logo
Тяговая динамика автомобиля

5.3 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля

Динамической характеристикой автомобиля называют графически выраженную зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах.

Измерителем динамических качеств автомобиля, т.е. его способности преодолевать сопротивление дороги на различных передачах с максимальной скоростью, является динамический фактор по тяге (D). Это отношение силы тяги (Рк, Н), требуемой для преодоления всех внешних сопротивлений кроме воздуха, к полному весу (Ga) автомобиля (т.е. запас силы тяги, приходящийся на единицу веса автомобиля).

Динамический фактор по тяге рассчитывается по формуле

Для первой передачи:

Для второй передачи:

Для третьей передачи:

Для четвертой передачи:

Результаты заносим в Таблицу 6.

"right">Таблица 6

Параметры динамической характеристики автомобиля

Номер передачи

Расчетные точки

хi м/с

Рk Н

Рw Н

D

I

1

0.2nн

0,59

11056

0,197

0,478

0,7

2

0.4nн

1,17

13807

0,774

0,596

3

0.6nн

1,76

13440

1,753

0,581

4

0.8nн

2,34

12698

3,099

0,548

5

nн

2,93

11044

4,85

0,477

6

1.2nн

3,5

8467

6,93

0,366

II

1

0.2nн

1,18

5487

0,789

0,237

2

0.4nн

2,36

6853

3,159

0,296

3

0.6nн

3,54

6671

7,106

0,288

4

0.8nн

4,73

6303

12,64

0,271

5

nн

5,91

5481

19,74

0,236

6

1.2nн

7,09

4202

28,42

0,180

III

1

0.2nн

2,37

2730

3,185

0,118

2

0.4nн

4,75

3410

12,76

0,146

3

0.6nн

7,12

3319

28,69

0,142

4

0.8nн

9,50

3136

51,04

0,133

5

nн

11,87

2727

79,73

0,114

6

1.2nн

14,24

2091

114,79

0,085

IV

1

0.2nн

4,85

1332

13,39

0,057

2

0.4nн

9,73

1663

53,62

0,069

3

0.6nн

14,60

1619

120,6

0,065

4

0.8nн

19,47

1529

214,5

0,057

5

nн

24,33

1330

335,07

0,043

6

1.2nн

29,19

1020

482,41

0,023

По имеющимся в таблице 6 данным строим динамическую характеристику проектируемого автомобиля.

Рисунок 4 - Динамическая характеристика автомобиля

Точки перегиба динамической характеристики (графики D=f(х) определяют, какие наибольшие дорожные сопротивления сможет автомобиль преодолеть на данной передаче. При этом условия сцепления колес с дорогой не учитываются.

Для наиболее полного представления о динамических качествах проектируемого автомобиля расчетные значения динамического фактора по тяге (D) необходимо проверить с точки зрения возможности их реализации в конкретных условиях эксплуатации. Для этих целей используется измеритель называемый динамическим фактором по сцеплению (Dц), который получается при реализации максимально возможной касательной силы тяги (Р, Н) по условию сцепления ведущих колес с дорогой в конкретных дорожных условиях. На основании показателя Dц формируется условие, при соблюдении которого возможно движение автомобиля без буксования ведущих колес:

Максимальное значение динамического фактора (Dц), ограничиваемое сцеплением ведущих колес с дорогой, определяется по формуле:

(24)

На основании того, что буксование ведущих колес обычно происходит при малой скорости движения и большом значении касательной силы тяги по сцеплению (Рц, Н), влиянием силы сопротивления воздуха (Pw, Н) можно пренебречь. В этом случае для определения сцепного веса автомобиля, получим следующие зависимости, позволяющие определить динамический фактор по сцеплению (Dц) проектируемого автомобиля:

для полноприводного автомобиля

(25)

Результаты расчетов показателя Dц заносим в таблицу 6. Кроме того, на графике динамической характеристики автомобиля необходимо отложить на оси ординат полученное значение Dц и провести горизонтальную прямую, параллельную оси абсцисс.