logo
Технология радиочастотной идентификации (RFID-технологии)

2.2 Единая RFID система учета и контроля движения грузопотоков в логистике

Эксперты-аналитики Российской Федерации провели исследование и показали, что ключевыми направлениями развития решений RFID в ближайшем будущем будут следующие:

Ш складская логистика,

Ш транспортная логистика

Ш система контроля доступа.

Транспортная логистика

Термин «цепь поставок» отражает схему взаимосвязей организаций. Сегодня практически ни одна организация не может самостоятельно контролировать всю цепочку поставок, начиная от добычи исходного сырья до продажи готового изделия конечному потребителю. Этот сложный цикл разбит на этапы, и множество организаций участвуют в нем в качестве поставщиков, покупателей (торговых партнеров), а также перевозчиков.

Обычно выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

Наибольшая эффективность в логистической цепочке достигается благодаря координации таких видов деятельности, как формирование логистической инфраструктуры, информационного обмена, транспортировки, управления запасами, складского хозяйства, грузопереработки и упаковки. Именно сведенные в единую систему, эти функциональные области способны обеспечивать потребности цепочки поставок.

Если рассматривать внедрение и применение бесконтактной идентификации RFID в цепях поставок, здесь можно заметить немалое количество преимуществ, например, таких, как:

1. при транспортировке грузов в транспортном средстве RFID-метка, установленная на каждой паллете (коробке), позволит ускорить формальности с документооборотом в зонах таможенного контроля. Это будет достигаться за счет ридеров, установленных в пунктах пропуска, которые считают информацию о перевозимом грузе за несколько секунд;

2. создание условия для контроля и учета движения груза в любой точке местонахождения в режиме реального времени;

3. значительное увеличение скорости грузооборота;

4. повышение качества обслуживания клиентов

5. повышение эффективности производительности труда и мн. др.

На сегодняшний день в Республике Беларусь примером использования RFID-технологии в области транспортной логистики может послужить система оплаты за проезд по платным дорогам «Bell Toll».

BelToll - это электронная система сбора платы за проезд, которая действует на территории Республики Беларусь с 1 июля 2013 года. Данная технология позволяет пользователям дороги оплачивать проезд без остановки транспортных средств в пунктах сбора оплаты.

Над полотном дорог, входящих в систему BelToll размещаются металлические порталы сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспортного средства.

Прямая связь между бортовым устройством в автомобиле и порталом сбора платы обеспечивает полностью автоматический расчет суммы оплаты за проезд по определенному участку платной дороги, когда транспортное средство проходит под порталом сбора платы.

При прохождении транспортных средств через порталы сбора платы, система автоматически списывает средства со счета бортового устройства, который создается при регистрации пользователя в системе.

Такого рода системы значительно упрощают процесс оплаты, исключают необходимость введения соответствующей документации по оплате, точность контроля километража устраняет проблемы с просчетами стоимости проезда и мн. др. Выше сказанное показывает насколько целесообразно внедрение технологии радиочастотной идентификации для улучшения эффективности работы цепочки поставок.

Складская логистика

Складирование можно считать составным связующим элементом практически всех областей в цепочке поставок. Многие логистические системы видят роль склада не столько в хранении продуктов, сколько в их распределении и сервисном обслуживании потребителей. Таким образом, склад является неотъемлемым звеном в логистической системе и позволяет получить значительные стратегические выгоды.

При исследовании причин и проблем, препятствующих эффективной работе цепочки поставок оказалось, что самой крупной проблемой является ограниченная пропускная способность и задержка в пути транспортного средства из-за простоя. 84% опрошенных заявили, что для них эта проблема «актуальна» (56%) и «очень актуальная» (38%). Кризис ограниченной пропускной способности привел к тому, что многие грузоотправители стали менее обеспокоены ростом тарифов, а сконцентрированы на том, на сколько участники перевозки грузов: грузоотправители, грузополучатели и перевозчики способны поддерживать концепцию работы цепи поставок Just-in-Time.

Решения такого рода проблем может обеспечить RFID-технология, которая позволяет эффективно управлять бизнес-процессами и сократить издержки контроля грузопотоков.

Если установить RFID-технологию на складе, то при поступлении товара RFID-считыватели, размещенные в дверных проемах, считают информацию с радиочастотных меток, прикрепленных к контейнерам или паллетам, в момент провоза их автопогрузчиком. Метка может содержать информацию о характеристиках товара, поставщике, сопроводительных документах (заказ, накладная).

Уже в момент провоза товара автопогрузчиком через ворота склада информационная система может идентифицировать товар и определить все необходимые данные для регистрации нового поступления.

Считывающие устройства (ридеры) также могут размещаться на автопогрузчиках, которые оснащаются портативными компьютерами, подключенными к беспроводной сети. В реальном режиме времени они могут запрашивать и принимать информацию, обращаясь к информационной системе управления складом. Таким образом, считав информацию с радиочастотной метки, размещенной на контейнере или паллете, бортовой компьютер автопогрузчика может контролировать водителя или выдавать ему рекомендации в процессе внутреннего перемещения товаров на складе. Например, сообщить номер стеллажа, куда должен быть транспортирован контейнер, выдать предупреждение при размещении контейнера не на том стеллаже или если на автопогрузчик помещен контейнер не с тем товаром.

В условиях постоянного товаропотока, большого ассортимента и большого числа обслуживаемых клиентов технология RFID предоставляет значительные преимущества в процессе комплектации, сортировки и отгрузки товаров. Специальные конструкции антенн RFID ридеров позволяют гарантированно идентифицировать метки на товаре вне зависимости от их ориентации в пространстве и тем самым исключить ошибки при комплектации и отгрузке товаров. Укомплектованный для заказчика контейнер (паллету) также оснащают радиочастотной меткой, которая содержит информацию о месте назначения груза, сопроводительных документах, дате отгрузки и т. д. Поэтому при погрузке в транспорт информационная система автоматически проконтролирует, чтобы контейнер был погружен именно в то транспортное средство, которое доставит его в нужное место в нужное время.

Считыватели, размещенные на стеллажах, по команде от информационной системы управления складом могут просканировать RFID метки и незамедлительно выдать информацию о том, где, сколько и какого товара находится. При такой автоматической инвентаризации система также может предупредить, у каких товаров истекает срок годности. Да и не менее актуальной является задача определения местоположения определенного товара, решение которой без применения RFID технологии вообще не представляется возможной.

Вышеописанные функции новой бесконтактной идентификации, которые могут реализоваться на складе, частично представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Примеры использования RFID-технологии на складе

Таким образом, текущее состояние конкуренции в логистической сфере зависит в основном от быстроты обслуживания, надлежащего качества и приемлемой цены. Поэтому на первый план выходят компании, способные предложить наилучший сервис с наименьшими издержками. Технология RFID позволяет модернизировать работу логистической цепочки, в частности, склада, и, следовательно, повышает конкурентоспособность организации на рынке предлагаемых услуг.