1.1 Кинематика кривошипно-шатунного механизма
При проведении кинематического исследования кривошипно-шатунного механизма используем уравнения кинематики, полученные для поршневых машин в общем и опубликованные в литературных источниках.
Кинематические исследования проводим исходя из следующих положений:
1. Рассматривается только центральный (аксиальный, нормальный) кривошипно-шатунный механизм, где ось цилиндра пересекается с осью коленчатого вала.
2. Предполагается, что вращение коленчатого вала происходит с постоянной угловой скоростью щ = const на заданном скоростном режиме работы двигателя.
3. Независимой переменной принимается угол поворота первого кривошипа коленчатого вала (град.) или (рад), отсчитываемый от положения кривошипа первого цилиндра, соответствующего положению поршня в нем в верхней мертвой точке (ВМТ) такта впуска (для четырехтактных двигателей) или ВМТ такта сжатия (для двухтактных двигателей). При этом поворот коленчатого вала (пкв) = 0? или = 0 рад (ГОСТ ДОО 23550 ? 79).
4. Основными геометрическими размерами кривошипно-шатунного механизма являются: радиус кривошипа R и длина шатуна L.
5. Характеристикой кривошипно-шатунного механизма двигателя является отношение л = R/L, которое для современных автотракторных двигателей лежит в пределах: л = R/L = 0,23...0,31.
При выборе л для проектируемого двигателя необходимо руководствоваться следующими соображениями: с точки зрения уменьшения нормальных усилий на стенку цилиндра более длинный шатун (т.е. меньшее значение л) предпочтительнее. Однако с уменьшением значения л происходит увеличение высоты и массы шатуна, что приводит к росту сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс КШМ. При коротком шатуне возникает опасность задевания шатуна за нижнюю кромку цилиндра, а юбки поршня - за коленчатый вал.
В общих случаях анализа кинематики кривошипно-шатунного механизма принимают л = 0,25.
6. Кривошипно-шатунный механизм включает три группы движущихся деталей, различающихся характером своего движения:
а) детали, совершающие вращательное движение ? кривошип коленчатого вала и т.д.;
б) детали, совершающие прямолинейное движение ? поршневая группа;
в) детали, совершающие сложное плоско-параллельное движение ? шатунная группа.
7. В кинематическом исследовании выявляются закономерности изменений по углу поворота кривошипа:
а) перемещения детали ;
б) скорости детали ;
в) ускорения детали .
Радиус кривошипа принимаем в соответствии с принятым прототипом:
R = S/2 = 70/2 = 35 мм.
Принимаем = R/Lш =0,25.
Длина шатуна будет:
Lш = R/0,25 = 35/0,25 = 140 мм.
Кривошип коленчатого вала совершает простое вращательное движение.
Поршень совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение.
Перемещение поршня определим по формуле:
Используя данное выражение, аналитическим путём определяем значения перемещения поршня от ВМТ до НМТ для ряда промежуточных значений и результаты заносим в таблицу 1.1.1.
Уравнение текущей скорости поршня может быть получено путём дифференцирования уравнения текущего перемещения поршня по времени. Скорость поршня определим по формуле:
где угловая скорость кривошипа будет:
Результаты значения скоростей поршня для ряда промежуточных значений заносим в таблицу 1.1.1.
Средняя скорость поршня представляет собой классификационный параметр и положена в основу теории подобия движения. Среднюю скорость поршня определим по формуле:
Этот параметр определяет не только быстроходность двигателя, но и характеризует его конструкцию с точки зрения тепловой и динамической напряженности, а также линейного износа цилиндров.
Максимальная скорость поршня будет:
Положения кривошипа в моменты максимального значения скорости поршня найдём из зависимости:
Получаем углы положения кривошипа, соответствующие максимальным скоростям поршня равными:
Уравнение текущего ускорения поршня может быть получено путём дифференцирования уравнения скорости по времени (или второй производной от уравнения перемещения по времени). Ускорение поршня вычислим по формуле:
Ускорение достигает максимальных значений при положении поршня в ВМТ (), а минимальные (наибольшие отрицательные) значения его имеют место в НМТ () и составляют соответственно:
Результаты значения скоростей поршня для ряда промежуточных значений заносим в таблицу 1.1.1.
Таблица 1.1.1 - Перемещение, скорость и ускорение поршня
Угол поворота кривошипа от В.М.Т., , град. |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
360 |
|
Перемещение поршня, Sп, мм |
0 |
5,8 |
20,8 |
39,4 |
55,8 |
66,4 |
70 |
66,4 |
55,8 |
39,4 |
20,8 |
5,8 |
0 |
|
Скорость поршня, п, м/с |
0 |
12,5 |
20 |
20,5 |
15,6 |
8 |
0 |
-8 |
-15,6 |
-20,5 |
-20 |
-12, |
0 |
|
Ускорение поршня, jп, м/с2 |
15024 |
11911 |
4507 |
-3005 |
-7512 |
-7922 |
-9014 |
-8906 |
-7512 |
-3005 |
4507 |
11911 |
15024 |
- Исходные данные
- Введение
- 1. Динамический расчёт двигателя
- 1.1 Кинематика кривошипно-шатунного механизма
- 1.2 Кинематика шатуна
- 1.3 Динамика кривошипно-шатунного механизма
- 2. Расчёт детали поршневой группы
- 3. Система охлаждения двигателя
- 3.1 Расчет радиатора
- 3.2 Расчет жидкостного насоса
- 3.3 Расчет вентилятора
- 4. Система смазки двигателя
- 4.1 Расчет смазочной системы
- 4.2 Расчет масляного насоса
- 4.3 Расчет масляного радиатора
- Заключение