logo search
Lab_rab_po_TO

3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля

Цель и содержание работы. Профессиональная подготовка требует от специалиста практических навыков в определении и устранении неисправностей методом поиска на основании рационально построенного алгоритма действий. В электрооборудовании автомобиля часто возникают неисправности и отказы скрытого характера. По внешним признакам и выходным параметрам их определить очень сложно.

Часто эти операции вызывают простой в работе автотранспорта или требуют высокой квалификации исполнителей с применением современных электронных средств диагностирования (см. табл. 3.2).

Основная цель лабораторной работы – научить учащихся практическим навыкам и отработке методов поиска и устранения неисправностей в электрооборудовании непосредственно на автомобиле.

Содержание работ должно включать:

Оборудование рабочего места. Лабораторная работа № 13 выполняется на рабочих местах № 11 и 12, оснащенных соответствующим оборудованием, приборами, инструментом, приспособлениями и оснасткой (см. табл. 3.2), руководством с техническими условиями и диагностическими параметрами, указанными в табл. 3.1 и лабораторной работе № 11 и лабораторной работе № 12.

Состав и порядок выполнения работы. Перед учащимися ставится ряд заданий с разработанным алгоритмом их выполнения.

Например:

Задание 1. Определить неисправность в системе зажигания автомобиля ГАЗ-3102, если двигатель стучит, перегревается, и часто появляются хлопки в карбюраторе; уровень топлива в топливной камере карбюратора нормальный; источники тока исправные.

Задание 2. Определить отказ в системе зажигания, если двигатель быстро запускается и устойчиво работает на холостом ходу; на средних и больших оборотах коленчатого вала двигатель работает с перебоями, имеются «выстрелы» в глушитель; двигатель перегревается; источники тока исправные.

Задание 3. Определить неисправность, если двигатель легко запускается, но тотчас прекращает работать после пуска; двигатель неустойчиво работает на малых частотах холостого хода, на средних — с небольшими перебоями, а на больших —устойчиво.

Для выполнения заданий прилагается таблица возможных неисправностей электрооборудования автомобиля ГАЗ-3102 (табл. 3.4), на основании которой, необходимо составить алгоритм их поиска и устранения.

Таблица 3.4. Неисправности электрооборудования ГАЗ-3102

Неисправность и ее признаки

Вероятная причина

Способ устранения

Генераторная установка

Амперметр показывает разрядный ток при включении фар на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя

Ослаблено натяжение приводного ремня. Загрязнены контакт­ные кольца.

Отрегулировать натяжение ремня. Протереть кольца сал­феткой, смоченной в бензине.

Обрыв в цепи обмотки возбуждения. Зависание щеток.

Устранить повреждение

Короткое замыкание в статорной обмотке генератора

Заменить статор в сборе.

Неисправность регуля­тора напряжения

Проверить и устранить неисправность

Пробой диода выпрямительного блока

Заменить выпрямительный блок

Неисправность регулятора напряжения

Проверить и устранить неисправность или заменить регулятор напряжения.

Стартер

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика двигателя. Двигатель не пускается

Отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера.

Восстановить надежность соединений с аккумуляторной батареей.

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или заменить батарею.

Обрыв удерживающей обмотки тягового реле

Заменить тяговое реле стартера. Зарядить или заменить батарею.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не проворачивает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или заменить батарею.

Плохой контакт в цепи питания стартера

Зачистить и восстановить надежность контакта всех клеммных соединений.

Задевание якоря стартера за полюсы

Отремонтировать стартер или заменить.

Зависание или износ щеток

Устранить зависание или заменить щетки.

Зависание или износ щеток Плохой контакт щеток с коллектором

Проверить динамометром усилие прижатия щеток к коллектору пружи­нами 0,85—1.4 даН (0,85—1,4 кгс). Зачистить шлифовальной шкуркой или проточить коллектор в случае его подгорания или выработки. Радиальное биение коллектора относительно шеек вала после проточки не более 0,05 мм

Износ контактных поверхностей деталей включения реле

Повернуть контактные

болты на 180°, а контактный диск другой стороной.

Пробуксовка муфты привода стартера (износ роликов или трещина в обойме)

Заменить привод

Короткое замыкание в обмотках возбуждения стартера

Заменить катушки возбуждения стартера

После пуска двигателя якорь стартера продолжает вращаться

Приварились контакты тягового реле

Выключить зажигание, отключить аккумуляторную батарею. Провернуть контактные болты на 180°, а контактный диск другой стороной

Заедание привода на шлицевой части вала

Очистить и смазать вал

При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствие характерного щелчка)

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядить или заменить

батарею

Ослабление крепления или окисление наконечников проводов аккумуляторной батареи

Очистить, затянуть крепление наконечников проводов и смазать вазелином

Ослабление соединений клемм и выводов катушек реле

Затянуть винты крепления или пропаять выводы обмоток катушек

Обрыв обмоток катушек внутри ярма

Заменить реле

Неисправность дополнительного реле или его электрических цепей

Устранить неисправность

Неисправность выключателя зажигания и стартера

Подключить контрольную лампу к клемме выключателя зажигания и к корпусу. Повернуть ключ по часовой стрелке в положение II включения стартера. Если при этом контрольная лампа не загорится, заменить выключатель зажигания

Система зажигания

Перебои в одном или нескольких цилиндрах двигателя

Нарушение зазора между контактами прерывателя

Отрегулировать зазор между контактами

Загрязнение контактов прерывателя

Протереть бензином контакты прерывателя

Прогар крышки между электродами, недосыл высоковольтных проводов

Заменить крышку

Перебои или отказ в работе одного из цилиндров двигателя. Двигатель работает неустойчиво

Нагар на тепловом конусе свечи

Очистить нагар пескоструйным аппаратом

Не работает свеча зажигания

Заменить свечу зажигания

Двигатель пускается и глохнет после пуска

Обрыв добавочного сопротивления (перегорание)

Заменить добавочное сопротивление

Двигатель не пускается

Неисправна катушка зажигания

Заменить катушку зажигания

Неисправен транзисторный коммутатор

Заменить транзисторный коммутатор

Контрольные вопросы.

А. Перед началом занятий

  1. Цель и методы диагностирования источников тока аккумуляторных батарей, генераторной установки.

  2. Диагностические параметры и основные неисправности источников тока.

  3. Правила приготовления электролита. Технические условия при диагностировании аккумуляторных батарей.

  4. Емкость аккумуляторной батареи и факторы, определяющие ее величину.

  5. Внешние признаки отказа в работе выпрямителей генераторной установки.

  6. Технические условия на проверку свечей зажигания.

  7. Влияние угла установки зажигания на мощность и экономичность работы двигателя

  8. Неисправности, определяемые приборами моделей Э102, Э107, Э108, Э203-О. Э203П, Э214.

Б. По окончании занятий

  1. Зависимость степени разряда аккумуляторной батареи от плотности электролита.

  2. Зависимость емкости аккумуляторной батареи от степени ее разряда, допустимые значения летом и зимой.

  3. Допустимый износ щеток генератора.

  4. Методы и средства определения технического состояния свечей зажигания непосредственно на двигателе.

  5. Величина зазора между электродами свечей зажигания. Его проверка и регулировка.

  6. Давление воздуха, при котором испытываются свечи зажигания.

  7. Определить качество установки момента зажигания

  8. Последовательность операций при установке момента зажигания.

  9. Последовательность операций при регулировке зазора между контактами прерывателя.

  10. Усилие между сомкнутыми контактами прерывателя