logo
Анализ влияния состояния водителя на безопасность движения

1.4 Методы изучения процесса восприятия водителем дорожных условий

Получение объективных количественных показателей, характеризующих процесс восприятия дорожных условий и надежность работы водителя, является одной из основных трудностей при решении проблемы безопасности движения.

В арсенале исследователей, изучающих процесс восприятия информации оператором в реальных трудовых условиях, имеется довольно широкий выбор методов исследования. Наиболее простой из них, применяемый, как правило, на первом этапе изучения какого-либо процесса, - метод словесного отчета испытуемого. Он позволяет получить самые общие представления о процессе и не требует специальной аппаратуры. Испытуемый может давать ответы на заранее поставленные вопросы в процессе выполнения своих обычных производственных обязанностей или, вспоминая свои субъективные ощущения, излагать их в виде ответов в специальных анкетах. Точность этого метода при большом количестве испытаний достаточно высока, но возможности ограничены: с его помощью можно определить лишь субъективное ощущение водителем воспринимаемых стимулов и невозможно получить объективные данные о функциональном состоянии водителя в конкретный момент времени. Кроме того, данный метод позволяет получать сведения о процессе восприятия дискретно, а не непрерывно. Большое распространение в настоящее время получил метод изучения восприятия водителем дорожных условий через его решения, принимаемые под влиянием различных сочетаний изучаемых факторов, главным образом через изменение скорости и траектории движения автомобиля. Большая часть достижений в области совершенствования норм методов проектирования дорог и организации движения связана именно с этим методом. С его помощью нормируются элементы дорог и подбираются их сочетания, решаются вопросы обеспечения пропускной способности дорог, организации и безопасности движения.

При измерении режима движения транспортного потока прямого контакта исследователя с водителем нет. Поэтому изучение процесса восприятия идет по принципу "черного ящика". Это недостаток данного метода. Процесс восприятия водителем дорожных условий может быть раскрыт лишь в том случае, если будет возможность получать о нем объективные данные, регистрируемые с самого водителя. В этом отношении интерес представляют методы исследований, применяемые в психологии, физиологии человека и инженерной психологии.

Из большого количества методов, применяемых в инженерной психологии, интерес представляют те, которые удовлетворяют, как минимум, двум требованиям: они должны давать количественные характеристики психофизиологического состояния водителя и применение их не должно нарушать обычных трудовых условий. Такие методы оценки должны обеспечивать не дискретное, а непрерывное получение информации о функциональном состоянии водителя во время движения. К их числу относятся электрофизиологические методы исследований: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электрокардиограмма (ЭКГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), а также окулография (ОКГ) и методы оценки функционального состояния зрительной системы - критическая частота мельканий (КЧМ), фосфен (возникновение ощущения мерцающего свечения на краях поля зрения при прямом раздражении сетчатки глаз переменным током).

Применение электрофизиологических и психологических методов исследования состояния центральной нервной системы человека основано на теоретических положениях, определяющих и методику измерений. В дорожных исследованиях в качестве основных показателей, отражающих процесс восприятия водителем дорожных условий, используются, как правило, ЭКГ, КГР, ОКГ и частично ЭЭГ, а как дополнительные - ЭМГ, КЧМ, фосфен и испытания водителей с применением тестов. Продуктивность использования этих показателей для качественной оценки работы сенсорной системы водителя доказана в многочисленных исследованиях.