logo
Двигатели внутреннего сгорания

2. Опишите устройство системы охлаждения двигателя А-41. Начертите схему и покажите на ней стрелками циркуляцию охлаждаюшей жидкости по малому и большому кругу

Отличие А -41 в том, что он не имеет надува. Рядный, 4-ёх цилиндровый. Топливный насос механический, секционный, дозированием отсечкой в конце подачи. Порядок работы форсунок и цилиндров 1-3-4-2.

Воздухоочиститель инерционно-масляный, трехступенчатый с фильтрующими элементами из пенополиуретана. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Насос масляный шестеренчатый, односекционный с приводом от коленчатого вала. Система охлаждения жидкостная, принудительная, закрытого типа. Вентилятор шестилопастный, с ременным приводом от шкива коленчатого вала. Система пуска пусковой двигатель П-10УД с дистанционным запуском от электростартера СТ-362А или ПД-10У с электростартером СТ-365А. Насос масляной системы шестеренчатый. Насос водяной центробежного типа. Короче всё стандартно. Отличие в том, что без надува.

Четырехтактный дизельный двигатель. 4-цилиндровый, с непосредственным впрыском топлива. Жидкостного охлаждения. Расположение цилиндров рядное, вертикальное.

Применяется на тракторах ДТ -75, Д-162 ДТ-75 ДЗ-42 производства

Волгоградского тракторного завода.

Технические характеристики двигателя:

Тип двигателя четырехтактный дизель

Число цилиндров 4

Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Диаметр цилиндров, мм 130

Ход поршня, мм 140

Полезная номинальная мощность, кВт (л.с.) 106,5(145)

Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин 1750+/-35

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 по часовой стрелке (правое)

Основные системы двигателя:

Топливный насос типа А4ТН10x10, секционный, дозированием отсечкой в конце подачи

Форсунка М6А1 -20С 1 Б закрытого типа с многоступенчатым распылителем Фильтр топливный предварительной очистки фильтр грубой очистки ФГ-25 Фильтр топливный тонкой очистки фильтр ФТ-80 с одним сменным фильтрующим элементом из бумаги

Воздухоочиститель инерционно-масляный, трехступенчатый с фильтрующими элементами из пенополиуретана

Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием Насос масляный шестеренчатый, односекционный с приводом от коленчатого вала

Система охлаждения жидкостная, принудительная, закрытого типа Вентилятор шестилопастный, с ременным приводом от шкива коленчатого вала.

Система пуска пусковой двигатель П-10УД с дистанционным запуском от электростартера СТ-362А или ПД-10У с электростартером СТ-365А

Генератор 46.3701 (14В, 700Вт)

Насосы гидросистемы шестеренчатый,НШ32У-3-Л или НШ32А-3-Л шестеренчатый, НШ10Б-3-Л или НШ10К-3-Л

Насос водяной центробежного типа.

У двигателя внутреннего сгорания в процессе работы выделяется большое количество тепла, которое нужно отводить, чтобы не произошло перегрева, вследствие которого двигатель может получить механические повреждения. Для этого на автомобилях и присутствует система охлаждения двигателя.

Рис 1 - Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя выполнена следующим образом. Блок цилиндров и головка пронизана каналами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость ОЖ. Проходя по каналам жидкость, забирает тепло от горячих цилиндров и рассеивает его в окружающую среду.

Система охлаждения двигателя(Рис 1) включает в себя следующие узлы:

· Помпа 6 или водяной насос. Создает ту самую циркуляцию ОЖ в двигателе.

· Термостат 7. Регулирует циркуляцию по малому или большому кругу в зависимости от температуры.

· Радиатор печки 8. Предназначен для обогрева салона. Циркуляция через печку идет постоянно, в независимости от того в каком положении находится термостат, и по какому кругу циркулирует жидкость. Горячий воздух проникает в салон, при включенном салонном вентиляторе 9.

· Основной радиатор 5. Предназначен для охлаждения ОЖ.

· Расширительный бачек 2. При увеличении температуры в системе, жидкость начинает расширяться, излишки ее уходят в расширительный бачек.

· Пробка с клапанами на расширительном бачке 1 или основном радиаторе. Поддерживает в системе охлаждения определенное давление. Давление в системе нужно для того, чтобы повысить температуру кипения. Даже при достижении температуры 110 градусов жидкость в системе не закипает.

· Датчик включения вентиляторов4 на радиаторе. При достижении определенной температуры в радиаторе, включает вентилятор 3, установленные на нем.

Теперь подробнее опишем все процессы.

1. Мы завели холодный двигатель. Сразу же у нас появляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Циркуляция жидкости создается помпой 6 (рис1), приводимой в движение ремнем ГРМ или отдельным ремнем.

2. Пока жидкость холодная она проделывает следующий путь:

o Помпа закачивает жидкость в двигатель 10. За счет процессов происходящих в цилиндрах у нас выделяется большое количество тепла. Жидкость, протекая по двигателю, забирает это тепло, тем самым повышая свою температуру.

o Попадает опять в помпу 6.

3. Такой путь жидкости в двигателе называется малым кругом. На схеме он обозначен синими стрелками. Жидкость будет циркулировать по следующей схеме, пока она не достигнет определенной температуры. После чего термостат 7 перекроет малый круг и откроет большой.

4. Большой круг (обозначен зелеными стрелками) обеспечивает циркуляцию жидкости по следующей схеме:

o Помпа 6 закачивает жидкость в двигатель 10.

o Повысив свою температуру ,по патрубкам ОЖ попадает в радиатор 5, где отдает свое тепло в окружающую среду.

o Охлажденная жидкость вновь закачивается помпой в двигатель.

5. Если естественного охлаждения жидкости в радиаторе не достаточно и температура ОЖ продолжает расти, то срабатывает датчик включения вентиляторов 4, расположенный внизу радиатора.

6. После замыкания контактов внутри датчика 4, включаются вентилятор 3, установленный на радиаторе.

7. Охладив жидкость, контакты датчика 4 принимают исходное положение, отключая вентилятор 3.

8. Если жидкость остывает до температуры закрытия термостата, то она вновь начинает циркулировать по малому кругу.

Таким образом, в двигателе всегда поддерживается одна температура, оптимальная для нормальной работы двигателя. Условным значением принято считать 90 градусов. При такой температуре в двигателе устанавливаются оптимальные тепловые зазоры, двигатель развивает максимальную мощность, расход топлива становится номинальным. Для того чтобы двигатель быстрее вывести на этот режим и поддерживать его, так усложнили систему охлаждения разделив ее на малый и большой круг.