logo
Алгоритм обнаружения попадания самолета в условия сдвига ветра и оптимизация вывода

Введение

Немаловажное влияние на безопасность полетов оказывает такое атмосферное явление, как сдвиг ветра - изменение направления и (или) скорости ветра в атмосфере на очень небольшом расстоянии. Сдвиг ветра, как правило, возникает вблизи или под кучево-дождевыми облаками, в зоне атмосферных фронтов, при наличии инверсий у поверхности земли, а также в горной местности и прибрежных районах.

Особо опасным является резкое изменение ветрового режима в приземном слое вдоль траектории движения самолета, которое может оказаться неожиданным для экипажа. Летательный аппарат пересекает самый нижний слой атмосферы в такое короткое время, что ограниченный запас высоты, скорости и приемистости двигателей не всегда позволяет своевременно парировать влияние резкого изменения ветра, что явилось в ряде случаев одной из главных причин летных происшествий. В связи с этим в совместных решениях Комиссии по авиационной метеорологии ВМО и ИКАО указывается на необходимость сообщения экипажам подробной информации об изменениях ветра в нижнем слое атмосферы для взлета и захода на посадку.

В еще большей степени сдвиг ветра опасен для самолетов сверхлегкого класса, имеющих малую массу, относительно небольшую скорость полета и невысокую тяговооруженность.

Бортовое оборудование в авиастроении всегда играло огромную роль. С его совершенствованием увеличивалась простота управления летательным аппаратом и безопасность полетов, сокращалось время на обучение экипажа. В настоящее время все большую часть функций стали брать на себя системы дистанционного управления и бортовые вычислители. Поэтому разработка алгоритмов бортовой системы обнаружения сдвига ветра является актуальной и может найти свое применение.

Целью данной работы является разработка алгоритма обнаружения попадания самолета в условия, связанные со сдвигом ветра, в предположении что спутниковая система навигации (GPS, ГЛОНАСС) отсутствует, либо из-за недостатка спутников, не выдает путевую скорость или отказывает; информирование летчика и поиск оптимального выхода самолета из этих условий. Проверка разработанных алгоритмов проводились на тренажере самолета Сигма-4, имеющим уровень FNPT II по нормам JAR-FSTD-A.