3.1 Определение основных размеров колесной пары. Расчет оси и колеса
При условном (приближённом) методе расчёта на прочность ось рассматривается в статическом состоянии, на неё действует система сил (см. рис.16), состоящая из вертикальной силы, равной и горизонтальной:
,
где - максимальная статическая расчётная или фактическая нагрузка от кол- ёсной пары на рельсы.
Множители в выражениях по определению горизонтальной и вертикальной сил учитывают динамической действие сил соответственно в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Рис. 16 Схема действия сил при условном методе расчёта оси колёсной пары
Расчёт и выбор соответствующих значений величин будем производить, руководствуясь Нормами для расчёта и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) и ГОСТом 4835-80.
Исходные данные:
тип оси колёсной пары - РУ1Ш;
фактический диаметр шейки оси мм;
фактический диаметр подступичной части оси мм;
фактический диаметр середины оси мм;
допускаемый износ по длине шейки оси м.
осевая нагрузка т;
количество осей вагона ;
вес брутто вагона т.
Вычисление нагрузок.
Осевая нагрузка (выраженная в единицах СИ), Н:
;
Н = 0,229 МН.
Вес колёсной пары (выраженный в единицах СИ), Н:
,
где - масса колёсной пары РУ1Ш, = 1,2 т;
Н.
Вертикальная нагрузка, действующая на колёсную пару, Н:
;
Н.
Определение изгибающих моментов.
Изгибающий момент в первом расчётном сечении, :
,
где - расстояние от центра оси колёсной пары до центра тяжести кузова, = 1,45 м;
- расстояние между центрами приложения нагрузки на шейки, = 2,036 м;
- длина шейки оси, = 0,19 м;
- коэффициент, учитывающий увеличение длины шейки при износе бурта (вводится для букс с подшипниками скольжения), = 0;
? 0,020.
Изгибающий момент во втором расчётном сечении, :
,
где - половина расстояния между центрами приложения нагрузки на шейки, м: ;
м;
s - половина расстояния между кругами катания, м:
,
где 2s - расстояние между кругами катания, 2s = 1,58 м;
м;
- радиус средне изношенного колеса, = 0,45 м;
?
? 0,098.
Изгибающий момент в третьем расчётном сечении, :
;
? 0,056.
Нахождение диаметров оси.
Диаметр шейки оси, мм:
,
где - допускаемое напряжение для шейки оси, Па;
мм ? 0,1201 м.
С учётом припусков на обработку окончательно принимаем, мм:
;
мм ? 0,1221 м.
Замечаем, что условие ?
выполняется.
Диаметр подступичной части оси, мм:
,
где - допускаемое напряжение для подступичной части оси, Па;
мм ? 0,1823 м.
С учётом припусков на обработку окончательно принимаем, мм:
;
мм ? 0,1883 м.
Замечаем, что условие
?
выполняется.
Диаметр средней части оси, мм:
,
где - допускаемое напряжение для средней части оси, Па;
мм ? 0,1542 м.
С учётом припусков на обработку окончательно принимаем, мм:
;
мм ? 0,1602 м.
Замечаем, что условие ? выполняется
Вывод: по результатам условного метода расчёта при осевой нагрузке т условие прочности оси колёсной пары РУ1Ш грузового вагона обеспечено, так как все рассчитанные диаметры оси меньше допускаемых.
- Введение
- 1.Общее устройство вагонов
- 1.1 Обзор и анализ вагонов проектируемого типа, и обоснование основных предложений по совершенствованию конструкций
- 1.2 Технико-экономические показатели вагона прототипа (цистерны 15-869)
- 1.3 Вписывание вагона в габарит
- 1.4 Кузов вагона
- 1.5 Ходовые части вагона
- 1.6 Автосцепное оборудование
- 1.7 Тормозное оборудование
- 2. Расчет кузова вагона на прочность
- 3. Расчет ходовых частей вагона
- 3.1 Определение основных размеров колесной пары. Расчет оси и колеса
- 3.2 Выбор буксовых подшипников
- Общие требования. Изготовление котлов цистерн. Общая сборка цистерн. Испытания и приемка. Общие требования
- 6.2 Четырехосные тележки
- 35. Конструкция и основные параметры четырехосной грузовой тележки
- 1.1.Устройство котла цистерны 15-1519
- Тб при обработке цистерн.
- 7.1. Перевозка суг в железнодорожных цистернах
- 2.1.1.Железнодорожные цистерны.