logo search
Lab_rab_po_TO

4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами

Цель и содержание работы. В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, происходит износ деталей в соединениях передней подвески и их деформация, что приводит к нарушениям углов установки колес (схождение и развал передних колес, углы наклона шкворней) и существенно влияет на управляемость и безопасность движения автомобиля, долговечность работы автошин, расход топлива и стабилизацию устойчивости.

Существенную роль в диагностировании передней подвески занимает систематический контроль углов установки передних колес переносными диагностическими приборами и приспособлениями с последующим выполнением регулировочных работ.

Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам и умению производить контроль углов ус­тановки передних колес автомобиля переносными приборами, приблизив их к условиям работы ОТК автотранспортных предприятий.

В содержание лабораторной работы необходимо включить следующие операции:

Оборудование рабочего места. Типовая осмотровая канава с автомобилем и подъемным устройством; линейка для проверки схождения колес модели 2182 или К463; приборы для проверки углов установки колес модели 2142 и 2183; колонка воздухораздаточная С411 или С413; наконечники для воздухораздаточного шланга 458М1 (М2); измерительный инструмент и приспособления; комплект инструмента автомеханика.

Линейка для проверки схождения передних колес автомобиля модели 2182 (рис. 58, а) — универсальная, реечная, телескопическая, состоит из четырех трубок. В наружную корпусную трубку вставлены с одной стороны телескопический двухтрубчатый удлинитель, посредством которого линейку настраивают на колею автомобиля, с другой — подвижная подпружиненная трубка со шкалой. На упорных стержнях в торцах линейки подвешены цепочки, определяющие при приложении линейки к шинам колес ее положение по высоте над уровнем пола. Величину схождения колес регистрируют по смещению шкалы относительно стрелки на корпусной трубке. Длина линейки 942 мм, ход поршневой трубки 170 мм.

Линейка модели К463 (рис. 58, б) — реечная телескопическая, универсальная с барабанным указателем, предназначена для проверки схождения передних колес грузовых и легковых автомобилей. Точность измерения схождения ±0,5 мм, длина линейки 1880—1040мм (в разжатом и сжатом состоянии), диапазон шкалы от +20 до —6 мм.

Приборы модели 2142 и 2183 (рис. 59, а, б, в) предназначены для проверки углов установки колес соответственно легковых и грузовых автомобилей. Приборы включают три отдельных устройства. Жидкостный прибор 2 с четырьмя уровнями 3, 5 и 7; два из них (без шкал) расположены на тыльной стороне и пред­назначены для первоначальной установки прибора, а два других со шкалами, расположенные на лицевой стороне прибора, служат для отсчета углов развала, поперечного 4 и продольного 8 наклонов шкворня. Корпус прибора 2 шарнирно связан с захватом, который крепится на гайке колеса 1. Два измерителя углов поворота колес со шкалой и стрелой 11, с указателем поворота 12 и удлинителем 13 смонтированы в специальном ящике 10. Приспособление 9 состоит из двух подвижных дисков, облегчающих поворот колес при проверке.

Комплект приборов модели 2142 для легковых автомобилей отличается от модели 2183 размерами дисков.

Состав и порядок выполнения работы.

1. Проверка и регули­ровка схождения передних колес:

установить автомобиль на ровной площадке так, чтобы передние колеса находились в положении для движения по прямой;

Проверка максимального угла поворота внутреннего колеса производится при помощи специального измерителя (см.рис. 59, в), для чего автомобиль надо установить передними колесами на поворотные диски 9, указатель поворота 12 плотно прижать к ободу колеса и стрелку 11 установить на ноль. Повернуть рулевое колесо влево до отказа и замерить максимальный угол (табл. 4. 1). Регулировка на грузовых автомобилях производится с помощью упоров, ввернутых во фланцы поворотных цапф.

Измерение развала передних колес и наклоны шкворней(поперечный и продольный) на грузовых автомобилях производятся при помощи прибора модели 2183 (см. рис. 59), для чего необходимо жидкостный прибор 2 закрепить тыльной стороной на диске в строго горизонтальном положении по уровням 3, затем поворачивают колеса на 180° и по делению шкалы 6, против которой остановился уровень, определяют развал. Поворачивая колеса на 20° в одну и другую сторону, устанавливая при этом уровни шкал 4 и 8, определяют продольный и поперечный наклоны шкворней. На грузовых автомобилях развал колес и наклоны шкворней не регулируются, а восстанавливаются заменой изношенных деталей.

4. Минимально допустимое значение остаточной высоты рисунка протектора (см. табл. 4. 1) определяют согласно чертежу на площади, равной половине ширины и 1/6 длины окружности беговой дорожки. Ширина зоны предельного износа должна быть не более половины ширины беговой дорожки, а длина зоны—не более 1/6 длины окружности шины (1/6 длины окружности численно равна ее радиусу). Проверку высоты рисунка протектора определяют измерительным инструментом (штангенциркулем), обеспечивающим погрешность не более ±0,1 мм. Значения остаточной высоты рисунка протектора измеряют в местах наибольшего износа. Давление воздуха в шинах проверяется в полностью остывших шинах без разборки золотникового узла. Погрешность измерения давления воздуха не должна быть более: ±0,02 мПа для шин грузовых автомобилей и автобусов и ±0,01 МПа для шин легковых автомобилей.

По окончании работы учащиеся оформляют отчет по содержанию, заполняют накопительную карту измерений и производят техническое заключение об исправности узлов передней подвески и шин автомобиля.