4.2 Построение тяговой характеристики автомобиля
Тяговой характеристикой автомобиля называется зависимость свободной силы тяги от скорости движения на различных передачах в заданных дорожных условиях.
Тяговые характеристики автомобиля строится в следующей последовательности:
1) По ВСХД определяется МК и NЕ при работе двигателя с различными частотами вращения коленчатого вала ДВС.
2) Для каждой передачи определяем скорость движения автомобиля Vi соответствующее текущему значению частоты вращения коленчатого вала двигателя ni.
, (11)
где rк - кинематический радиус колеса, - передаточное число трансмиссии.
, (12)
где = 0,526 м - статический радиус колеса, = 0,561 м - свободный радиус колеса.
, (13)
где - передаточное число коробки передач на i передаче,-передаточное число главной передачи.
3) На каждой передаче для каждой скорости определяем тяговую силу PTi на ведущих колесах автомобиля:
, (14)
где МК - крутящий момент двигателя, KР - коэффициент коррекции, учитывающий затраты мощности на привод вспомогательных механизмов и систем двигателя и автомобиля; Кр=0,95, -динамический радиус колеса, == 0,526 м.
4) На каждой передаче для каждой скорости определяем силу лобового сопротивления PB:
, (15)
5) Рассчитываем свободную силу тяги:
, (16)
По формулам (11-16) рассчитываем:
;
;
;
;
;
Н.
Выполняем расчет по вышеуказанным формулам, заносим результаты в табл. 5 и строим тягово-скоростную характеристику (см. рис. 2).
Рис. 2. Тягово-скоростная характеристика автомобиля Урал 65514:
1-9- зависимости РСВ = f(V) соответственно на 1-9 передачах в коробке передач; 10 - зависимость РК = f(V).
По графику тяговой характеристики автомобиля (рис.2.) определим:
1. Максимальную скорость
Максимальная скорость может ограничиваться либо частотой вращения коленчатого вала, либо дорожными условиями. В нашем случае максимальная скорость ограничивается дорожными условиями, т.к. кривые Pсв=f(V) и Рк=f(V) пересекаются. Выбираем 8 скорость, так как на ней большая максимальная скорость. Значит, максимальная скорость Vmax=22,5 м/с=81км/ч.
2. Наибольший дополнительный уклон
Выбираем по графику тяговой характеристики наибольшее расстояние между кривыми Pсв=f(V) на 8 передаче и Рк=f(V) - это избыточная сила Ризбмах=3791,96 Н.
Для определения наибольшего дополнительного уклона приравниваем
, (17)
где РП - сила сопротивлению подъему
. (18)
Из формул 1.17 и 1.18 выразим:
, (19)
.
Определяем наибольший дополнительный уклон:
, (20)
.
3. Наибольшее ускорение
Из предыдущего пункта Ризбмах=3791,96 Н при скорости V=12,01 м/с.
Для определения наибольшего ускорения приравниваем:
, (21)
где: РИ - сила сопротивления разгону.
, (22)
где дВР - коэффициент учета вращающихся масс
, (23)
где дВР1 - коэффициент учета вращающихся масс деталей, связанных с коленчатым валом двигателя;
дВР2 - коэффициент учета вращающихся масс деталей, связанных с колесами автомобиля.
Принимаем дВР1=дВР2=0,05.
;
Из формулы 3.2.12 выразим ускорение:
, (24)
м/с2.
- 1. Выбор исходных данных, используемых в работе
- 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
- 3. Определение коэффициента полезного действия (КПД) трансмиссии на отдельных передачах
- 4 Определение тягово-скоростных свойств автомобиля
- 4.1 Определение фактора обтекаемости
- 4.2 Построение тяговой характеристики автомобиля
- 4.3 Построение динамической характеристики автомобиля
- 4.4 Построение мощностной характеристики
- 5. Построение разгонной характеристики автомобиля
- 5.1 Определение максимальной скорости движения автомобиля на i-ой передаче
- 5.2 Построение зависимости ускорения автомобиля от скорости движения на каждой передаче
- 5.3 Расчёт разгонной характеристики автомобиля
- 6. Топливная экономичность автомобиля
- Список литературы
- 1.3. Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля
- Тема 1. Эксплуатационные свойства автомобилей…………………......4
- 2.Содержание и задачи теории эксплуатационных свойств. Условия эксплуатации автомобилей.
- Основные эксплуатационные свойства автомобиля
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Тема 4.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- 45.Автомобили, основные технико-эксплуатационные свойства автомобилей.