2.2.1 Проверочный расчет ведущего вала на усталостную прочность
Проверочный расчет ведущего вала на усталостную прочность ведется по длительно действующей номинальной нагрузке без учета кратковременных пиковых нагрузок, число циклов которых невелико и не влияет на сопротивление усталости.
Проверочный расчет вала заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасном сечении.
1. Определяют силы в зубчатом зацеплении:
окружная сила
;
осевая сила
;
радиальная сила
.
2. Составляют расчетную схему (см. рис. 14), на которую наносят все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскости их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной и вертикальной).
В данном случае n = 80 мм;
m = 20 мм.
3. Определяют реакции в опорах вала в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 14).
4. В вертикальной и горизонтальной плоскостях строят эпюры изгибающих MY и MX и крутящего момента Мкр (рис. 14).
5. Устанавливают опасные сечения (обычно опасные сечения проходят под зубчатыми колесами).
6. В опасных сечениях определяют суммарный изгибающий момент как векторную сумму моментов, действующих в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:
.
Рисунок 14 - Расчетная схема сил и эпюры моментов на выходном валу
7. Для каждого из установленных опасных сечений определяют расчетный коэффициент запаса прочности S и сравнивают его с допускаемым значением [S], принимаемым обычно 1,3 ч 2,1:
;
где Sу и Sф - коэффициенты запаса прочности соответственно по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
;
;
где (у-1)D, (ф-1)D - пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении;
уа, фа - амплитуды напряжений цикла;
уm, фm - средние напряжения цикла;
шу, шф - коэффициенты чувствительности к ассиметрии цикла напряжений.
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении определяются по зависимостям:
;
;
где у-1, ф-1 - пределы выносливости материала вала для гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения;
(Kу)D, (Kф)D - коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала.
Пределы выносливости материала вала у-1, ф-1 принимаются по таблицам [2, с.72] и для стали 40Х составляют у-1 = 410 МПа, ф-1 = 240 МПа.
Коэффициенты (Kу)D, (Kф)D вычисляются по формулам:
;
;
где Kу, Kф - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Kd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала (при диаметре вала d = 40 мм Kd = 0,73);
KF - коэффициент влияния шероховатости (при параметре шероховатости Ra = 3,2 ч 0,8 KF = 1,0 ч 1,15);
KV - коэффициент влияния поверхностного упрочнения (при закалке KV = 1,3 ч 1,5).
Числовые значения коэффициентов Kу и Kф выбираются по таблицам в зависимости от вида концентратора напряжений. Для шлицевых и резьбовых участков валов и для валов-шестерен по таблице [2, с.81] при пределе прочности уВ = 900 МПа Kу = 1,7 и Kф = 2,65.
Амплитуды напряжений цикла уа, фа и средние напряжения цикла уm, фm определяют в зависимости от цикла изменения напряжений.
При расчетах валов на усталостную прочность принимают, что напряжения изгиба меняются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу.
При симметричном цикле напряжений изгиба
;
;
где МИУ - суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении;
Wнетто - осевой момент сопротивления сечения вала, определяемый по формуле:
.
При отнулевом цикле касательных напряжений
;
где Мкр - крутящий момент;
WK нетто - полярный момент сопротивления сечения вала, определяемый по формуле:
.
Коэффициенты чувствительности к ассиметрии цикла напряжений шу, шф определяются по таблицам [2, с.72] и для стали 40Х составляют шу = 0,1 и шф = 0,05.
Следовательно, коэффициент запаса прочности
;
;
.
- Введение
- 1. Расчет показателей эксплуатационных свойств автомобиля Kia Cerato 1.6
- 1.1 Технические характеристики автомобиля Kia Cerato 1,6
- 1.2 Внешняя скоростная характеристика двигателя
- 1.3 Тяговая характеристика автомобиля. Тяговый баланс
- 1.4 Динамический фактор и динамическая характеристика
- 1.5 Ускорение, время и путь разгона
- 1.6 Топливно-экономическая характеристика автомобиля
- 1.7 Тормозная динамика автомобиля
- 1.8 Проходимость автомобиля
- 1.9 Управляемость автомобиля
- 1.10 Устойчивость автомобиля
- 2. Проверочный расчет раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66
- 2.1 Проверочный расчет зубчатых передач
- 2.1.1 Проверочный расчет на контактную выносливость
- 2.1.2 Проверочный расчет на выносливость при изгибе
- 2.2 Расчет валов
- 2.2.1 Проверочный расчет ведущего вала на усталостную прочность
- 2.2.2 Проверочный расчет промежуточного вала на усталостную прочность
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- 110. Устройство и работа раздаточной коробки газ-66
- 2.1.1 Классификация раздаточной коробки и применение их на марках автомобильной техники.
- 21. Раздаточные коробки. Применение.
- Дополнительные и раздаточные коробки
- 2.Содержание и задачи теории эксплуатационных свойств. Условия эксплуатации автомобилей.
- Снятие раздаточной коробки с автомобиля и ее установка
- 19. Раздаточная коробка автомобиля газ-66-11. Назначение, устройство и работа.
- (26) Устройство и работа раздаточной коробки автомобиля Урал-4320