управлении автомобилем.