logo
Технологический процесс диагностирования и технического обслуживания аккумуляторных батарей

3. Основные неисправности и износ АКБ

Окисление полюсных выводов происходит при попадании на них электролита, отсутствии смазки на них и неплотном креплении проводов. Окисленные выводы повышают сопротивление в цепи всех потребителей, особенно стартера, что ухудшает их работу.

Окисленные выводы зачищают наждачной бумагой или специальным приспособлением и смазывают техническим вазелином. Трещины в мастике, крышках и стенках бака являются причиной утечки и понижения уровня электролита в аккумуляторах. Электролит, попадая на поверхность крышки, замыкает полюсные выводы полублоков пластин. Это увеличивает саморазряд аккумуляторов. При соприкосновении заряженных пластин с воздухом в результате утечки электролита губчатый свинец отрицательных пластин переходит в гидроокись свинца Pb(OH) , вызывая уплотнение активной массы и уменьшение ее пористости. Это затрудняет доступ электролита вглубь пластин. При этом в работе участвует меньше активной массы пластин, что снижает емкость батареи. Кроме того, на оголенной части пластин происходит образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца, что еще больше снижает емкость батареи. Трещина на внутренней части бака вызывает замыкание электролитом разноименных групп пластин двух соседних аккумуляторов, соединенных между собой свинцовой перемычкой, и происходит их саморазряд, а в дальнейшем - образование труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца. Плотность электролита в этих аккумуляторах меньше, чем в исправных; э.д.с. двух соседних аккумуляторов, замыкающихся через электролит, будет равна всего 2 (В). Поврежденные баки, крышки и мастику заменяют.

Ускоренный саморазряд аккумуляторов

Нормальный (естественный) саморазряд новых аккумуляторов при бездействии происходит в течение первых 14 суток. Для уменьшения саморазряда, возникающего в результате загрязнения электролита, батарею необходимо зарядить силой тока 10-часового режима до напряжения 1,1 - 1,2 (В) на один аккумулятор, после чего вылить весь электролит, залить батарею дистиллированной водой для промывки пластин и сепараторов и после выдержки в течение 5 (мин.) вылить эту воду и затем залить аккумуляторы свежим электролитом той же плотности, какую имел электролит, вылитый перед промывкой, и полностью зарядить аккумуляторную батарею. Для уменьшения саморазряда, возникающего вследствие загрязнения крышек аккумуляторов, крышки следует очистить от грязи и электролита.

Пониженная или повышенная плотность электролита

Пониженная плотность электролита увеличивает внутреннее сопротивление батареи и снижает ее емкость, а при повышении плотности электролита ускоряется разрушение активной массы и решеток пластин, что снижает срок службы и емкость батареи. Корректировку плотности электролита в конце заряда производят доливкой в аккумуляторы дистиллированной воды (если плотность выше нормы) и доливкой электролита плотности 1,4 г/куб. см (если плотность ниже нормы).

Перезаряд батареи

При перезаряде батареи происходит усиленный электролиз воды и увеличение содержания серной кислоты в электролите, происходит нагрев электролита, усиливается испарение воды. В результате возникает сульфатация верхней части пластин, которая приводит к повреждению сепараторов и возникновению коротких замыканий. Основной признак перезаряда - быстрое понижение уровня электролита. Основная причина перезаряда - высокое напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения. При появлении признаков перезаряда необходимо произвести внеочередную проверку и регулировку регулятора напряжения.

Разряд батареи

Систематический разряд батареи в большинстве случаев возникает из-за низкого напряжения генераторной установки. При обнаружении разряда необходимо отрегулировать регулятор напряжения. Иногда причинами разряда являются утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля, а также повышенное потребление электроэнергии.

Преждевременное разрушение пластин

Преждевременное разрушение пластин происходит при длительном перезаряде, который вызывает только бесцельный электролиз воды на кислород и водород и вредное окисление решеток положительных пластин кислородом. Сильное окисление решеток вызывает их разрушение. Одновременно в порах активной массы пластин накапливается значительное количество газов водорода и кислорода, давление в порах возрастает, что вызывает разрыхление и выкрашивание активной массы и отрыв ее от решеток пластин.