logo
Динамический расчёт кривошипно-шатунного механизма двигателя

1.9 Построение индикаторной диаграммы

На горизонтальной оси откладываем отрезок АВ = 78.7 мм, соответствующий ходу поршня, взятому в натуральную величину. Далее откладываем отрезок ОА, соответствующий объёму камеры сгорания. Величину отрезка ОА определяем из соотношения:

(1.49)

Точка О является началом координат P-Vили P-S. Масштаб давления выбираем так, чтобы высота диаграммы превосходила длину в 1.2…1.5 раза. Из точек А и В проводим вертикальные линии, на которых отмечаем значения давлений в характерных точках индикаторной диаграммы . Построение политроп сжатия производим графическим методом. Из начала координат под углом к горизонтальной оси проводим луч ОК. Под углами и к вертикальной оси проводим лучи OMиON. Величины этих углов находим следующим образом:

(1.50)

(1.51)

Для построения политропы сжатия из точки с проводим горизонтальную линию до пересечения с вертикальной осью. Из полученной точки под углом 45о проводим прямую линию до пересечения с лучом ОМ, а из полученной точки пересечения - горизонтальную линию. Затем из точки с опускаем перпендикуляр к горизонтальной оси до пересечения с лучом ОК. Из полученной точки проводят прямую линию под углом 45о к вертикали до пересечения с горизонтальной осью, а из этой точки восстанавливаем перпендикуляр к горизонтальной оси до пересечения с ранее проведённой горизонтальной линией. Полученная точка принадлежит политропе сжатия. Последующие точки политропы сжатия находим аналогичным построением, но за начальную берём точку, полученную на предыдущем этапе.

Полученные точки соединяем плавной кривой, образующей политропу сжатия индикаторной диаграммы.

Построение политропы расширения производим аналогично построению политропы сжатия.

Из точки zпроводим горизонтальную линию до пересечения с вертикальной осью, из точки их пересечения под углом 45о к вертикали проводим прямую линию до пересечения с лучом ON, а из этой точки проводим горизонтальную линию до пересечения с продолжением вертикальной линии, полученной при нахождении аналогичной точки политропы сжатия. В месте пересечения этих линий получаем точку, принадлежащую политропе расширения.

Подобным образом строим следующие точки политропы расширения, выбирая каждый раз за начальную точку последнюю, полученную при предыдущем построении. Затем все точки соединяем плавной кривой, образующей политропу расширения.

После построения политроп сжатия и расширения производим скругление индикаторной диаграммы с учётом предварения открытия выпускного клапана, опережения зажигания и скорости нарастания давления.

Для этой цели под горизонтальной осью проводим на пути поршня S, как на диаметре, полуокружность радиусом S/2. Из центра полуокружности в сторону нижней мёртвой точки откладываем отрезок :

(1.52)

где - радиус кривошипа;

- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Из точки O1 под углом (угол опережения открытия выпускного клапана) проводим луч O1B1. Полученную точку B1, соответствующую открытию выпускного клапана, переносим на политропу расширения.

Луч O1D проводим под углом, соответствующим углу опережения зажигания , а точку D переносим на политропу сжатия. Луч O1F получаем поворотом по часовой стрелке относительно точки O1 луча O1D на угол задержки воспламенения . Точку F переносим на политропу сжатия. Положение точки (действительное давление в конце такта сжатия) определяют как , а положение точки (действительное максимальное давление цикла) определяется по. Точка располагается посередине между точками bиa. Затем проводим плавную линию изменения кривых сжатия и сгорания в связи с углом опережения зажигания и линию - в связи с предварением открытия выпускного клапана. Далее проводим линии впуска и выпуска, соединяя их в точке r. В результате построений получаем действительную индикаторную диаграмму.

2. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Внешней скоростной характеристикой двигателя называется зависимость основных параметров двигателя (эффективная мощностьэффективный крутящий момент , часовой расход топлива , удельный эффективный расход топлива , коэффициент наполнения ) от частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке (бензиновый двигатель) или полностью выдвинутой рейке топливного насоса на максимальную подачу топлива (дизельный двигатель).

Для проектируемого двигателя при построении внешней скоростной характеристики угловую скорость вращения коленчатого вала принимаем в диапазоне с учётом того, что - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.

(2.1)

Основные параметры двигателя в зависимости от угловой скорости вращения коленчатого вала определяем по эмпирическим формулам.

Текущее значение эффективной мощности , кВт, равно:

(2.2)

где a, в, с - коэффициенты корректирования.

Для бензиновых двигателей принимаем а = в = с = 1.

Полученные значения мощностей сводим в таблицу 1.

Текущее значение эффективного крутящего момента , кН.м, равно:

(2.3)

Полученные значения также записываем в таблицу 1.

Текущее значение часового расхода топлива, кг/ч, равно:

(2.4)

Текущее значение удельного эффективного расхода топлива , г/(кВт.ч), для бензинового двигателя определяем по формуле:

(2.5)

Полученные значения часового и удельного эффективного расхода топлива записываем в таблицу 1.

"right">Таблица 1

Внешняя скоростная характеристика

129.78

35.96

0,277

255.8

9,201

194.68

56.27

0,289

237.91

13.39

259.57

76.89

0,296

225.12

17.31

324.47

96.89

0,298

217.45

21.07

389.36

115.34

0,296

214.89

24.78

454.25

131.30

0.289

217.46

28.55

519.14

143.85

0,277

225.14

32.38

584.04

152.06

0,260

237.94

36.18

648.93

155

0,238

255.86

39.66

713.82

151.73

0,212

278.89

42.32

778,72

141,33

0,181

307,05

43,39

По полученной скоростной характеристике определяем коэффициент приспособляемости двигателя, равный отношению максимального эффективного моментам к моменту при максимальной мощности :

(2.6)

тепловой динамический двигатель поршень кривошип