logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

5.12. Эксплуатационные характеристики твд и тввд

Для ТВД и ТВВД обычно рассматривают высотно-скоростные и дроссельные характеристики.

Высотно-скоростные характеристики ТВДдля максимального режима работы двигателя и при заданной программе управления с ограничением поNв.maxпредставлены на рис. 5.17.

Характерным здесь является ограничение по максимальной мощности, которое наступает, как указывалось, при малых высотах и больших скоростях полета. Введение этого ограничения обосновывается теми же соображениями, которые были рассмотрены для турбовальных ГТД. Ограничивается не эквивалентная мощность, а мощность на валу винта, поскольку при nт.к = nт.к.max = const она пропорциональна максимальному крутящему моменту, передаваемому через редуктор на вал винта. Поэтому на рис. 5.17 а показано изменение по высоте полета Н не эквивалентной мощности, а мощности на валу винта Nв и отдельно – реактивной тяги Рр, а также удельного расхода топлива Сэкв. На рис. 5.17 6 даны качественные зависимости величин Nэкв, Nв, Сэкв и Рр от скорости полета при Н = const для случая Н > Нр, когда ограничение по Nв.max отсутствует.

С увеличением высоты полета Н при неизменной скорости полета V из-за уменьшения ТН до 11 км увеличиваются приведенная частота вращения и степень повышения давления воздуха в компрессоре , возрастают также и . Вследствие роста Lц и внутреннего КПД это приводит к повышению удельной мощности до высоты 11 км и к снижению в этом диапазоне Н удельного расхода топлива (рис. 5.17 а).

Рис. 5.17. Высотные (а) и скоростные (б)

характеристики ТВД

Мощность на валу винта с ростом высоты полета значительно снижаются из-за уменьшения расхода воздуха через двигатель, но до Н = 11 км она снижается медленнее, чемGв, вследствие увеличенияLц. ПриН > 11 км температураТНсохраняется постоянной, поэтому перестают увеличиватьсяи. На этих высотах работа цикла, удельная мощность и величинаСэквпрактически сохраняются неизменными, а величины мощностиNвс ростомНснижаются еще интенсивнее (пропорциональноGви плотностиН).

При малых высотах полета вступает в действие ограничение по Nв.max. Штриховыми линиями на рис. 5.17 а показано изменение Ne для случая, если бы ограничение по Nв.max отсутствовало. Дросселирование двигателя в области ограничений для соблюдения условия Nв.max = const приводит, как видно, к ухудшению экономичности и снижению реактивной тяги в области ограничений.

Увеличение скорости полета V при Н = const ведет к повышению Nв и Nэкв (рис. 5.17 6). Главной причиной, определяющей рост мощностей ТВД с увеличением скорости полета, является возрастание расхода воздуха Gв. Увеличивается также степень понижения давления на турбине , поскольку выходное сопло двигателя работает при докритических перепадах давления. Ростведет к увеличению работы на валу турбины, что совместно с увеличениемGв и определяет рост мощности, передаваемой на вал винта.

Как отмечалось ранее, скорость истечения газа из сопла и удельная реактивная тяга у рассматриваемых двигателей относительно невелики. Поэтому с ростом скорости полета весьма интенсивно уменьшается удельная реактивная тяга. Несмотря на увеличение Gв, реактивная тяга Рр также снижается с ростом скорости V. Но тяговая мощность от реакции Nтяг.р РрV с увеличением V возрастает. Одновременный рост Nв и Nтяг.р приводит к повышению Nэкв.

Рис. 5.18. Дроссельные характеристики ТВД со свободной турбиной

при МН = 0;Н = 0

Удельный расход топлива Сэкв(как иСе) с ростом скорости полета на данной высоте уменьшается, что связано с увеличением степени повышения давленияи возрастанием внутреннего КПД.

Дроссельные характеристики ТВД со свободной турбиной показаны на рис. 5.18. При дросселировании двигателя снижаются ,Gв.пр и Nв.пр, а удельный расход топлива Се увеличивается. Повышение Се объясняется снижением вн из-за уменьшения и. Как видно, характер изменения параметров ТВД при дросселировании двигателя аналогичен рассмотренному ранее для ТВаД.

Для одновальных ТВД, поскольку у них n = const, дроссельные характеристики принято представлять в зависимости от расхода топлива Gт. У них снижение Gт также приводит к уменьшению мощности и возрастанию удельного расхода топлива, что вызвано в основном снижением и, поскольку у них расход воздуха приn = const не снижается.