logo
Установка музыкальных компонентов

1.1 Эволюция автомобильных акустических систем

Самыми первыми в этом деле преуспели англичане, а самый первый автомобиль с радиоприёмником датирован 1919 годом. Англичанин по фамилии Греб изобрёл свой радиофицированный автомобиль, антенна приёмника у которого представляя достаточно массивную конструкцию с Т-образными ставнями и проволоками протянутыми между ними, наподобие конструкций, на которые вешают бельё. Эта громоздкая конструкция была первой известной попыткой соединить звук и движение. Как известно первый блин был комом, и модель Греба, из-за своей громоздкости не завоевала популярности. Зато спустя 3 года, в 1922 году, ламповые приемники иного типа были встроены в английскую малолитражку «Austin». Этот приемник принимал ДВ - и СВ-диапазоны, на которых в 20-х годах только в Лондоне вещало около 20 станций.

Данный факт обеспечил абсолютное лидерство данной модели на этот период, как в Англии, так и за её пределами. К 30-м годам появляются радиостанции, работающие в КВ-диапазоне. Также конкуренты «Austin» продолжали активно совершенствовать технологии, что к концу 30-х годов привело к тому, что в Европе приемниками оснащалось около 20 марок автомобилей. Здесь также стоило бы упомянуть и о вкладе американцев в развитие технологии автозвука, вернее первопроходца Уильяма Пауэлла Лира. Лиру удалось усовершенствовать авто радио обладавшие многими недостатками. Среди них отмечали неудобство установки громоздкого радиоприемника в сам автомобиль, управление им и его обслуживание, настройка, которая часто сбивалась во время движения, помехи от системы зажигания и многое другое. Лир попросту поместил конденсатор настройки с боку приемника, который встраивался в отдельный короб под рулём, а также применил усовершенствованный сетевой блок питания. Эти нововведения позволили решить прежние существующие проблемы, а Лиру разбогатеть.

Именно модель Motorola model 5T71, изобретенная Лиром, может считаться иконной автозвука этого периода в США. Только небольшая статистика - четверть миллиона американцев узнала о Второй мировой войне из автомобильных радиоприёмников этой модели. Поступь эволюции автозвука шла далее в нескольких направлениях, среди которых можно назвать оптимизацию размеров радиоаппаратуры, её усовершенствование, а также появление автономных проигрывателей, независящих от формата радиостанции, а только от настроения водителя или пассажира переднего сиденья. Значительное усовершенствование радиоприемников автомобилей стало возможным с появлением первых полупроводников.

Транзиторные приёмники занимали меньше места, а для их питания требовалось только 12 вольт. К началу 60-х, большинство компаний окончательно переходят на выпуск только транзисторных приемников, которые, помимо прочего, также снабжались и функцией запоминания станций. Этим также заканчивается эпоха электроламп, поскольку производители окончательно убедились, что транзисторные приемники намного надежней и экономичней ламповых. Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на винилах, таким образом, предоставив автомобилистам полную свободу выбора своей любимой музыки.

И компания Motorola в этом смысле вновь стала первопроходцем, так как в 1956, она совместно со знаменитой музыкальной корпорацией CBS совершила настоящую «автозвуковую революцию», снабдив машины от компании Chrysler настоящими проигрывателями винила. Так, первое время для данной системы, которую назвали Highway Hi-Fi (что дословно можно перевести как «Автомагистральное Hi-Fi»), даже выпускались специальные пластинки на 16? об. /мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат - пластинки на 45 об. / мин. Впрочем, союз автомобилей и виниловых пластинок длился относительно недолго.

Постепенно, к середине 60-х этот формат прекращает своё существование, а спустя несколько лет вместо них начинают использовать прародителей аудиокассет - бобины, которые оказались намного удобней в использовании. В обозначенный период американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десять лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, когда заменят всем хорошо знакомые СD. В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, и о котором стоит упомянуть напоследок. С этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой. Таким образом, автомагнитолы перестают быть тесно связанными с производством автомобилей, а производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию.

Пионерами новой индустрии, кстати, среди прочих, были и монстры автозвука Memphis Car Audio, которые начали заниматься производством аудиотехники с 1965 и по сей день успешно это делают. Благодаря технологическим достижениям прошлого и настоящего, в наше время в автомобиле можно создать уникальную аудиосистему со звуком, качество которого ничуть не будет уступать профессиональным аудиосистемам, превратив, тем самым, прослушивание музыки в авто в ни с чем не сравнимое слуховое наслаждение. Появляются новые способы прослушивания музыки в автомобилях, и среди прочего можно наметить явную тенденцию развития «альтернативных носителей»: все большее распространение получают SD / MMC карты, USB порты, синхронизация с iPod / iPhone и многое другое. Год от года аудиоаппаратура совершенствуется, а новинки этой отрасли не перестают удивлять как автолюбителей, так и обывателей далёких от тематики car audio. Скажем, сегодня телевизоры и DVD-проигрыватели для автомобилей уже никого не удивляют. Индустрия автозвука сделала новый рывок - от систем автозвука к настоящим мультимедийным системам развлечения с многоканальными стереосистемами и широкополосными экранами. Похоже, поездка в автомобиле будущего не будет скучной, а даже более чем занимательной.