logo
Автопогрузчик, его устройство и технологии перемещения контейнерных грузов

2. Устройство и основные параметры

Автопогрузчики относятся к универсальным подъемно-транспортным машинам и широко применяются на погрузочно-разгрузочных работах с мало- и среднетоннажными контейнерами. Для крупнотоннажных контейнеров используют созданные специальные автопогрузчики.

Для работы со среднетоннажными контейнерами используются автопогрузчики 4016 с безблочной стрелой, к крюку которой подвешивают стропы или полуавтоматические либо автоматические захваты. Если контейнеры снизу имеют проемы для ввода вил, то можно использовать автопогрузчики с вилочными захватами.

Наиболее распространены на контейнерных пунктах универсальные автопогрузчики грузоподъемностью 3 и 5 т и в меньшей мере-грузоподъемностью 1 и 2 т.

Автопогрузчики 4020 и 4022 грузоподъемностью соответственно 1 и 2 т оборудованы вилами. Автопогрузчик 4020 с двигателем "Запорожец 956" используется преимущественно на открытых площадках для погрузки и выгрузки малотоннажных контейнеров массой брутто до 1,0 т и пакетированных грузов. Он изготовляется в трех модификациях: с высотой подъема груза на вилах 4500, 2800 и 1800 мм.

В настоящее время выпускаются новые малогабаритные автопогрузчики 4091 и 4092 грузоподъемностью 1 и 2 т, не уступающие лучшим зарубежным образцам Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания допускают работу на бензине и сжиженном бутан-пропановом газе, обеспечивающем возможность работы погрузчиков в крытых помещениях, вагонах, контейнерах и т. п.

Автопогрузчики 4013 и 4U14 грузоподъемностью соответственно 3,2 и 5 т для работы с контейнерами оборудуются безблочной стрелой.
Более совершенной моделью является автопогрузчик 4016, который оснащен двигателем ГАЗ-52-04. Грузоподъемность его при минимальном вылете крюка на безблочной стреле составляет 4,5 т, а при максимальном-3,0 т
Автопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров предназначены для работы на контейнерных площадках крупных промышленных предприятий, в портах, с универсальными и специализированными контейнерами массой брутто 20 и 30 т. Такие автопогрузчики оборудованы боковым выдвижным грузоподъемником, оснащенным специальным быстросъемным захватом.

Захват (спредер) обычно имеет гидравлический привод поворотных кулачков Некоторые модели таких автопогрузчиков оборудованы передвижной (в поперечном направлении) кабиной водителя для улучшения обзора места работы. В связи со значительной нагрузкой от колес рассматриваемые автопогрузчики должны применяться на площадках с прочным бетонированным покрытием.

В России создан автопогрузчик 7806 с боковым выдвижным грузоподъемником грузоподъемностью на спредере 20 т, на вилах-25 т с двигателем ЯМЗ-238 На автопогрузчике применена унифицированная автоматическая гидромеханическая коробка передач. Длина погрузчика 8050 мм, ширина 3700 мм и высота при опущенном грузоподъемнике 3700 мм. Максимальная скорость 40 кмч. Спредер может перемещаться в продольном направлении в обе стороны на 200 мм и поворачиваться в горизонтальной плоскости на +4°. Для обеспечения устойчивости во время подъема или опускания груженых контейнеров на автопогрузчике предусмотрены две выносные опоры с гидроприводом выдвижения.

Для работы с крупнотоннажными контейнерами преимущественно в морских и речных портах (перемещение контейнеров внутри порта, штабелирование в несколько ярусов, погрузка на автомобили) создан автоконтейнеровоз 7801. Грузоподъемность автоконтейнеровоза 20 т, максимальная скорость перемещения с грузом 12 кмч, без груза-27 кмч.
Загрузку и разгрузку контейнеров пакетированными грузами осуществляют электропогрузчиками (аккумуляторными или с питанием по гибкому кабелю). Электропогрузчики применяют также для погрузки малотоннажных контейнеров на автомобили (прицепы) и выгрузки с них, для выполнения внутрискладских или внутрицеховых операций с контейнерами на промышленных предприятиях, торговых и плодоовощных базах Некоторые модели электропогрузчиков приспособлены для работы внутри крупнотоннажных контейнеров, к ним относятся электропогрузчики ЭПК-0805 и ЭПК-1205 грузоподъемностью соответственно 0,8 и 1,25 т с устройством для поперечного смещения вил (на 140 мм вправо и влево), большой "свободной" высотой подъема вил или высотой подъема только вил без изменения габаритной высоты погрузчика, равной 1300 мм.

В России выпускаются трехколесные электропогрузчики ЭП-0601, ЭП-0801, ЭП-1003, ЭП-1201 грузоподъемностью соответственно 0,63, 0,8, 1,0, 1,25 т с высотой подъема 3000 мм Предусмотрены также их модификации, отличающиеся высотой подъема вилочного захвата.

На автотранспорте в России применяются электропогрузчики моделей ЕВ71733 и FB73533 грузоподъемностью соответственно 2 и 3,2 т Высота подъема груза на вилах этих машин составляет 3300 мм Скорость груза при подъеме до 18 ммин.

К другим средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами относятся комплекты электрогидравлических или электромеханических домкратов и простейшие краны. Из-за неудобств в эксплуатации подъемные домкраты и простейшие краны на автотранспорте и у грузовладельцев распространения не получили. В пунктах с небольшим объемом работ более предпочтительными являются автомобили и автопоезда-самопогрузчики.

Автопогрузчики предназначены для работы на площадках с твердым и ровным покрытием. Они могут применяться на открытых площадках и в закрытых, проветриваемых помещениях. Малогабаритные автопогрузчики используются для работы в крытых вагонах, автофургонах, контейнерах, трюмах судов. Они оборудуются нейтрализаторами выхлопных газов.

Автопогрузчики состоят из двух основных частей:

1. Рабочее оборудование

2. Ходовая часть

На схеме предоставлен фронтальный вилочный погрузчик. Так он называется потому, что его рабочее оборудование расположено в передней части, а основным грузозахватным приспособлением является "вилочный" захват.

Привод автопогрузчика включает источник энергии и силовые передачи к исполнительным механизмам (ведущим колесам, гидроцилиндрам грузоподъемника).

Источником энергии является двигатель внутреннего сгорания.

Трансмиссия - это силовые передачи, соединяющие двигатель с ведущими колесами. Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса.

Основными параметрами являются технические данные, характеризующие конструкцию и возможности машины.

1. Номинальная мощность Q-это наибольшая допустимая масса груза, на подъем и транспортирование которого рассчитан погрузчик. В настоящее время выпускаются автопогрузчики от 1 до 40 тонн.

2. Расстояние от спинки вил до центра тяжести груза C. Выпускаются погрузчики,имеющие расстояние С: 500 мм,600 мм,700 мм.

3. Высота подъема Н - это расстояние от уровня стоянки до верхних поверхностей вил в верхнем положении.

4. Габаритные размеры погрузчика: длина, ширина и высота.

5. Высота свободного подъема - это величина подъема вил без увеличения габаритной высоты. Погрузчики с малой высотой свободного подъема не могут работать в низких складах, вагонах, контейнерах.

6. Дорожный просвет - это расстояние от наиболее низко расположенной точки погрузчика до уровня стоянки. Погрузчики для повышения устойчивости имеют низкую посадку и малый дорожный просвет (100-200 мм).

7. Радиус поворота - наименьший радиус площадки необходимой для разворота погрузчика.

8. Углы наклона грузоподъемника.

Это угол наклона вперед для облегчения захвата груза на вилы,обычно 3-5 градуса. Угол наклона назад для повышения устойчивости при транспортировке груза, обычно 8-12 градусов.

9. Скорость подъема груза. Для различных моделей погрузчиков не менее 0,25 м/с.

10. Наибольшая скорость перемещения с грузом.

Это допустимая скорость при движении по сухой, ровной дороге с минимальным грузом. В среднем составляет 20 км/час.

Основные параметры характеризуют следующие качества автопогрузчика: производительность и маневренность. Производительность - это количество (масса) груза, перемещаемая автопогрузчиком за определенное время. Маневренность определяет полноту использования площадки помещения.