logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

5.11. Совместная работа элементов и программы управления твд

У ТВД одновальной схемы имеется два независимых регулирующих фактора – расход топливаGти угол установки лопастей винтав. Это позволяет у них осуществлять независимое управление двумя параметрами. Такими параметрами могут быть частота вращения ротораnи температура газа перед турбиной. По указанной причине на максимальных режимах работы одновальных ТВД в высотно-скоростных условиях может быть реализована программа управления

n = nmax = const; и = = const. (5.14)

Наибольшее распространение у одновальных ТВД получили САУ, в которых частота вращения ротора регулируется путем изменения в, а температура – изменениемGт. Для обеспечения программы управления (5.14) в полете подбирается закон подачи топлива, обеспечивающий косвенное поддержание постоянства температуры газа перед турбиной.

Рабочая линия (РЛ) на характеристике компрессора при программе управления (5.14) определяется как для одновального ГГ при n = const и = const, т.е. с использованием уравнения

= const nпр.

При этом расположение рабочей точки на РЛ зависит только от температуры .

Рис. 5.16. Рабочие линии на характеристике

компрессора одновального ТВД: при n = const,

= const (а); при дросселировании (б)

Условие баланса мощностейдля каждой точки рабочей линии (в отличие от одновального ГГ ГТД прямой реакции) здесь выполняется за счет регулирования величины мощности, передаваемой на винт, путем изменения угла установки его лопастейв. Точка 1 на рис. 5.16асоответствуетв.max(при), а точка 2 –в.min(при).

Дросселирование одновального ТВД при заданной температуре на входе может производиться с использованием различных РЛ в поле характеристик компрессора. Такими линиями, в частности, могут быть: линияa-б, соответствующая дросселированию при n = const, линия а-в, соответствующая одновременному снижению n и (что возможно, например, прив = const), линия а‑б‑в – отвечающая дросселированию по комбинированной программе: вначале по n = const, а затем по в = const и др. (рис. 5.16 б).

Наиболее выгодным, как показали исследования, является дросселирование одновальных ТВД при n=const, так как это обеспечивает быстрое снижение иNэкв практически при таких же значениях Сэкв, что и дает дросселирование, например, по линии а-в. Снижение в случае дросселирования приn = const благоприятно влияет на показатели надежности работы двигателя, так как на пониженных режимах значительно снижается температура . При таком дросселировании улучшается приемистость двигателя, поскольку отпадает необходимость раскрутки ротора, но затрудняется запуск из-за большого момента инерции вращающихся масс.

У ТВД со свободной турбинойна максимальных режимах работы также возможно применение (в области отсутствия других ограничений) программы управления

nв = nв.max = const; и ==const. (5.15)

И в этом случае условие =constобеспечивается за счет подачи топлива –Gт, а условиеnв=const– за счет установки лопастей винта –в.

Изменение параметров ГГ по при этом сохраняется таким же, как у ГТД других типов и, в частности, в области низких температур возможно ограничение поnт.к.пр.max, а на малых высотах и больших скоростях полета возникает ограничение по Ne max. Расчет характеристик ТВД (и ТВВД) с использованием характеристик ГГ является таким же, как для ТВаД (см.п.21.3).