Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру
1.7 Вероятность случайного выхода судна из своей полосы движения и попадания в соседнюю полосу встречного движения Qвп
Вероятность попадания судна в соседнюю полосу встречного движения обусловлена случайными причинами и зависит от ширины установленных полос движения и зоны разделения, а также от величины погрешностей в месте судна.
Поскольку ширина полосы движения или фарватера, как правило, устанавливается с учетом возможных погрешностей в определении места судна, то его выход в соседнюю полосу при наличии зоны разделения является событием весьма редким, но, тем не менее, с вероятностной точки зрения вполне возможным. Чем уже полоса установленного движения и чем больше ошибка местоположения судна, тем больше вероятность его выхода за пределы своей полосы.
Поскольку рассматривается вероятность столкновения с встречным судном, перемещающимся по соседней полосе, то при оценке вероятности попадания судна в полосу встречного движения необходимо исходить из вероятности появления двух несовместных событий: или свое судно окажется в полосе встречного движения, или судно, перемещающееся по соседней полосе, окажется в полосе движения нашего судна.
Поэтому вероятность Qвп нахождения судов в полосе встречного движения (или в одной, или в другой) оценивается формулой:
Qвп = Qвп(1 - Qвп) + Qвп(1 - Qвп).(1.7.1)
где: Qвп - вероятность выхода на полосу встречного движения своего судна; Qвп - вероятность попадания в нашу полосу движения встречного судна.
Пример.
Вероятность получения качественной обсервации по формуле 1.2.3 для участка плавания подходы к Новороссийску составляет 0,985 при условии использования системы NAVSTAR Ро= РпРоб=0,99*0,995=0,985
Вероятность получения координат судна с помощью систем счисления по формуле 1.3.1 составляет 0,97:
Рсч = РлРИНС + Рл(1 - РИНС) + РИНС(1 - Рл) + (1 - Рл)(1 - РИНС)
Рл=0,94; РИНС=0,95; Рр=0,9; Рт=0,996.
Подставляя Рсч и Ро в формулу 1.2.1 получаем Рн=0,98.
Вероятность плавания безопасного от столкновения с другими судами Ру=(1-Q)*Pp. Для данного штурманского состава составляет Pp=0,9, а Q=0,1. Следовательно, Ру=0,81.
Отсюда РНБП по формуле 1.1.1 равна 0,8=80%