logo search
Lab_rab_po_TO

4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес

Цель и содержание работы. Внешние временные факторы эксплуатации автомобиля значительно влияют на надежность работы узлов передних управляемых колес, которые должны обеспечивать безопасность движения и экономичность в расходе топлива. Резкое увеличение дорожных нагрузок вызывает повышенный износ подшипников ступиц колес и других сопряженных деталей в соединениях передней подвески автомобиля, что приводит к нарушению установки и управляемости передних колес, повышенному износу шин, перерасходу топлива и снижению устойчивости автомобиля.

Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам в диагностировании технического состояния подшипников ступиц колес и шкворневых соединений как наиболее важных узлов, обеспечивающих безопасность движения.

Оборудование рабочего места. Типовая осмотровая канава с ходовым автомобилем и подъемным устройством, прибор для проверки переднего моста модели Т-1, приспособление (рис. 53), набор инструмента автомеханика.

Состав и порядок выполнения работы.

1. Радиальный зазор Л и осевой зазор Б в шкворневом соединении (рис. 56) определяют по перемещению поворотной цапфы относительно шкворня при подъеме и опускании передней оси с помощью прибора Т-1, который состоит из штатива и индикатора часового типа. Штатив прибора необходимо закрепить на балке передней оси грузового автомобиля вблизи предварительно вывешенного колеса, а мерный штифт индикатора соприкасают с нижней частью опорного диска тормоза. Стрелку индикатора устанавливают на ноль шкалы. При опускании колесо отклонится наружу, и в результате в шкворневом соединении может быть обнаружен радиальный зазор А, а осевой зазор Б замеряют плоским щупом. Значения величины зазоров в шкворневых соединениях приведены в табл. 4.1.

В целях повышения точности измерений рекомендуется предварительно определить люфт в подшипниках ступиц передних колес, для чего надо подвести штифт индикатора к тормозному бара­бану и выбрать специальным клином люфт в шкворневых соединениях, а затем, покачивая вывешенное колесо в вертикальной плоскости, определить люфт в подшипниках. Полученное значение величины надо вычесть из суммарного люфта в шкворневых соединениях.

Люфт в подшипниках всех колес легковых автомобилей не допускается, а на передних колесах грузовых автомобилей до 0,15 мм.

2. При регулировке подшипников ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-3102 (рис. 57) надо:

3. Для регулировки подшипников ступиц колес грузовых автомобилей ЗИЛ, МАЗ, и КамАЗ:

Регулировка подшипников ступиц задних колес производится при снятых полуосях и вывешенных колесах с помощью регулировочной гайки. Момент затяжки гайки 60—80 Н*м при одновременном вращении колеса в обоих направлениях, а затем надо отвернуть гайку на 1/3 оборота (120°), установить замочную шайбу и затянуть контргайку моментом 250—300 Н*м. При этом колесо должно свободно вращаться, а подшипники не иметь заметного зазора.

По окончании работы учащиеся должны составить отчет, заполнить накопительную карту измерений, оформить карту эскизов и сделать техническое заключение.