logo
Анализ влияния состояния водителя на безопасность движения

1.3 Дорожные условия как фактор, определяющий надежность работы водителя

Количество происшествий, в которых ошибки водителя являются основной или сопутствующей причиной, остается все же довольно высоким. Эти причины можно разделить на две группы: связанные с дисциплинированностью водителя и особенностями работы сенсорной системы. Первая причина - субъективная и является задачей, решаемой при профотборе водителей, а также в процессе надзора и управления дорожным движением органами УДП МВД РК. Вторая причина - объективная, не зависящая от воли и желания водителя, и происшествия, вызываемые особенностями работы сенсорной системы водителя, могут быть исключены, если устранить условия, при которых психофизиологические особенности водителя будут причиной несвоевременного обнаружения и расшифровки сигнала или могут вызвать ошибку в восприятии дорожных условий.

Эта задача инженерная, но для решения ее необходимо знание характеристик основных показателей, определяющих личностные качества водителя, восприятие им дорожной обстановки и динамику их изменений под влиянием условий работы.

Безопасность движения определяется надежностью работы всех элементов комплекса автомобиль - водитель - дорога. Надежность дорожного движения можно представить в виде произведения вероятности безотказной работы каждого из звеньев комплекса автомобиль - водитель - дорога:

ДВАВД. (1.1)

Вероятность безотказной работы автомобиля также определяется как произведение вероятностей РАi безотказной работы отдельных его узлов и агрегатов:

РА= РАi (1.2)

Под надежностью автомобильной дороги понимают ее способность обеспечивать безопасное расчетное движение со скоростью, близкой к оптимальной, в течение заданного срока службы, а под количественной оценкой надежности дороги - вероятность безопасного движения при определенных скоростях в течение заданного времени. Эта вероятность зависит как от вероятности безотказной работы всех элементов дороги, так и от погодных условий, резко меняющих транспортно-эксплуатационные характеристики.

В общем виде надежность самой дороги как звена общего комплекса, так же как и для автомобиля, выражается формулой (1.2), а сомножители Рi означают безотказную работу отдельных элементов дороги и вероятность того, что транспортно-эксплуатационные качества ее не снизятся до величины, представляющей опасность для движения.

Значительно сложнее вычислить надежность работы водителя. Под надежностью оператора понимается свойство выполнять заданные функции в заданных условиях. Количественно оно оценивается по параметрам (наработка, наработка на отказ, суммарная наработка и др.) и вероятностным характеристикам (вероятность безотказной работы, вероятность отказов, интенсивность работы и др.).

В качестве основных показателей надежности оператора в зависимости от вида операторской деятельности специалистами общей и инженерной психологии предлагается выбирать способность быстро и безошибочно принимать решения в ситуации выбора и в стрессовой ситуации, способность к быстрому приему и переработке информации.

Особым вопросом является количественное выражение надежности оператора, которую разные авторы предлагают определять как отношение численной характеристики какого-либо показателя в данный момент к среднему или оптимальному значению. В качестве такого показателя предлагается продуктивность работы оператора, время его реакции, скорость переработки информации. В некоторых работах надежность оператора количественно характеризуют частотой ошибок, приводящим к отказам, продолжительностью или точностью выполнения особо важных операций.

Для оптимизации норм, методов проектирования дорог и организации движения знание точного количественного выражения надежности работы водителя не обязательно. Для практического использования этого показателя достаточно знать качественные показатели динамики продуктивности работы водителя и связь этой динамики с дорожными условиями.

В теории надежности основным показателем надежности функционирования является отказ системы. Под этим термином обычно понимается невозможность выполнения системой своих функций при не поступлении сигнала из-за перегрузки или выхода из строя одного из ее блоков, а также ошибочные действия. У водителя отказами, в понятиях теории надежности, являются ошибки при восприятии и опознании объектов дорожной обстановки, принятии решений, выполнении управляющих действий, которые могут создать аварийную обстановку или вызвать ДТП, а также прекращение работы под влиянием стрессовых воздействий, нарушение временных режимов работы.

Применительно к водителю понятия надежности и отказа имеют более широкое значение, чем для механических или для радиорелейных систем. Они охватывают не только собственно отказ из-за перегрузки, но и изменение состояния организма водителя и его психофизиологических показателей под влиянием дорожных условий.

Большинство характеристик надежности оператора, в качестве которых выступают психофизиологические функции, имеют лишь качественную оценку, но, несмотря на это, могут применяться как объективные показатели надежности водителя, поскольку динамику их изменения можно связать со сложностью дорожной обстановки.

Влияние условий работы, личностных качеств водителя и его психофизиологического состояния на надежность работы показано на рисунке 1.

Рисунок 1 Факторы, определяющие надежность работы водителя

Сегодняшний уровень познания психики человека, механизмов восприятия и переработки информации еще не позволяет дать количественную однозначную оценку надежности работы не только водителя, но и оператора вообще. Поэтому при решении данной проблемы приходится прибегать к косвенным показателям, таким как скорость переработки информации и время простой и сложной реакций. Большинство исследований в области организации движения направлено именно на изучение этих показателей. Результаты

исследований, совместно проводимых инженерами и психологами, представляют значительный интерес для дорожников, тем более, что зная закономерности изменения отдельных показателей надежности работы водителя, можно уже на стадии проектирования дороги устранять опасные места и исключать ситуации, снижающие показатели работы водителя. Эти же данные для целей организации движения являются основой при разработке методов и средств передачи водителю информации о дорожных условиях и рекомендуемом режиме движения.