5.3 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля
Динамической характеристикой автомобиля называют графически выраженную зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах.
Измерителем динамических качеств автомобиля, т.е. его способности преодолевать сопротивление дороги на различных передачах с максимальной скоростью, является динамический фактор по тяге (D). Это отношение силы тяги (Рк, Н), требуемой для преодоления всех внешних сопротивлений кроме воздуха, к полному весу (Ga) автомобиля (т.е. запас силы тяги, приходящийся на единицу веса автомобиля).
Динамический фактор по тяге рассчитывается по формуле
Для первой передачи:
Для второй передачи:
Для третьей передачи:
Для четвертой передачи:
Результаты заносим в Таблицу 6.
"right">Таблица 6Параметры динамической характеристики автомобиля
Номер передачи |
Расчетные точки |
хi м/с |
Рk Н |
Рw Н |
D |
Dц |
||
I |
1 |
0.2nн |
0,59 |
11056 |
0,197 |
0,478 |
0,7 |
|
2 |
0.4nн |
1,17 |
13807 |
0,774 |
0,596 |
|||
3 |
0.6nн |
1,76 |
13440 |
1,753 |
0,581 |
|||
4 |
0.8nн |
2,34 |
12698 |
3,099 |
0,548 |
|||
5 |
nн |
2,93 |
11044 |
4,85 |
0,477 |
|||
6 |
1.2nн |
3,5 |
8467 |
6,93 |
0,366 |
|||
II |
1 |
0.2nн |
1,18 |
5487 |
0,789 |
0,237 |
||
2 |
0.4nн |
2,36 |
6853 |
3,159 |
0,296 |
|||
3 |
0.6nн |
3,54 |
6671 |
7,106 |
0,288 |
|||
4 |
0.8nн |
4,73 |
6303 |
12,64 |
0,271 |
|||
5 |
nн |
5,91 |
5481 |
19,74 |
0,236 |
|||
6 |
1.2nн |
7,09 |
4202 |
28,42 |
0,180 |
|||
III |
1 |
0.2nн |
2,37 |
2730 |
3,185 |
0,118 |
||
2 |
0.4nн |
4,75 |
3410 |
12,76 |
0,146 |
|||
3 |
0.6nн |
7,12 |
3319 |
28,69 |
0,142 |
|||
4 |
0.8nн |
9,50 |
3136 |
51,04 |
0,133 |
|||
5 |
nн |
11,87 |
2727 |
79,73 |
0,114 |
|||
6 |
1.2nн |
14,24 |
2091 |
114,79 |
0,085 |
|||
IV |
1 |
0.2nн |
4,85 |
1332 |
13,39 |
0,057 |
||
2 |
0.4nн |
9,73 |
1663 |
53,62 |
0,069 |
|||
3 |
0.6nн |
14,60 |
1619 |
120,6 |
0,065 |
|||
4 |
0.8nн |
19,47 |
1529 |
214,5 |
0,057 |
|||
5 |
nн |
24,33 |
1330 |
335,07 |
0,043 |
|||
6 |
1.2nн |
29,19 |
1020 |
482,41 |
0,023 |
По имеющимся в таблице 6 данным строим динамическую характеристику проектируемого автомобиля.
Рисунок 4 - Динамическая характеристика автомобиля
Точки перегиба динамической характеристики (графики D=f(х) определяют, какие наибольшие дорожные сопротивления сможет автомобиль преодолеть на данной передаче. При этом условия сцепления колес с дорогой не учитываются.
Для наиболее полного представления о динамических качествах проектируемого автомобиля расчетные значения динамического фактора по тяге (D) необходимо проверить с точки зрения возможности их реализации в конкретных условиях эксплуатации. Для этих целей используется измеритель называемый динамическим фактором по сцеплению (Dц), который получается при реализации максимально возможной касательной силы тяги (Рkц, Н) по условию сцепления ведущих колес с дорогой в конкретных дорожных условиях. На основании показателя Dц формируется условие, при соблюдении которого возможно движение автомобиля без буксования ведущих колес:
Максимальное значение динамического фактора (Dц), ограничиваемое сцеплением ведущих колес с дорогой, определяется по формуле:
(24)
На основании того, что буксование ведущих колес обычно происходит при малой скорости движения и большом значении касательной силы тяги по сцеплению (Рц, Н), влиянием силы сопротивления воздуха (Pw, Н) можно пренебречь. В этом случае для определения сцепного веса автомобиля, получим следующие зависимости, позволяющие определить динамический фактор по сцеплению (Dц) проектируемого автомобиля:
для полноприводного автомобиля
(25)
Результаты расчетов показателя Dц заносим в таблицу 6. Кроме того, на графике динамической характеристики автомобиля необходимо отложить на оси ординат полученное значение Dц и провести горизонтальную прямую, параллельную оси абсцисс.
- Введение
- 1. Определение полного веса автомобиля
- 2. Подбор шин автомобиля
- 3. Определение основных параметров двигателя автомобиля
- 3.1 Расчет номинальной мощности двигателя
- 3.2 Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя
- 4. Определение передаточных чисел трансмиссии
- 4.1 Расчет передаточного числа главной передачи
- 4.2 Определение передаточных чисел коробки передач
- 5. Тяговая динамика автомобиля
- 5.1 Силовой (тяговый баланс автомобиля). Расчет и построение графика силового баланса
- 5.2 Мощностной баланс автомобиля. Расчет и построение графика мощностного баланса
- 5.3 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля
- 6. Расчет и построение экономической характеристики автомобиля
- Заключение
- 3.8. Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля
- Лекция 4.4. Особенности тяговой динамики автомобиля с бесступенчатой трансмиссией и тяговый расчёт автомобиля
- Тяговый расчет автомобиля
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- Тяговые свойства
- Тяговый расчет автомобиля
- 7 Тяговая динамика автомобиля, ее значение для безопасности движения
- Тяговый расчет автомобиля.
- Тяговый баланс автомобиля. Мощностной баланс автомобиля.