logo search
Теория авиационных двигателей (РИО)

1.6. Оптимальное распределение работы цикла между контурами в трдд без смешения потоков

При разработке ТРДД возникает вопрос, как распределить работу цикла между контурами, чтобы получить максимальную удельную тягу двигателя.

Передача работы воздуху наружного контура осуществляется с помощью компрессора низкого давления, который принято называть вентилятором. Изменять величину этой работы можно за счет изменения степени повышения давления в КНД . (Часто вместоиспользуют символили ). При изменении будет изменяться и величина работы

,

потребная для привода во вращение КНД. Поэтому необходимо изменять и работу расширения газа в турбине, которая передается частично в наружный контур. Таким способом можно управлять распределением работы цикла

Lц = (1.13)

между контурами.

Например, увеличение работы Lе =mLкII, передаваемой из внутреннего контура в наружный, как следует из выражения

, (1.14)

будет приводить к увеличению скорости истечения воздуха ссII из сопла наружного контура (рис.1.13), а в соответствии с (1.13) при заданной величине Lц – к уменьшению скорости истечения газов из сопла внутреннего контура. Это вызовет изменение тяги двигателя

Р=PI+PII=GвIPудI+GвIIPудII,

Рис. 1.13. Схема двухконтурного

двигателя с раздельными контурами

создаваемой обоими контурами вместе. В этом выражении PудI=(ccIV) – удельная тяга внутреннего, а PудII= (ccIIV) – удельная тяга наружного контура. В соответствии с этим удельная тяга двигателя с раздельными контурами определяется по формуле

. (1.15)

Оптимальным распределением работы цикламежду контурами двухконтурного двигателя будем считать такое, при котором его удельная тяга достигает максимума.

Определим это распределение при условии, что Lц, m, ηII и V неизменны, а изменяется лишь LкII, т. е. величина работы, передаваемой из внутреннего контура через вентилятор воздуху, протекающему через наружный контур. Для этого возьмем производную от функции (1.15) по LкII и, приравняв ее к нулю, получим следующее условие максимума Руд

. (1.16)

Из формул (1.13) и (1.14) при принятых выше условиях следует, что

и.

Подставив значения этих производных в выражение (1.16), получим

. (1.17)

Таким образом, при оптимальном распределении Lц между контурами ссII = ηIIссI , причем ссII тем меньше ссI, чем ниже ηII, т. е. чем выше гидравлические потери в наружном контуре. При отсутствии гидравлических потерь в наружном контуре (ηII= 1), оптимальному распределению работы цикла между контурами соответствует равенство скоростей истечения газа и воздуха из этих контуров. При принятых допущениях максимальной удельной тяге соответствует минимальный удельный расход топлива, поскольку

, (1.18)

а величины gт=Gт/GвI и m не изменяются.

Определим значение степени повышения давления в вентиляторе , соответствующее оптимальному распределению работы цикла между контурами. Для этого установим, как от зависят скорости истечения газа и воздуха, удельная тяга и удельный расход топлива двигателя.

Увеличение приводит к повышениюLкII, а значит в соответствии с формулой (1.14) – к возрастанию скорости истечения воздуха из наружного контура ссII (рис. 1.14). Но при этом увеличивается и величина работы Lе = mLкII, передаваемой из внутреннего в наружный контур, что при неизменной Lц в соответствии с формулой (1.13) приводит к уменьшению ссI. Как видно из рисунка, при увеличении удельная тяга вначале возрастает и достигает максимального значения приссII= ηІІссI. Это значение и является оптимальным. Дальнейшее увеличениеуже приводит к снижениюРуд. Удельный расход топлива в соответствии с формулой (1.18) изменяется обратно пропорционально Руд.

Такой характер изменения Руд объясняется изменением потерь кинетической энергии со струями газа и воздуха, покидающими двигатель. Это приводит к изменению тягового КПД двигателя, характеризующего, как отмечалось выше, эффективность преобразования работы цикла в тяговую работу.

Рис. 1.14. Влияние наРудиСуд

ТРДД(Н= 0; МН=0; σвх= 1;m= 1;

= 25;Тг* = 1600;= 0,84)

Рис.1.15. Влияние m и Н на

(=25;Т*г=1600 К;=0,84)

Скорости истечения газа и воздуха из сопел внутреннего и наружного контуров двигателя соответственно равны

, .

Так как температура воздуха в наружном контуре за вентилятором значительно ниже температуры газов за турбиной, то, как видно из формул и из рис. 1.14, для получения равных или близких по величине скоростей истечения газа ссI и воздуха ссII давление за вентилятором должно быть значительно выше давления за турбиной.

Значение (илиLкIIопт) для ТРДД с раздельными контурами зависит от многих факторов. Влияние наиболее важных из них можно проанализировать, приняв для упрощения ηІІ = 1. Тогда оптимальному распределению работы между контурами будет соответствовать равенство скоростей истечения из этих контуров, т. е. ссI= ссII, и из формул (1.13) и (1.14) получим

. (1.19)

Таким образом, любой фактор (π, Δ, ηс, ηр, Т*в), приводящий к изменению работы цикла, а значит и LкIIопт , приводит к изменению . Например, увеличение высоты полета при неизменном значении температуры перед турбиной ведет к увеличениюLц за счет увеличения Δ=Т*г/Тн и в соответствии с формулой (1.19) – к увеличению LкIIопт и, следовательно, . Увеличение степени двухконтурности приводит к уменьшениюLкIIопт и соответственно (рис.1.15).