1. Система менеджмента безопасности движения. Общие сведения о системе менеджмента безопасности движения (СМБД)
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
Эффективность самым непосредственным образом связана с обеспечением безопасности движения поездов [2].
В целях повышения уровня безопасности движения поездов и создана система менеджмента безопасности движения, а так же:
- вовлечения в деятельность по обеспечению безопасности движения всех организаций, участвующих в перевозочном процессе;
- в целях гармонизации подходов и требований к ней с подходами и требованиями к СМБД зарубежных железных дорог [8].
Под системой менеджмента безопасности движения понимается - система менеджмента для руководства и управления организацией холдинга "РЖД" применительно к безопасности движения. Система менеджмента безопасности движения представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга "РЖД", реализующая управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью движения, способствующая достижению целей и решению задач безопасности движения, включающая в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий, правила и процедуры, а также процессы мониторинга и оценивания [3].
Основной целью СМБД является эффективное обеспечение и системное улучшение уровня безопасности движения в ОАО «РЖД».
Термин «Эффективное» означает, что обеспечение гарантированной безопасности достигается рациональными способами с оптимальными затратами и не в ущерб бизнесу. Необходимо сделать так, чтобы получить наилучший результат по безопасности и при этом не ухудшить показатели эффективности бизнес-процессов, а улучшить их.
Термин «Обеспечение» означает, что система готова предоставить совокупные доказательства обеспечения безопасности, как по отдельным процессам, так и системы в целом, т.е. создание уверенности у всех пользователей системы в том, что она обеспечивает гарантированный уровень риска.
Термин «Системное» означает, что менеджмент выстраивается как совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивая принцип равной безопасности основных элементов системы. Безопасность является результатом деятельности взаимосвязанных операционных процессов, над которыми выстраиваются системы, процедуры управления конкретными операционными процессами (перевозочный процесс, содержание и управление инфраструктурой, управление тягой и прочие, которые вносят основной вклад в безопасность). Процессный подход является базисным в рассматриваемом подходе [8].
Задачами СМБД являются:
- изучение проблем безопасности движения с позиций требований государства и общества, клиентуры организаций холдинга "РЖД", взаимодействия со сторонними организациями и внутренних взаимодействий;
- принятие качественных решений по обеспечению безопасности движения на основе изучения проблем в этой области и использования современных управленческих технологий;
- объективное установление обстоятельств и выявление причин возникновения транспортных происшествий и событий;
- оценка действий персонала организаций холдинга "РЖД", а также сторонних организаций, производственная деятельность работников которых связана с обеспечением безопасности движения, на соответствие требованиям соответствующих нормативных документов, а также оценка готовности этих работников к практической деятельности;
- оформление материалов и результатов функционирования СМБД в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в этой области.
Для выполнения задач СМБД необходимо наличие в СМБД следующих ее основных элементов (компонентов):
- принятая политика в области безопасности движения, одобренная руководителем и доведенная до сведения всего персонала;
- установленные качественные и количественные цели холдинга "РЖД" и каждой его организации;
- процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов, поддерживающих их стандартов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других правил, относящихся к СМБД;
- процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий;
- поддержание компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД и обеспечение способности выполнения им соответствующих задач;
- процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализа СМБД со стороны руководства, а также принятия необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий [3].
- Введение
- 1. Система менеджмента безопасности движения. Общие сведения о системе менеджмента безопасности движения (СМБД)
- 1.1 Культура безопасности движения. Влияние человеческого фактора на безопасность движения
- 1.2 Безопасность движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения
- 2. Анализ хозяйственной деятельности Иркутской дистанции электроснабжения
- 2.1 Характеристика предприятия
- 2.2 Анализ основных показателей деятельности хозяйства электроснабжения
- 3. Оценка состояния культуры безопасности
- Дистанция электроснабжения (эч)
- 2.Структура дистанций электроснабжения.
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- 2.1 Организация обучения и проверка знаний по охране труда в дистанции электроснабжения
- Производственная и управленческая структура дистанции электроснабжения
- 7. Хозяйство электрификации и электроснабжения:
- 3.10. Хозяйство электрификации и электроснабжения
- Хозяйство электроснабжения