logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

5.5. Программы управления вертолетных гтд на режимах ограничения

Имея характеристики ГГ ТВаД и установив предельные значения ограничиваемых параметров nт.к.пр.max, nт.к.max и , можно построитьлинию предельных режимов работы ГГ. Режим работы ГГ с однопараметрической САУ полностью определяется заданием какого-либо одного параметра, например, величины nт.к.пр. Поэтому в качестве программы управления ГГ на предельных режимах можно рассматривать зависимость максимально допустимых (ограничиваемых) значений параметра (nт.к.пр)огр от температуры на входе в ГГ. Для вертолетных ГТД, вследствие малых скоростей полета, вместо температуры принято рассматривать температуру ТН.

На рис. 5.8 а представлены зависимости (nт.к.пр)огр= f(ТН), где линия 1-2-3-4 является линией предельных режимов (ЛПР) для ГГ турбовального двигателя. Здесь предельная линия имеет три участка: 1-2 – для nт.к.пр.max, 2-3 – для nт.к. max, 3-4 – для . Эти линиимежду собой пересекаются, что позволяет выделить в данном случае три области режимов ограничения для ГГ (по Kу.min, nт.к..max и ) и определить, используя ЛПР, диапазоны температурТН, при которых достигаются предельные значения каждого из указанных ограничиваемых параметров. В этом случае для ГГ при низких значениях Тн (при ТН < ) наступает ограничение поKу.min. Этот диапазон температур соответствует nт.к.пр.max = const. В интервале температур от ТН2 до ТН 3 должно выдерживаться ограничение по nт.к.max, а при ТН, больших ТН 3, – по .

Рис. 5.8. Линия предельных

режимов (а) и изменение параметров ТВаД от ТН при Н = Нр >0 (б)

Рис. 5.9. Линия предельных

режимов (а) и изменение параметров высотного ТВаД от ТН при Н = 0 км (б)

Важно отметить, что ЛПР для ГГ и изменение регулируемых и ограничиваемых параметров зависят только от температуры Тн и являются одинаковыми для всех высот полета.

Если к ЛПР для ГГ добавить линию ограничения по Nе max, то ЛПР для двигателя 1--р-3-4состоит уже из четырех участков. К ограничениям по Kу.min, nт.к.max и добавляется участок, на котором вступает в действие ограничение по Nе max. Изменение параметров двигателя на режимах ограничения для этого случая показано на рис. 5.8 б.

На участке I, где nт.к.пр = const, величина Nе с повышением ТН интенсивно возрастает вследствие увеличения nт.к и . В точкезначениеNе достигает Nе max и далее для поддержания Nе.max = const при дальнейшем увеличении температуры ТН от ТН1 до ТН (на участке II) требуется осуществлять раскрутку ротора ГГ, но менее значительную, чем на участке I. Она необходима для поддержания постоянства мощности двигателя, которая без раскрутки ГГ падает при увеличении температуры ТН. В точке «р» (расчетный режим) достигается nт.к.max и дальнейшее поддержание постоянства мощности Nе при увеличении Тн становится невозможным. На участке III в данном примере реализуется программа управления nт.к.max = const. На этом участке при «затяжеляющемся» компрессоре, как указывалось, возрастает. В точке3 температура достигает предельного значения и вступает в работу ограничитель. При «затяжеляющемся» компрессоре это вызывает уменьшениеnт.к и приводит к более интенсивному снижению Nе (участок IV на рис. 5.8 б).

На рис. 5.9 представлено изменение управляемых и ограничиваемых параметров в зависимости от температуры ТН для Н= 0. При неизменном расположении ЛПР 1-2-3-4 для ГГ здесь ЛПР 0-3 располагается ниже. Поэтому теперь предельным режимам работы двигателя в целом соответствует линия 0-0-3-3-4. Видно, что область ограничения по nт.к.пр.max исчезает, а область ограничений по Nе.max значительно расширяется. Точка 0 соответствует максимальному взлетному режиму при стандартных атмосферных условиях (ТН = 288 К). Закономерности изменения остальных параметров являются качественно такими же, как при Н = Нр.

Возможность получения постоянной величины взлетной мощности в широком диапазоне изменения температуры атмосферного воздуха является важным достоинством высотных турбовальных двигателей.Чем на большую высоту полетаHр рассчитан двигатель, тем шире указанный диапазон температурТН, в которомNe=Ne.max = const приН <Нри особенно приН = 0.

Все данные рис. 5.8 и рис. 5.9 относятся к максимальному режиму работы двигателя и будут использованы для анализа протекания высотных, дроссельных и климатических характеристик турбовальных двигателей на режимах ограничений.

Программы управления для номинального и крейсерского режимов определяются аналогичным образом, только они соответствуют другим, более низким ограничиваемым величинам Neиnт.к, специально подбираемым для этих режимов. Например, для крейсерского режима обычно принимаютNе.кр=0,7Ne.maxиnт.к = 0,96nт.к.max. Ограничения на температуруи частоту вращенияnт.к.прна этих режимах обычно не налагаются, так как их величины не выходят за пределы допустимых значений.