logo
Автомобильные эксплуатационные материалы

3. Система классификации и маркировки тормозных жидкостей

Тормозные жидкости служат для передачи энергии к исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобилей.

Ассортимент выпускаемых тормозных жидкостей по характеру основы можно подразделить на жидкости на основе минеральных масел, гликолевые и силиконовые.

К первой группе, на основе минеральных масел, в первую очередь относят касторовые жидкости. Касторовые жидкости представляют собой смесь, состоящую из рафинированного касторового масла и бутилового(БСК) или амилового (АСК) спирта. Кроме того, к жидкости добавляют краситель, придающий ей красный цвет.

Гидротормозные жидкости на касторовой основе обладают весьма хорошими смазочными свойствами. В то же время у них невысокие вязкостно - температурные свойства, физическая и химическая стабильность. При отрицательных температурах значительно возрастает вязкость. Начиная с - 15… - 17возможно выпадение кристаллов касторового масла, нарушающих работу гидропровода, а при температуре - 30… - 40 может наступить застывание жидкости.

При повышенных температурах происходит испарение спирта, из-за чего увеличивается вязкость и повышается температура застывания жидкости.

Касторовую гидротормозную жидкость рекомендуется использовать всесезонно для автомобилей, эксплуатируемых в средней полосе России при температуре до - 20. Срок её хранения не более одного года.

К касторовым тормозным жидкостям относится жидкость БСК. Жидкость БСК представляет собой смесь 50% бутилового спирта, 50% рафинированного касторового масла и органического красителя красного цвета. Имеет хорошие смазывающие свойства, но неудовлетворительные низкотемпературные свойства. Жидкость работоспособна при температуре окружающего воздуха от - 20 до + 30?. Кроме того БСК имеет низкую температуру кипения (115°) поэтому она не в состоянии обеспечить надёжную работу тормозов автомобилей на режимах с интенсивным движением. В летний период эксплуатации возможно образование паровых пробок. Применяют БСК в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей автомобилей.

Гликолевые тормозные жидкости «Нева», «Томь» и «Роса» состоят из смеси гликолей, воды, ингибиторов коррозии и антиокислителя. Они светло - жёлтого цвета, обладают хорошими низкотемпературными, вязко - температурными свойствами и высокой температурой кипения - соответственно 190, 205 и 260 . Гликолевые тормозные жидкости можно применять для всех видов автомобилей, кроме тех, резина манжет которых могла бы быть подвергнута ускоренному разрушению.

Жидкость «Нева» - основными компонентами являются гликолевый эфир (этилкарбитол)и полиэфир (полиоксилпропиленгликоль) с добавлением вязкостной и противокоррозионных присадок. Она обеспечивает надёжную работу в интервале от + 45 до - 45 ?. При увлажнении снижается температура кипения и увеличивается вероятность образования паровых пробок, повышается коррозионная агрессивность к металлам. Жидкость применяется всесезонно во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера. Срок службы - не более одного года.

Жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева». Основные компоненты - концентрированный гликолевый эфир, полиэфир, бораты (для повышения эксплуатационных свойств) с добавлением загустителей; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения (200?). Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.

Жидкость «Роса» разработана для новых моделей легковых и грузовых автомобилей. Основной компонент - борсодержащий полиэфир; содержит антикоррозионные и антиокислительные присадки. Жидкость имеет высокие значения температуры кипения (260?) и температуры кипения «увлажнённой» жидкости (165?). Это обеспечивает надёжную работу тормозной системы при тяжёлых эксплуатационных режимах и позволяет улучшить срок службы жидкости до 3 лет.

Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации DOT - 3 с температурой кипения более 205 ?, а аналогом жидкости «Роса» - является жидкость DOT - 4 с температурой кипения более 230 ?.

Жидкость ГТЖ - 22 М состоит из смеси гликолей, воды и антикоррозионных присадок. Окрашена в зелёный цвет. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно - температурными свойствами.

Силиконовые тормозные жидкости изготавливаются на основе кремний - органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, не абсорбируют влагу, однако их недостаток высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что ограничивает их применение. К нежелательным последствиям применения силиконовых жидкостей относят накопление воды в свободном виде, которая выпаривается при нагревании жидкости свыше 100 и замерзает при охлаждении её ниже , с последующим образованием пузырьков, препятствующих работе тормозной системы.

К группе силиконовых жидкостей относится DOT - 5. Тормозная жидкость тёмно - красного цвета на силиконовой основе. Температура кипения не менее 260?, «увлажнённой» не менее 180?. Кинематическая вязкость при температуре ? 40? не более 900 мм2 /с, при температуре + 100? не более 1,5 мм2 /с . [2, c 72 -73; 5, c 334 - 338].